Родители: добавить в друзья? |
Содержание - Статьи, доклады |
Пахомова Анна Игоревна, директор, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Белка», г.Котельники, Московская область. Дата публикации: 12.11.2015 Родители: добавить в друзья? Сначала в конце заголовка к этой статье стоял восклицательный знак. Потом – осторожная точка. А потом её сменил знак вопросительный. Потому что в теме – отношения педагога с родителями воспитанников – вопросов всё же больше, чем ответов. И в этой статье мы попробуем обсудить некоторые из них. Кто музыку заказывает. Предположим, вы – тренер спортивной школы. Или преподаёте в школе музыкальной. Или руководите кружком бальных танцев. Или в общеобразовательной школе готовите ребят к олимпиаде по физике. И вот приходят к вам дети – талантливые, способные, мотивированные на результат. Казалось бы, о чём ещё мечтать? А мечтать как раз есть о чём. И в первую очередь о том, чтобы у этих детей оказались адекватные, понимающие и так же мотивированные на результат родители. Потому что именно родители будут очень и очень долгое время решать, чем будет заниматься их ребёнок, сколько раз в неделю он будет посещать ваши занятия, поедет ли он на очередные соревнования (концерт, выступления, лекцию) и хватит ли ему время делать уроки в школе и ещё заниматься чем-то дополнительно, не слишком ли он устаёт или, наоборот, не слишком ли много получает удовольствия, посещая ваши занятия. И вы, видя в ребёнке талант и большое будущее, будете жалеть об упущенных возможностях и оплакивать свой труд и свои надежды, слушая родителей вашей будущей «звезды», которые объяснят вам, что вовсе не собираются связывать жизнь своего ребёнка с вашими занятиями. И вы ничего – вот совсем ничего –сделать не сможете. Поэтому, вывод первый: заранее уточняем планы родителей относительно их ребёнка и строим свою работу исходя из этого. Если ребёнка привели к вам «для общего развития», будьте осторожны, пытаясь сделать из него олимпийского чемпиона. Этот проект может быть провальным. Можно, конечно, попытаться изменить приоритеты родителей, но это дело трудное и далеко не всегда возможное. Так что рассматриваем мотивацию родителей как одну из основных составляющих успеха. А кто разрешил Ещё один интересный поворот в отношениях с родителями – а я не знал. Я – родитель - не знал, что занимаясь спортом, мой ребёнок может получить травму. Я не знал, что для выступления я сам должен приобрести своему ребёнку костюм. Я не знал, что выиграв первый этап конкурса, надо принимать участие и в следующих. А ещё я не знал, что если оставить фотоаппарат в раздевалке на лавочке, его могут украсть, а если прийти на субботник в новых эксклюзивных брюках, их можно испортить. А раз я не знал – то вы, уважаемый тренер (учитель, педагог и т.п.), виноваты. И будьте добры … Ну и т.д. Так что, делаем второй вывод – всё пишем. Вывешиваем информацию на сайтах и стендах, подробно всё прописываем в договоре, пишем смс м письма по электронной почте. Продумываем, где можно упасть, и старательно стелим соломку. Потому что если предупредили, то кто не спрятался – вы не виноваты. Всего, конечно, мы не учтём. Но – анализируем, делаем выводы, совершенствуем договоры и правила учащихся. Нам пытались предъявить претензии, что у ребёнка пропала видеокамера, которую он оставил на открытом балконе, а родителям признался только через неделю. А когда один ребёнок зимой случайно упал на дорожке (почищенной и посыпанной песком), получив трещину руки, разбирательства дошли до прокуратуры. Нужен виноватый! Долгое время мы с некоторым смущением давали родителям на подпись заявления о приёме в спортшколу, в которых стояла фраза: предупреждён о возможности травматизма любой степени тяжести, обязуюсь не иметь претензий. Всё хотелось как-то её смягчить, чтобы народ не разбежался. Сейчас, имея большой опыт общения с родителями, мы понимаем: пусть те, кто не готов адекватно воспринимать жизненные ситуации, бегут до начала занятий. Потом всем будет больней. Итак, пишем и пишем. Подробно, в деталях и красках. Ничего не утаивая и не смягчая. Так будет лучше всем. Тиграм не докладывают мяса Ещё одна проблема – жалобы на «плохое качество оказания образовательных услуг». Мало внимания уделяет педагог ребёнку. Грубо разговаривает. Всегда вызывает последним (первым, после перерыва, перед перерывом, не тем голосом). Все за занятие по 20 минут играют (танцуют, плавают, стоят у доски), а мой ребёнок только 18. Думаю, выход из этой ситуации один. Если ребёнок будет получать от занятий удовольствие – родители сами замолчат. В конце концов, им очень важно, чтобы их чадо было довольно. А задача педагога – заинтересовать ребёнка, воспитать в нём мотивацию на работу, привить ему потребность в труде. Если задача эта не решена, и ребёнок всё делает через силу – результата от такой работы не будет. Ребёнок должен осваивать новые знания и умения с радостью. А этому тоже надо учить, надо сознательно работать над формированием определённого отношения к занятиям, к собственным успехам или неудачам, к трудностям и победам. Это огромное искусство и педагогическое мастерство. Неприятность эту мы переживём. Наверно, никто, работая с ребёнком в течение нескольких лет, не избежал временных кризисов в отношениях. Кто-то кого-то не понял, кто-то обиделся, кто-то что-то не так сказал. И вот уже родители приступают к защите интересов своего ребёнка. Пробуйте разговаривать. Объяснять, совместно анализировать ситуацию. Никогда не оценивайте ребёнка – для каждого родителя их ребёнок в глубине души всё равно остаётся лучшим в мире, и ваша оценка только построит барьер недоговорённостей и непонимания. Оценивайте поступки. Говорите о том, что в той или иной ситуации ребёнок не умеет себя вести, что надо объяснять ему и помогать. Обращайтесь в родителям за помощью и обещайте, в свою очередь, помогать везде и во всём. Пытайтесь найти себе союзников в лице родителей. Только помните: этот союз вы заключаете не для борьбы с их ребёнком, а для совместной работы с ним. Сейчас люди мало разговаривают друг с другом. Короткие фразы, короткие сообщения. Из диалогов уходит анализ, обмен впечатлениями. Попробуйте не лишать этого ваши диалоги с родителями, и, возможно, у вас будет крепкий и вполне дружественный союз. Прости меня за всё, что было Бывает так, что ребёнок совершает какой-то серьёзный проступок. Например, бывает уличён в воровстве или большом обмане. И, конечно, вы обязаны сообщить об этом родителям (при чём быстрее, пока ребёнок не сделал это первый, правильно и исключительно в свою пользу расставив акценты и подкорректировав детали), вы должны это обсудить. Самое главное – донести до родителей, что никто не поставит на ребёнке клейма и никто не отнесёт его теперь навеки в клан маргинальных личностей. Этот проступок – нормальное детское или подростковое познание мира, проба собственной совести. И это надо просто пережить, отработать ситуацию, использовать, как воспитательный инструмент. Наша цель – не выявить «плохих» и «хороших», наша цель – помочь всем стать лучше. И часто именно родители не в состоянии адекватно пережить промах своего ребёнка. Так что снова – разговариваем, объясняем, анализируем. Дружба крепкая Помните – вы не должны с родителями дружить, вы должны с ними взаимодействовать. Вы должны выстроить такие отношения, при которых каждый должен быть готов к реальной оценке ситуации, с уважением относиться к мнению каждой из сторон и стремиться к достижению общих целей. Родители должны признавать в вас профессионала, а вы в них – самых близких и дорогих людей для вашего воспитанника, тех, на которых лежит абсолютная ответственность за его судьбу. Старайтесь общаться, ведь такие отношения можно выстроить только путём общения. И если вдруг вреди родителей ваших учеников вы найдёте настоящих друзей – постарайтесь оправдать эту дружбу! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».