Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7603318
Сообщение из опыта работы «Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС».
Содержание - Статьи, доклады

Глыбина Татьяна Александровна, старший воспитатель МБДОУ №14 «Солнышко» Мурманская область город Ковдор.
Родители – это первые воспитатели. Воспитание и развитие детей возможно только при активном включении их родителей (законных представителей) в жизнь ДОУ. В сообщении раскрыты формы, применяемые на практике в ДОУ.


Дата публикации: 02.03.2017


Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; • обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Основными задачами взаимодействия ДОО с семьями воспитанников являются следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

Помимо традиционных форм работы и семьи в нашем ДОУ активно используются инновационные формы и методы:

* презентация образовательной деятельности ДОУ;

* фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

* информационные буклеты;

* организация Дней открытых дверей;

* совместное проведение досугов, праздников;

* групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

* тематические досуги;

* вовлечение в конкурсы различных уровней;

* оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», спортивные развлечения;

* ярмарки «Осенины», «Золотые руки мамы», «Мой папа – самый лучший» и др.

Особое внимание уделяем просвещению родителей о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, основной образовательной программе ДОО. Для этого на сайте ДОУ разработан раздел «Образовательные стандарты», где размещен ФГОС ДО, методические рекомендации к нему, в разделе «Образование» - Основная образовательная программа ДОУ. В фойе детского сада оформлен стенд «ФГОС ДО», где родителям даны разъяснения что такое ФГОС ДО, чем отличается от Федеральных государственных требований. Также было проведено общесадовое собрание, в которое были включены вопросы введения ФГОС ДО.

Опираясь на данные позиции, мы используем различные формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

* Информируем родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду на официальном сайте ДОУ. Также у каждой группы есть своя страничка в социальной сети.

* Приглашаем к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

* Призываем к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление игрового материала.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Наши педагоги стараются проводить собрания с привлечением специалистов в нетрадиционной форме. Это совместные собрания с воспитанниками, мастер-классы, «Круглые столы», с использованием ИКТ-технологий (презентации, видео-ролики из жизни группы и т.д.). Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.

Уделяем особое внимание проблемам организации индивидуальных и групповых консультаций. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В

процессе консультаций стараемся объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Родители оказывают помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек), изготовление нестандартного физоборудования.

Огромное значение придаем такому виду сотрудничества как праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР