Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430778
Духовно-нравственный аспект в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Содержание - Статьи, доклады

Осинцева Татьяна Сергеевна , учитель русского языка и литературы филиала МАОУ «Бигилинская СОШ» Першинская ООШ Заводоуковского района Тюменской области. 
Материал предназначен для педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью с учащимися. В статье описывается опыт работы, приведены примеры исследований по краеведению, представлены результаты. Автором доказывается актуальность, перспективность использования проектно-исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности в современной школе. Особое место в работе над исследованиями занимает духовно-нравственный аспект, который помогает учителю достичь воспитательных и метапредметных результатов, целей. Немаловажную роль играет межпредметная интеграция в организации деятельности учащихся над проектами и исследованиями.

 


Дата публикации: 03.03.2016


Духовно – нравственный аспект в организации проектно – исследовательской деятельности учащихся.

Каждый учитель в сегодняшних условиях размышляет над давними, но не теряющими свою актуальность вопросами: чему учить и как учить? Для себя я нашла ответ и готова поделиться с вами своими педагогическими наработками.

В течение пяти лет я использую в своей деятельности проектно – исследовательский метод. Данный метод привлек меня тем, что это одна из личностно-ориентированных технологий, которая позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение практических учебных задач. В основе любого проекта или исследования лежит проблемный подход. При презентации своих работ учащиеся доказывают актуальность, практическую значимость, результативность своей деятельности. Именно этого сейчас и добиваются педагоги.

Проектно-исследовательский метод заставляет учащихся самостоятельно добывать знания, рационально подходить к процессу познания, то есть учит учиться. Любой проект предполагает получение разнообразных продуктов деятельности: буклет, презентация, рукописная книга, научно-исследовательская работа, рецензия, виртуальная экскурсия, выставка, стенгазета и т.д.. Он позволяет учащимся делать что – то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Кроме того, данный метод имеет духовно – нравственный аспект. Вопросы и темы, выбираемые для проектов и исследований учащимися, часто имеют воспитательное значение, так как затрагивают общечеловеческие проблемы: сохранение культурного и исторического наследия, поиск и систематизация краеведческих материалов, осознание себя как части этноса или семьи, выявление собственных потребностей и самореализация.

Я предлагаю вам анализ практики работы по сопровождению учащихся при создании проектов и исследований за последние три учебных года.

Один из интересных проектов был создан ученицей 9 класса Достиевой Полиной «Юные герой Великой войны», посвященный 100-летию Первой мировой войны. Цель проекта: воспитание патриотизма, чувства благодарности героям войны, формирование осознания принадлежности Великой стране. Ученица разработала сценарий классного часа в форме кинолектория. Сначала одноклассникам было предложено просмотреть документальные кинохроники «До войны я был маленьким…» режиссера А. Булгакова, затем была организована беседа о нравственно – человеческих ценностях в годы войны. После ребята знакомили друг друга с биографическими сведениями юных героев войны, которые удалось найти в Интернете, создали презентацию. Работа заняла первое место в областном конкурсе сценарных материалов «Великая война» в 2014 году.

Коллективный проект рукописной книги создавался учениками 5 класса в рамках внеурочной деятельности «Юный корреспондент». Цель проекта – приобщение детей к чтению, привлечение к коллективному творчеству. Книга называется «Обо всем» и состоит из нескольких разделов: «О добре и зле», «О милосердии», «О братьях наших меньших», «О наших родных», «О наших победах и достижениях». Мне удалось заинтересовать детей творческим процессом создания литературных произведений, каждый был ответственным за свою страничку в классной книге. В создании проекта также приняли участие родители и старшеклассники. Третье место в районном конкурсе рукописной книги.

С пятиклассниками также мы создаем печатную «Классную газету». Хотя объем газеты всего один лист и вышла она небольшим тиражом, но ребята получили бесценный опыт корреспондентской деятельности. Ученики научились брать интервью, писать заметки, проводить опрос, вести репортаж.

На уроках ОРКСЭ в 4 классе запущен проект стенгазеты «Непоседы». Данный проект будет представлен родителям на празднике «Прощание с начальной школой». В газету вошли сочинения ребят о семье, о своих родных, о любимых питомцах, об известных людях. Также в рамках внеурочной деятельности по предмету готовятся материалы на тему «Герои земли Заводоуковской» о Герое Советского Союза М.П. Теплякове, Герое Социалистического труда Г.М. Маркове и о матерях – героинях Г.П. Марковой и Т. Ф. Ершовой.

В 2015 года на областную научно – практическую конференцию «Шаг в будущее» были представлены две исследовательские работы.

Ученица 5 класса Городилова Софья представила исследование по теме «Особенности современного детского фольклорного творчества учеников Першинской средней школы». Собранный материал подтверждает потребность современных детей в играх, забавах, которые нельзя заменить или компенсировать ни телевидением, ни компьютером. В ходе исследования было доказано, что фольклор необходим для всестороннего развития духовно – нравственной и эмоциональной сферы ребенка. На Всероссийской научно – исследовательской конференции в г. Челябинске работа отмечена поощрительным дипломом (2015 г.)

Ученица 7 класса, работала над проблемным вопросом «Краеведческая достоверность и самобытность крестьянского характера в произведениях нашего земляка Зота Тоболкина». Исследование знакомит с биографическими сведениями тюменского писателя Зота Тоболкина, его произведениями, имеющими краеведческую ценность для наших земляков. Автор работы изучает забытую, но актуальную тему в литературе - характер крестьянина – труженика, земледельца. Результат исследования - литературно – краеведческий журнал «Гимн крестьянскому труду в произведениях нашего земляка Зота Тоболкина».

На конференции научно – исследовательских работ для учащихся 7 – 10 классов «Шаг в будущее» ученица 10 класса Хрисанова Анна представила свою работу по теме «Сохранение национальных традиций в чувашской семье». Девушка изучила семейные обряды и традиции чувашей, сохранившиеся до сих пор. Автором работы записан старинный обряд пивоварения, «плачь невесты». Ученица рассказала о том, что делается на территории Першинской сельской администрации для сохранения чувашской культуры, создала буклет о деятельности тюменской организации «Ассоциация чувашей «Таван» с целью пропаганды и привлечения внимания к поднятой в исследовании проблеме. Работа заняла второе место в областной научной конференции «Шаг в будущее - 2015», а также опубликована в сборнике научных работ участников Бичуринских чтений (г. Чебоксары).

Следующая исследовательская работа «Мои земляки-труженики тыла», написанная ученицей 7 класса Корепановой Валерией, посвящена 70-летию Великой Победы. Было доказано в ходе работы, что вклад тружеников тыла села Першино в победу был значительным, о чём свидетельствуют архивные материалы, документы, фотографии, воспоминания старожилов, собранные нами. Результат деятельности – электронная книга, которая была презентована на классных часах в школе, на сходе граждан села в Першинском краеведческом музее. Мы поняли, что Победа, ее история, героические люди живут в народной памяти, живут в воспоминаниях родных, в памяти наших прадедушек, прабабушек и передаются по наследству. Главное – все это сохранить, записать. Память должна простираться далеко во времени, она – вечна. Исследовательская работа бала представлена на Межрегиональном историко – просветительном конкурсе исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена».

Радует меня то, что все проекты, исследования, выбранные моими учениками, помогут им на уроках истории, литературы, обществознания говорить об общечеловеческих проблемах, об отношении людей друг к другу, о нравственности, о патриотизме. Я уверена, что суждения и мысли на духовно – нравственные темы у моих учеников сформированы правильные и достойные.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР