Статья по теме «Формы, методы и результаты работы с учащимися по изучению и охране природной среды в рамках внеурочной деятельности». |
Содержание - Статьи, доклады |
Будасова Елена Валентиновна, учитель географии и биологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район, Краснодарский край.
Дата публикации: 14.07.2016
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОХРАНЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это как нельзя лучше можно отнести к формированию экологических компетенций, так как отдельного предмета в школьном компоненте нет, и поэтому необходимо искать новые формы и методы обучения. В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника. У нас в гимназии экологическое образование представлено кружковой работой и участием школьников в работе научного общества «Сократ». Основными целями этой работы являются: * понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; * понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни; * раскрытие сущности происходящих экологических процессов; * понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности; * принятие личного участия в решении экологических проблем. В своей педагогической деятельности по экологическому воспитанию учащихся я ставлю следующие задачи: * координация практической деятельности школьников по изучению и оценке состояния окружающей среды с соблюдением процесса преемственности; * разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу; * воспитание навыков экологической культуры , элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения; * воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Для учащихся создаются условия для формирования и развития: * интереса к географии и смежным наукам; * умений самостоятельно приобретать и применять полученные знания; * творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ. Организация работы кружка опирается на знания учащихся по окружающему миру, географии, биологии и соответствует возрастным особенностям учащихся, включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного населенного пункта, края, страны. Некоторыми видами работы с учащимися я хочу с вами поделиться. Работа кружка «География: от теории к практике» рассчитана на обучение детей в течение 2-х лет. В объединение набираются все желающие учащиеся 6, а затем 7 классов независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Группа занимается 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Программа кружка предполагает групповую и индивидуальную форму обучения. Всего в году - 34 часа. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Все начинается с теории. Я считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным, поэтому на многих своих занятиях я использую такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п. Например, при изучении темы «Растительный и животный мир» я организую сюжетно-ролевую учебную игру «Заповедники России». Ребятам дается опережающее задание – разделиться на группы, выбрать любой заповедник России и найти необходимую информацию для рекламы этой территории. Учащимся надо так представить рекламу своего заповедника, чтобы заинтересовать различные группы населения. При этом помимо чисто географической информации, которую должна содержать реклама, следует учитывать и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при создании тех или иных зрительных образов. В игре ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию собственного поведения, правда, пока на эмоциональном уровне. Каждый учащийся за время обучения в школе должен приобрести хотя бы скромный опыт в выполнении исследовательских заданий. На своем кружке я учу ребят обязательным элементам исследования – постановке цели, формулированию задач, выбору методов сбора и обработки фактического материала, проведению опытов, наблюдений, экспериментов, анализу и обсуждению полученного материала, умению делать промежуточные и окончательные выводы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность обучающихся при выборе методик и при обработке собранного материала. Я хочу продемонстрировать это на примере занятия в 6 классе по теме «Изучение свойств морской воды» (см. методическую разработку после статьи). Очень большое значение имеет мотивация, которая может осуществляться различными способами: можно сделать акцент на значимости ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание и т.п. При исследовании мотивирующая (исходная) задача должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи. Очень действенным является метод географических загадок. Постановка проблемы также может осуществляться различными способами. В идеале ее должен сформулировать сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднительно; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными или неточными. А потому на первых порах необходим контроль со стороны учителя, а затем учащиеся уже смогут это делать самостоятельно. Выдвижение гипотез происходит перед проведением экспериментов. Сначала ребята выдвигают свои гипотезы после каждой поставленной проблемы, а затем практически ее доказывают или опровергают. Итогом является заполнение карт исследований, в которые учащиеся вносили и свои гипотезы, и результаты проделанных опытов, то есть экспериментальные доказательства решения проблемных заданий. После проведения экспериментов в кабинете следуют практические занятия в полевых условиях. Полноценное выполнение таких исследовательских заданий требует тщательной подготовки соответствующего методического и лабораторного оборудования, а также всестороннего изучения устройства и работы используемых приборов учащимися. После теоретического обобщения каждый учащийся получает индивидуальное задание для выполнения, а результаты обрабатываются совместно для составления общего отчета. Комплексные работы подразумевают исследования по различным направлениям. В конце 6 класса я провожу полевые изучения природных комплексов станицы. Учащиеся разбиваются на группы, каждый учащийся получает свое задание. Выполненные исследовательские работы объединяются в общий отчёт, где они представлены в виде отдельных разделов. В результате этой работы все ребята получают элементарные навыки исследования природы и её элементов, а так же самостоятельно делают выводы о последствиях вмешательства человека в окружающую среду. В конце 7 класса каждый учащийся проводит мониторинг изменения окружающей среды в микрорайонах станицы по месту проживания, исследуя состав воздуха, почвы, местных водоёмов и степень озеленения территории, проводя анализ произошедших изменений и выяснение причин этих явлений. Наш Краснодарский край поистине является жемчужиной России, имея и бескрайние степные просторы на севере, в пределах которых расположена наша станица, и величественные горы на юге, где не побывать – просто непростительная глупость. Отправляясь в очередное путешествие в горы, ребята получают различные задания в зависимости от степени их подготовки – от простейшего ознакомления с окружающими красотами до анализа данного природного комплекса в целом. Свои отчёты они оформляют в свободной форме (фотовыставки, репортажи, исследования и т.п.), а лучшие работы в дальнейшем используются на уроках и внеклассных занятиях. По требованиям ФГОС обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга достижений учащихся являются материалы выполнения учебных исследований и учебных проектов, а также защита итогового индивидуального проекта. Одна из форм организации проектной деятельности в гимназии - научное общество учащихся «Сократ». Главная задача НОУ – дать учащемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В течение всего учебного года ребята изучают различные источники информации, отбирая необходимый материал, проводят микроисследования, анкетирования, обрабатывают и анализируют полученные данные, делают промежуточные и окончательные выводы, тем самым развивая свои общеучебные и метапредметные навыки - социальные, коммуникативные, мыслительные и исследовательские. В 2014-2015 учебном году из 9 работ моих кружковцев 7 были заслушаны на районном семинаре для учителей муниципалитета в плане обмена опытом по проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования и рекомендованы для участия в муниципальном туре конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2015-2016 учебном году. Этот конкурс у нас уже прошел, все 7 работ стали призерами и победителями, отправлены для участия в зональном туре, где 2 работы стали призерами. Сейчас мы ждем результатов регионального тура. Помимо этого проекты учащихся рассматриваются комиссиями конкурсов Малой сельхозакадемии наук учащихся Кубани, «Семейные экологические проекты», «Шаг в будущее-ЮНИОР» и конкурса «Биологическая наука – на благо человека». Мы надеемся на хорошие результаты. В 2015-2016 учебном году количество индивидуальных проектов, где я являюсь куратором, увеличилось до 12. Кроме этого я решила еще попробовать развитие исследовательских навыков и через групповую работу. Тематика индивидуальных проектов разная - это изучение свойств лекарственных растений, исследование качества родниковой воды, пакетированных и свежевыжатых соков, чая, исследование биологической природы иллюзий, изучение почвенного профиля новостроек станицы и т.п. На данном этапе работа с теоретическим материалом закончена, проведены анкетирования, опыты и эксперименты. Реальный процесс творчества - это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Творчество созидания нового – преобразование того, что существовало в начале. Мы должны сделать школу местом для взращивания уникальных людей, ведь будущее начинается сегодня!
Урок в 6 классе по теме «Исследование свойств морской воды»
Цели урока: 1. Познакомить учащихся со свойствами вод МО: соленостью, температурой поверхностных вод, изменением температуры с глубиной, замерзаемостью, 2. Развивать творческое и аналитическое мышление, коммуникативные умения, 3. Формировать интерес к предмету, к познанию окружающего мира, воспитывать умение слушать и анализировать мнение товарищей, задавать вопросы. Оборудование: Презентация к уроку, лабораторное оборудование, карточки исследования. Тип урока: исследование, включающее детей в самостоятельную познавательную и аналитическую деятельность. Ход урока. 1. Вступление Ребята, мы с вами закончили изучение водной оболочки нашей планеты – гидросферы. Начать сегодняшний урок мне хотелось бы со слов французского путешественника Жака Пикара: «Это - бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок». О каком географическом объекте ученый мог бы сказать эти слова? (о мировом океане). Действительно, Мировой океан поражает нас своей необъятностью и таинственностью. Сейчас в нашей гимназии идет неделя науки и творчества, и я приглашаю вас совершить плавание по его водам на исследовательском судне, а вам предлагаю превратиться в ученых-океанологов. Закройте на мгновение глаза и попробуйте представить себя в кают-компании, а за бортом плещутся волны, открываются замечательные виды океана. Насладитесь ими, почувствуйте всю красоту и необъятность океанских просторов (ЭТЮД ШУМ МОРЯ). Мы с вами постараемся углубить наши знания, исследовав свойства вод океана. Прошу вас подойти к исследованию ответственно и серьезно, так как ваши выводы помогут человечеству больше узнать о загадках океана. Для этого перед вами лежат карточки исследования. Любой исследовательский проект начинается с цели, что нужно сделать или доказать. Ребята, как вы думаете, что в рамках урока и при помощи нехитрых методов мы сможем с вами исследовать? Конечно же, свойства морской воды. Итак, цель исследования определена. А какими свойствами обладает морская вода? Да, это соленость, температура и вкус. Именно их мы и будем сегодня исследовать. Это есть предмет нашего исследования. А каким образом мы сможем эти исследования провести? Конечно же, экспериментальным. Итак, самое главное мы сделали. По каждому нашему опыту необходимо сначала сделать предположение или гипотезу, которое или подтвердится, или опровергнется. Это будем делать с вами по ходу наших исследований. Ну что, начнем! 2. Основная часть. Только вот незадача, морской воды то у нас нет. Скажите, а в нашей мини-лаборатории возможно получить воду из самого соленого моря (кстати, какого?), самого пресного (тоже какого?) и воду Мирового океана? Конечно, да. Внесите свое предложение в карточку. Попробуем совершить небольшое чудо - превратить обычную водопроводную воду в морскую. Что нам потребуется? - 3 банки с обычной водой, - морская соль, - и знание солености воды данных объектов (в Красном – 42 промилле, Азовском – 13 промилле, Мировом океане – 35 промилле). 3 учащихся выполняют данные опыты (НА БАНКИ ПРИКРЕПИТЬ ТАБЛИЧКИ) Желающие могут убедиться, что полученные растворы разные по вкусу. Обращаю ваше внимание, что морской водой нельзя утолить жажду и пить ее не рекомендуется. Больше всего в морской воде растворено хорошо знакомой вам поваренной соли, мы часто ее называем кухонной. Если извлечь из морской воды всю соль, то ее хватит, чтобы покрыть дно океана слоем в 45 метров! Вспомните, ребята, а от чего зависит соленость? Верно, от температуры, выпадающих осадков и впадающих рек. А какая зависимость у солености от температуры и почему? Конечно, чем выше температура, тем выше соленость, ведь испаряется только пресная вода. А кто мне сможет ответить на такой вопрос – а какая из полученных нами морских вод закипит быстрее? Выдвинете гипотезу и запишите ее. Ну а теперь проведем эксперимент. Нам нужно: - 3 спиртовки, - 3 пробирки, - секундомеры, - 3 вида морской воды. 2 учащихся вместе с учителем проводят опыт по закипанию. Итог фиксируется в карточке исследований. Значит, чем меньше солей растворено в воде, тем быстрее она закипит. А как вы думаете, а какая вода быстрее замерзнет? Сделайте свое предположение. Ну а теперь поэкспериментируем, нальем в емкости для льда три наших исследуемых воды и поставим в холодильник, а в конце урока посмотрим, что будет. Ребята, вспомните, а где соленость больше в Мировом океане, на экваторе или у полюсов? Конечно, на экваторе. Но ведь благодаря течениям вода должна перемешаться, почему же это не происходит? Напишите свое предположение в карточке. А давайте у себя в лаборатории создадим подобную циркуляцию. Нам нужно: - соленая вода, которую мы немного подкрасим акварелью, - и пресная вода. 1 учащийся осторожно подливает соленую воду в пресную. Соленая вода устремляется в нижнюю часть сосуда, а сверху остается пресная. Вот так получается и в природе – сверху более пресная воды, а снизу – более соленая. К тому же более холодная. Настолько холодная, что превращается в лед. А что дальше? Что происходит со льдом – он тонет или плавает? Напишите свое предположение. Давайте проэкспериментируем. Берем лед и кладем это в морскую воду. 1 учащийся проводит опыт. А как называют такие плавающие в море или океане льдины? Ну, конечно, айсберги (ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА). Мы все видели, что лед погружается примерно на четыре пятых своего объема, и только малая пятая часть оказывается выше уровня воды. Эту важную особенность айсбергов всегда нужно учитывать мореплавателям, идущим на кораблях в полярных широтах. А то не миновать беды – помните знаменитый «Титаник». Итак, как мы помним из предыдущего опыта, соленая вода старается вытеснить пресную и занять ее место, а куда же деваться пресной воде? Да она растекается в стороны, в более южные районы. Но ведь там вода теплее. И что тогда произойдет, как ее встретит теплая и более соленая вода, что с ней произойдет? Итак, вопрос, что произойдет при встрече холодной воды с полюса и с теплой водой экватора? Сделайте свое предположение. Ну а мы докажем это экспериментально. Нам понадобится: - сосуд с теплой морской водой, - сосуд с холодной морской водой, которую мы тоже для наглядности подкрасим акварелью. 1 учащийся доливает осторожно в теплую воду холодную. Вы видите, что холодная вода стелется у дна. Что-то подобное происходит и в природе. Получается, что природные процессы как будто соперничают между собой: одни стараются «долить» в Мировой океан пресной и более холодной воды, а другие – «подсолить» его и сделать теплее. У нас остался еще один опыт – помните, какая вода быстрее замерзнет. Пока учащийся принесет нам исследуемые экземпляры, мы с вами сделаем выводы по нашим экспериментам. Заполните, пожалуйста, последнюю колонку в наших карточках исследований. Итак, какая вода замерзла? Конечно, более пресная. А почему? Соли не дают.
3. Итог урока – исследования.
Итак, каковы выводы по нашим проведенным сегодня исследованиям свойств вод Мирового океана? 1. Закипает, то есть испаряется, быстрее пресная вода. 2. Замерзает тоже быстрее пресная вода. 3. Соленая вода тяжелее пресной, поэтому в океане располагается внизу, а пресная сверху. 4. Пресная вода в твердом состоянии легче соленой, поэтому плавает сверху. 5. Холодная вода тяжелее теплой, поэтому располагается в океане около дна.
А причиной всему вещества, растворенные в воде. Именно они определяют такие свойства морской воды.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА ПРОВЕДЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».