Статья «Методы интерактивного обучение на уроках учебной практики» |
Содержание - Профессиональное образование |
27.01.2025 05:45 |
Нижегородова Галина Григорьевна, мастер производственного обучения, КГБПОУ Амурский политехнический техникум, г. Амурск, Хабаровского края.
Методы интерактивного обучение на уроках учебной практики Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Таким образом, цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Задачами интерактивных форм обучения являются: - пробуждение у студентов интереса к освоению практических навыков; - эффективное усвоение студентами учебного материала; - самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; - установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; - формирование жизненных и профессиональных навыков. Интерактивное обучение для подготовки сварщиков включает методы, которые вовлекают обучающихся в активное участие в процессе обучения, способствуют развитию практических навыков и критического мышления. Используемые мной методы интерактивного обучения дают мне возможность организовать учебный процесс, при котором все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Вот примеры таких методов. Игровые методы. Деловые игры дают возможность симулировать производственные ситуаций, где обучающиеся решают задачи по сварке, имитировать реальные производственные процессы, чтобы обучающиеся учились принимать решения в условиях, приближенных к профессиональной среде. Например, ситуация: «Производство детали по чертежу». Обучающимся выдается технический чертеж, задание по выбору метода сварки, материалов и оборудования. После выполнения они защищают свои решения перед группой. Результат – развиваются навыки анализа чертежей и выбора подходящих технологий. В ролевых играх студенты выполняют роли сварщиков, мастеров или техников контроля качества, сталкиваясь с реальными производственными проблемами. Обучающиеся играют роли специалистов на производстве. Например, сварщик выполняет работу, контролер проверяет швы, мастер дает обратную связь. Результат – формируется понимание организационных процессов и важность контроля качества. Мастер-классы и демонстрации – приглашение опытных сварщиков для показа сложных сварочных технологий, демонстрация различных техник сварки (например, аргонодуговой, электродуговой), практические занятия с объяснением наглядных ошибок и их исправления. Например, мастер производственного обучения показывает выполнение корневого прохода шва на трубах, объясняя, как добиться оптимального провара, обучающиеся пробуют повторить под его контролем. Результат - получение практического опыта и навыков наблюдения. Проектная деятельность - выполнение группового или индивидуального проекта, требующего применения знаний и навыков сварки. Например - «Изготовление металлоконструкции" (например, каркаса для скамейки)». Обучающиеся совместно проектируют, подбирают материалы, выполняют сварочные работы и финальную обработку изделия. Результат – умение планировать и выполнять работу с учетом конечной цели. Тренажеры и симуляторы – использование сварочных симуляторов для отработки техники сварки без риска порчи материалов и компьютерных программ для моделирования сварочных процессов и анализа качества швов. На виртуальном тренажере студент выполняет задание на выполнение стыкового шва с контролем глубины провара и качества шва. После завершения система дает анализ ошибок. Результат - быстрое освоение техники сварки без затрат материалов. Метод кейсов – это разбор реальных или вымышленных ситуаций из практики сварки, анализ причин возникновения дефектов сварки и их устранение, обсуждение методов экономии материалов и времени при сварочных работах. Например, «Дефекты сварного шва». Группе предоставляется фото или образец дефектного шва. Задача: определить причину дефекта (например, недостаточный ток, загрязненный металл) и предложить способы его устранения. Результат – развитие аналитического мышления и способности решать проблемы. Мозговой штурм – коллективное обсуждение задач, например, улучшение качества сварки или выбор оборудования для определенной задачи, поиск инновационных решений с применением современных технологий сварки. Например, «Как улучшить качество сварного соединения на нержавеющей стали?». Обучающиеся предлагают идеи, такие как выбор газа, корректировка режимов сварки, проверка чистоты металла. Результат – активное включение всех обучающихся в процесс обучения. Круговые тренировки – это организация рабочих зон, на каждой из которых отрабатывается определённый навык. Например, рабочие зоны: настройка сварочного оборудования, выполнение стыкового шва, контроль качества швов с помощью ультразвукового дефектоскопа. Результат – комплексная отработка теории и практики. Метод проблемного обучения – постановка практической проблемы (например, "Как добиться идеального шва при сложных условиях"). Обучающиеся самостоятельно или в группе ищут пути её решения, используя теоретические знания и практический опыт. Интерактивные тесты и задания – онлайн-тесты для проверки знаний о свойствах металлов, видах сварки и технологии выполнения работ, составление схем сварки или выбор подходящих материалов в интерактивной форме. Результат – повышение мотивации через цифровой формат обучения. Рефлексия и анализ – после практики студенты делятся впечатлениями, оценивают свои успехи и выявляют области для улучшения. Обсуждение ошибок, допущенных при сварке, и путей их предотвращения. Анализ проделанной работы и выявление зон для улучшения. Результат – формирование навыка самоконтроля и профессионального саморазвития. Интерактивные методы обучения на уроках учебной практики для сварщиков являются эффективным инструментом, способствующим формированию профессиональных компетенций, развитию практических навыков и повышению интереса обучающихся к обучению. Их использование позволяет создать условия, максимально приближенные к реальной производственной среде, что делает процесс подготовки специалистов более качественным и продуктивным. Применение таких методов, как деловые игры, проектная деятельность, использование тренажеров, ролевые игры и мозговой штурм, обеспечивает активное вовлечение обучающихся в процесс обучения, развивает их аналитическое мышление, креативность и умение работать в команде. Эти подходы помогают не только овладеть профессией, но и воспитывают ответственность, самостоятельность и готовность к решению сложных производственных задач. Таким образом, интеграция интерактивных методов в образовательный процесс является необходимым условием подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области сварочного дела. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».