Тренинг для родителей «Проведение арттерапии с детьми с ОВЗ» |
Силаева Наталья Александровна, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 63 г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Дата публикации: 28.05.2018 Тренинг для родителей «Проведение арттерапии с детьми с ОВЗ»
Цель: познакомить родителей с арттерапией, ее значении для развития ребенка в условиях семьи. Вопросы: 1 Ознакомление родителей с формами арттерапии. 2 Рекомендации по использованию арттерапии в условиях семьи.
Оборудование: Ноутбук, презентации, наборы раздаточного материала, столы, стульчики. Предварительная работа: подготовка материала для родителей, подготовка презентации по теме
Ход тренинга 1.Вступление. Педагог знакомит родителей с темой — Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое арттерапия, почему она необходима для развития детей. Арттерапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства. Обратим внимание на следующие виды арттерапии: имаготерапия опирается на теоретическое положение об образе и единстве личности и образа; куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки); образно-ролевая драмтерапия, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции»;изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Библиотерапия является самой доступной из всех методов арттерапии. Если ребенок категорически отказывается читать и даже слушать художественные произведения, альтернативной библиотерапии может стать мульттерапия. Метод, как и любой другой в арттерапии, имеет пассивную и активную формы. Активная предполагает создание детьми своих собственных незамысловатых мультфильмов. Эта форма имеет множество преимуществ: творчество вразных видах искусства (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр); развитие командного духа, чувства товарищества; возможность почувствовать себя настоящим творцом и т.д. Мульттерапия никого не оставит равнодушным Силу воздействия зрительных образов на психику доказывать не надо, но только просмотр без обсуждения и игры по мотивам мультфильма все же будет недостаточным. Нетрадиционные техники рисования также снижают контроль сознания, ослабляют механизмы защиты, продуцируют спонтанность, свободу самовыражения. Вариантов множество: рисование при помощи оттисков, печатей (пробок, овощей, листьев и пр.), монотипия, кляксография, каракулеграфия, рисование ниткой, ластиком, ватными палочками, ладошками, рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, ватой, жесткой щеткой, создание пластилиновых картин с помощью различных видов круп, рисование манкой на черном листе, линогравюры, гратаж и пр. Предложения по новому использовать изобразительные материалы создают почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости от стереотипов, повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей. Арттерапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арттерапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свой внутренний мир. 2.Основная часть. Знакомство с игровым материалом. — Предлагаем вам познакомиться с вариантами арттерапии и самим выполнить задания. Родителям даются пояснения как в них играть. 1.Практическая часть. Проведение совместного занятия. - Предлагаю вам, родители сегодня самим попробовать использовать варианты арттерапии. Разделимся на набольшие команды. Перед вами на столе материал. Инсценировка волнующего сюжета или разыгрывание с помощью кукол. Всячески поощряется игра, сюжет которой, так или иначе, связан с проблемой. Например, при страхе уколов, врачей, больницы хорошо бы организовать прививочный кабинет для кукол и зверушек и позволить орудовать ребенку настоящим одноразовым шприцом. (Родители перевоплощаются в героев и обыгрывают ситуации) Затем из картинок предлагается создать коллаж различных ситуаций, которые обыгрывали родители. Заключительная часть. Обсуждение проведенного занятия. — Вы внимательно изучали арттерапию и сегодня предлагаю вам по некоторым темам выполнить задания дома.
Литература: 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ.сред. и высш. пед.учебн.заведений/Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 2.Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2001. 3. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2005. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».