Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7950068
Конспект занятия «Летопись родного края».

Галиахметова Альфия Германовна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда». 
Истории исчезнувшего поселка Нумги Надымского района ЯНАО.


Дата публикации: 26.03.2018


Тема: Летопись родного края. Нумги

Цель: сохранение истории родного края

Задачи:

- собрать материал об истории поселка Нумги Надымского района ЯНАО;

- выявить последствия утраты родных корней, Дома для человека;

Личностные:

-осознание своей идентичности как гражданина страны и региональной общности;

-складывание представлений об истории родного края.

Метапредметные:      

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную;

-владение умениями работать с учебной информацией;

-способность представлять результаты своей деятельности в различных формах;

-готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе.

Предметные:

-освоение сведений об истории населенных пунктов Надымского района ЯНАО как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

-умение правильно употреблять и объяснять термины, понятия.

Основные понятия: Родина, Отечество

Метапредметные связи: история, обществознание, русский язык

Ресурсы урока: интернет-ресурсы

Этап мотивации (1мин.)    

А) Приветственное слово

- Добрый день, ребята.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами и активно поработаем

Этап актуализации знаний (2 мин.)

Эпиграф к занятию «Историяпредковвсегдаинтереснатем, кто достоин иметь Отечество». (Н.М.Карамзин).

- Ребята, как вы понимаете смысл высказывания Н.М. Карамзина?

- Ребята, откройте словари и посмотрите значение слова «Родина»

(Работа в парах)

Родина

1.Отечество, родная страна. 2.Место рождения, происхождения чего-нибудь, возникновение чего-нибудь.

Гражданство

1.Принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина (в 1 знач.). Российское г. Получить права гражданства

2.Постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях

Составим кластер «Родина»

           

Этап выявления затруднений (3 мин.)

- Ребята, мы являемся гражданами Российской Федерации

- Скажите, в каком субъекте Российской Федерации мы проживаем? (В Ямало-Ненецком автономном округе?)

А теперь посмотрите на карту ЯНАО

- Найдите Ныду?

- Что вы знаете о нашем поселке?

- Где расположена Ныда?

- Почему Ныда для вас дорога?

- Когда вы уезжаете из Ныды, вы скучаете?

- Почему это происходит?

- Сравните две географические карты?

(На первой карте есть поселок Нумги, на второй – его уже нет.)


Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (3 мин.)

- Ребята, сформулируйте тему, проблемный вопрос нашего занятия? (Тема Родины, проблема сохранения малой Родины, а также мы должны выяснить причины исчезновения поселка Нумги)

Работа со словарем (В парах)

Найдите информацию о поселке Нумги

Нумги — поселок в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.Расположен в Обской губе, в 200 км от Пангод, неподалёку от национального поселкаНыда.

Ребята, а кто из вас бывал в Нумгах?

Какая картина предстала перед вашими глазами? (Все разрушено, словно война прошла по улицам Нумги.)

О чем это заставило вас задуматься? (Я бы не хотел, чтобы такое случилось с моим поселком)


Этап реализации построенного проекта (25 мин.)

-Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, бывшие жители поселка Нумги.

Уважаемые гости, ребята хотели бы вам задать несколько вопросов. (Приложение1)

Работа в группах (Найти информацию в сети Интернет)

I группа: История поселка Нумги в 1930 годы

II группа: Нумги в годы Отечественной войны

IIIгруппа: Нумги в 70-е годы.

IVгруппа: Выявить причины исчезновения поселка

V группа: Составить мини-проект на основе предложенных фотографий.


Выступление 1 группы:

Поселок был основан в 1920 годы, расположен на берегу одноименной речушки в Надымском районе. Здесь в 1930 годы расположился хозяйственный центр строящейся усадьбы Ныдинского оленеводческого совхоза.

Там, где предстояло строить хозяйственный центр совхоза, простиралась голая равнина, покрытая небольшими кустарниками карликовых березок, да по берегам речки Нумги был разбросан редкий ольховник. Пришлось перетерпеть большие трудности по доставке сюда строительных материалов. Тем не менее, уже к концу 1934 года там, где ранее располагались несколько рыбацких чумов, выросли четыре новых дома, а вскоре построены были и другие производственные и жилые здания. Из года в год территория поселка расширялась. Вскоре Нумги выросли не только в хозяйственный, но и культурный центр оленеводов Ныдинского совхоза. Дети рабочих обучались здесь в начальной школе, молодежь в свободное от работы время проводила свой досуг в совхозном клубе. В поселке был медпункт, магазин, метеостанция, радиоузел, электростанция.

На окраине поселка раскинулась звероферма. Трудился на ней небольшой, дружный коллектив звероводов. Ни злые северные пурги, ни трескучие морозы не пугали этих людей. На звероферме разводили серебристо-черных лисиц и голубых песцов.

К каждому дому были поставлены бочки, куда ссыпали золу, которую затем вывозили на огород. В поселке Нумги располагалась резиденция Ныдинского оленеводческого совхоза, имела свою базу Ямальская зональная оленеводческая станция. Как и в Ныде, население в основном было пришлое.

В 1938 утром 30 августа самолёт под управлением пилота Щиткова сделал посадку в Нумги. На борту самолета находилась экспедиция Арктического института, проводившая аэросъемку пастбищ. Это первый самолет, севший на территории района. Прилет самолета вызвал большое оживление среди рабочих и служащих совхоза, особенно среди коренного населения. Много тундровиков приехало специально посмотреть стальную птицу.


Выступление II группы:

Когда началась ВОВ, многие жителей поселка ушли на фронт. Нелегко было и тем, кто остался дома. Их задача заключалась в том, чтобы обеспечивать всем необходимым Красную Армию. И они трудились здесь, в глубоком тылу, чтобы дать для фронта как можно больше продукции. В поселках района была объявлена фронтовая вахта, в фонд обороны Родины проводились воскресники,

1 мая 1943 г в клубе поселка Нумги силами детей детсада был дан платный концерт. Вырученный от продажи билетов 281 рубль перечислен в фонд постройки танка «Малютка».

В годы войны работники Нумгинской зональной оленеводческой станции сделали денежные взносы, которые составили 500 рублей. На деньги приобретены и сданы для бойцов Красной Армии полушубки, шапки, рукавицы, носовые платки. Также проводились воскресники в помощь семьям фронтовиков и инвалидов Великой Отечественной войны, нумгинцы заготавливали дрова, часть из которых подвозили к квартирам семей фронтовиков.


Выступление III группы:

В 1950 годы в Нумгах была открыта начальная школа. Парты, школьные доски, столы для учителей были покрыты ровным слоем черного масляного лака, полы всей школы были старательно выкрашены желтой охрой. Заведующей школой являлась Анна Максимовна Ануфриева, Школа передавала учеников в семилетнюю школу в Ныду. Нумгинская школа в те годы занимает первое место в районе по успеваемости.

С 1966 года поселок Нумги являлся базовым для филиала Надымской экспедиции разведочного бурения ОАО «Ямалнефтегазгеология».

Выступление IV группы:

К 2000 году предприятие Ямалнефтегазгеология было признано банкротом и уволило своих сотрудников, живущих в поселке Нумги. Люди остались без работы, а соответственно и без средств к существованию. В сложившихся обстоятельствах, не имея законных оснований принять в муниципальную собственность объекты этого поселка, надымская администрация приняла решение эксплуатировать объекты жизнеобеспечения, чтобы люди не остались без тепла, электричества и воды. В марте 2001 года специальная межведомственная комиссия составила акт, в котором констатируется, что котельная к эксплуатации непригодна полностью,

Поселок прекратил свое существование. Люди получили жилье в разных регионах России и разъехались.


V группа представление мини-проекта «Нумги»

Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)    

Ребята, мы исследовали с вами судьбу поселка Нумги, встретились с бывшими жителями

С какой целью мы с вами проделали эту работу?

Какой вывод можно сделать по поставленной проблеме занятия?

Может ли такое произойти с Ныдой?

Что значит для вас утрата Родины?

(Утрата Дома – большая потеря для каждого человека, ведь незримая нить навеки соединяет людей с малой родиной, Домом. Мысль о Доме согревает сердца людей, покинувших малую родину. Но, к сожалению, не каждый может вернуться обратно, потому что на карте есть много сел и деревень, забытых, заброшенных. Причиной этого являются социально-экономические проблемы.)

Имеет ли практическую значимость работа, проделанная на занятии?

(Да. Она может быть востребована на уроках культуры народов Ямала, на внеклассных мероприятиях. Возможно, заинтересует других ребят, и они включатся в поисковую работу.)


Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин.)   

-Ребята, как вы оцениваете свою работу на занятии?

-Что было интересным?

-Что нового сегодня узнали?

-Хотели бы вы продолжить изучение истории родного края?

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Вопросы для интервьюирования:

1.Сколько лет вы прожили в Нумгах?

2.С какой целью вы туда приехали?

3.Какую роль Нумги сыграли в вашей жизни?

4.Жалеют ли о закрытии поселка?

Воспоминания Скрипко В. И., жителя села Ныда

Я жил в Ныде, ездил в Нумги на вахту. Приезжали в Нумги, затем на вертолете летели строить буровые. Затем заезжали буровики, бурили, после них мы перетаскивали буровые на новые места.

Сначала в Нумгах люди жили в балках, затем были построены четырехквартирные дома, поселок стал разрастаться. Совхоз «Ныдинский», резиденция которого была в Нумгах, перешел в Ныду, а Нумги-стал поселком геологоразведчиков.

Воспоминания Тымчишин Л.С., воспитателя МОУ «Школа–интернат среднего общего образования с.Ныда»

Проживала в поселке с 1984 по 2001 год.

В поселок мы приехали в 1984 году. Муж работал помощником бурильщика в геолого-разведке в бригаде знаменитого В.Н. Прудаева, Героя Социалистического Труда. Всего было четыре бригады. Расцвет поселка Нумги пришелся на 1970-1980 годы. В это время были открыты новые месторождения: Синдиба, Песцовое.

До 1986 года в поселке была начальная школа, директором которой была Скакун. В 1985 году была построена новая школа, которая летом сгорела. На этом же месте в 1986 году была вновь отстроена школа. В школе было много детей. Каждый класс имел несколько параллелей. Мои дочери закончили Нумгинскую среднюю школу. Директором средней школы до 1989 был В.В.Манк, который потом стал главой администрации, а на его место была назначена Н.И. Рудковская.

Был детский сад «Брусничка», (заведующая Шитова), КБО, где шили одежду на заказ, парикмахерская, баня, больница-амбулатория. Поселок процветал. Но в 1990 годы распадается Советский Союз, экспедиция перестает финансироваться. Геолого-разведка, как и многие отрасли в те годы, приходит в упадок. В 2001 году поселок был закрыт, и мы переехали в Ныду.

Мы с грустью и тоской вспоминаем Нумги, поддерживаем тесную связь с людьми, с которыми бок о бок прожили не один год.

Нумги для нас – это наша молодость, место рождения наших детей. Для них, к сожалению, Родина утрачена навсегда.

Воспоминания Са Л.М., учителя начальных классов МОУ «Школа–интернат среднего общего образования с.Ныда»

Моя мама, Салиндер Н.К., Почетный житель города Надыма и Надымского района, родилась в Нумгах в 1929 году. В то время там стояло несколько рыбацких чумов. А поселок был так назван, потому что там повсюду был белый песок, переливающийся, как тысячи звезд.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР