Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869350
Тема: «Ситуация успеха как основной фактор развития воспитанников интерната»
Содержание - Статьи, доклады

Салиндер Алма Ивановна, воспитатель, МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда» ЯНАО Надымский район с.Ныда. 
Предназначена для выступления на педагогическом совете для учителей и воспитателей. Отчёт о проделанной работе клубной деятельности «Волшебная мастерская».

 

 


Дата публикации: 19.05.2016


 

«Ситуация успеха как основной фактор развития воспитанников

интерната»

Современная «Школа-интернат» осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания.

Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого школьника. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого ребенка – главная его цель.

«Школа-интернат» должен стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости человека на определенной ступени его развития.

В «Школе-интернате»  воспитателями создаются условия для эффективного социально-эмоционального  развития детей, формирования социальной компетентности, которая прослеживается в следующих формах работы:

ü    организация учебно-воспитательной работы;

ü    организация массовой работы праздники, игровые  программы (конкурсы, викторины, познавательные и развлекательные программы).

Важную роль в приобщении воспитанников  к декоративно-прикладному творчеству играют занятия  творческого клуба «Волшебная мастерская». В условиях занятий возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности воспитанников, что является залогом формирования определенных наклонностей и способностей. Ни для кого не секрет, что декоративно-прикладное творчество – мощное средство формирования социальной компетентности детей [1].Воспитание эстетической культуры, потребности в творческой деятельности у детей, стимулирование позитивной созидательной деятельности, возрождение интереса к народным ремеслам невозможно без знакомства с декоративно-прикладным творчеством.

Знания, умения, полученные на занятиях декоративно-прикладного творчества, дети реализуют в повседневной жизни. Изделиями, сделанными своими руками, воспитанники  оформляют игровую комнату, свою комнатку,  а также дарят в подарок своим близким и друзьям.

В практике педагога, воспитателя  накоплен арсенал массовых, коллективных, индивидуальных форм социально-педагогической работы, которые учитывают личностные особенности каждого ребенка.

Клубная деятельность в «Школе-интернате» направлена на расширение кругозора воспитанников, удовлетворение любознательности, развитие творческих способностей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение словесной речи, развитие разнообразной и интересной для воспитанников деятельности [2].

Участие в клубной работе воспитывает устойчивый интерес к определенным сферам знаний, видам деятельности, формирует общественную активность, совершенствует навыки общения и деятельности различных видов (учебной, трудовой). Отбор в клубную деятельность проводится с учетом интересов и склонностей детей, при этом они не должны быть перегружены участием в работе нескольких клубов. В клубы привлекают не только самых способных или интересующихся ребят, но и средних и слабых по знаниям, так как склонности  у некоторых детей еще не определились, а правильно поставленная работа клуба разовьет интерес к предмету работы и желание больше знать и уметь [3].

Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. В состав клуба должны входить дети без существенной разницы в возрасте.

Наш клуб посещают шестнадцать воспитанников: 13 девочек и 3 мальчика, дети разных возрастов и из разных групп.

Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол.

По клубному направлению у меня бисероплетение.    

Бисероплетение – один из видов декоративно-прикладного творчества, способствующий развитию ребёнка. Этот вид рукоделия, развивает художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. В процессе обучения ребята знакомятся с историей развития и возникновения бисероплетения осваивают различные виды и техники, изготавливают различные сувениры и поделки из бисера.

Воспитанники с большим удовольствием занимаются бисероплетением, испытывая при этом массу положительных эмоций, создавая «красоту» своими руками, ребёнок даёт волю своей фантазии, учится работать с бисером, его пальцы приобретают навык в мелких операциях, что развивает его интеллект, ускоряет умственное развитие[4].

Без творческого сотрудничества педагога и обучающихся позитивная динамика творческих достижений невозможна. Декоративно-прикладное искусство - культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Занятия проводятся с учетом интереса воспитанников, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности обучающегося к саморазвитию, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Цель такой работы - создание целостного представления о традициях родного края, соединение получаемых воспитанниками знаний и умений в единую систему, раскрытие самобытности, единства природы и человека.

Проблема развития творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных  в дополнительном образовании. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Для нормального развития ребенка огромное значение имеет окружающая обстановка, межличностные отношения детей и отношения между детьми и воспитателем. Четко организованные занятия со сменой различных видов деятельности, а также организованный досуг детей   способствует приобретению опыта эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми, и позволяет детям легко адаптироваться в новых условиях. Я  придаю большое значение созданию благоприятной социальной ситуации развития для всех воспитанников творческого клуба.

Таким образом, формирование социальной компетентности развивает качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет воспитанникам  достичь творческих результатов.

Заключение:

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что благодаря сформированной социальной компетентности воспитанник приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Сформированные знания и умения помогают воспитаннику ориентироваться в сложных  социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки. Клуб «Волшебная мастерская» является ранней профориентационной деятельностью и готовит детей к самостоятельной жизни.


 

Литература:

1.      Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

2.      Алешина Ю.Е. Индивидуальное и психологическое консультирование. –М.: 1999.

3.      Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М.: «Союз», -1997.

4.   Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? (перевод с немецкого) - М.:  Просвещение, 1988 -144с.


 

 

«Ситуация успеха как основной фактор развития воспитанников

интерната»

Современная «Школа-интернат» осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания.

Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого школьника. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого ребенка – главная его цель.

«Школа-интернат» должен стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости человека на определенной ступени его развития.

В «Школе-интернате»  воспитателями создаются условия для эффективного социально-эмоционального  развития детей, формирования социальной компетентности, которая прослеживается в следующих формах работы:

ü    организация учебно-воспитательной работы;

ü    организация массовой работы праздники, игровые  программы (конкурсы, викторины, познавательные и развлекательные программы).

Важную роль в приобщении воспитанников  к декоративно-прикладному творчеству играют занятия  творческого клуба «Волшебная мастерская». В условиях занятий возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности воспитанников, что является залогом формирования определенных наклонностей и способностей. Ни для кого не секрет, что декоративно-прикладное творчество – мощное средство формирования социальной компетентности детей [1].Воспитание эстетической культуры, потребности в творческой деятельности у детей, стимулирование позитивной созидательной деятельности, возрождение интереса к народным ремеслам невозможно без знакомства с декоративно-прикладным творчеством.

Знания, умения, полученные на занятиях декоративно-прикладного творчества, дети реализуют в повседневной жизни. Изделиями, сделанными своими руками, воспитанники  оформляют игровую комнату, свою комнатку,  а также дарят в подарок своим близким и друзьям.

В практике педагога, воспитателя  накоплен арсенал массовых, коллективных, индивидуальных форм социально-педагогической работы, которые учитывают личностные особенности каждого ребенка.

Клубная деятельность в «Школе-интернате» направлена на расширение кругозора воспитанников, удовлетворение любознательности, развитие творческих способностей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение словесной речи, развитие разнообразной и интересной для воспитанников деятельности [2].

Участие в клубной работе воспитывает устойчивый интерес к определенным сферам знаний, видам деятельности, формирует общественную активность, совершенствует навыки общения и деятельности различных видов (учебной, трудовой). Отбор в клубную деятельность проводится с учетом интересов и склонностей детей, при этом они не должны быть перегружены участием в работе нескольких клубов. В клубы привлекают не только самых способных или интересующихся ребят, но и средних и слабых по знаниям, так как склонности  у некоторых детей еще не определились, а правильно поставленная работа клуба разовьет интерес к предмету работы и желание больше знать и уметь [3].

Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. В состав клуба должны входить дети без существенной разницы в возрасте.

Наш клуб посещают шестнадцать воспитанников: 13 девочек и 3 мальчика, дети разных возрастов и из разных групп.

Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол.

По клубному направлению у меня бисероплетение.    

Бисероплетение – один из видов декоративно-прикладного творчества, способствующий развитию ребёнка. Этот вид рукоделия, развивает художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. В процессе обучения ребята знакомятся с историей развития и возникновения бисероплетения осваивают различные виды и техники, изготавливают различные сувениры и поделки из бисера.

Воспитанники с большим удовольствием занимаются бисероплетением, испытывая при этом массу положительных эмоций, создавая «красоту» своими руками, ребёнок даёт волю своей фантазии, учится работать с бисером, его пальцы приобретают навык в мелких операциях, что развивает его интеллект, ускоряет умственное развитие[4].

Без творческого сотрудничества педагога и обучающихся позитивная динамика творческих достижений невозможна. Декоративно-прикладное искусство - культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Занятия проводятся с учетом интереса воспитанников, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности обучающегося к саморазвитию, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Цель такой работы - создание целостного представления о традициях родного края, соединение получаемых воспитанниками знаний и умений в единую систему, раскрытие самобытности, единства природы и человека.

Проблема развития творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных  в дополнительном образовании. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Для нормального развития ребенка огромное значение имеет окружающая обстановка, межличностные отношения детей и отношения между детьми и воспитателем. Четко организованные занятия со сменой различных видов деятельности, а также организованный досуг детей   способствует приобретению опыта эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми, и позволяет детям легко адаптироваться в новых условиях. Я  придаю большое значение созданию благоприятной социальной ситуации развития для всех воспитанников творческого клуба.

Таким образом, формирование социальной компетентности развивает качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет воспитанникам  достичь творческих результатов.

Заключение:

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что благодаря сформированной социальной компетентности воспитанник приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Сформированные знания и умения помогают воспитаннику ориентироваться в сложных  социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки. Клуб «Волшебная мастерская» является ранней профориентационной деятельностью и готовит детей к самостоятельной жизни.


 

Литература:

1.      Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

2.      Алешина Ю.Е. Индивидуальное и психологическое консультирование. –М.: 1999.

3.      Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М.: «Союз», -1997.

4. Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? (перевод с немецкого) - М.:  Просвещение, 1988 -144с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР