Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869115
Статья из опыта работы «Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию внеурочной деятельности».
Содержание - Статьи, доклады

Кучмасова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. 
В статье учитель делится формами организации внеурочной работы по формированию экологической культуры младших школьников. Статья ориентирована на учителей начальных классов.


Дата публикации: 09.03.2017


«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию внеурочной деятельности»

В общеобразовательную школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. В детском саду воспитатели закладывают фундамент для развития детей. Задача учителя начальных классов изучить и выявить способности и задатки детей и строить дальнейшую работу с опорой на те, знания, умения, которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно использовать их для дальнейшего всестороннего развития младших школьников. В урочное и внеурочное время мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей (высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях, поощрение и стимулирование возникновения у ребёнка творческих способностей).

Раньше, до введения нового ФГОС, школа очень мало внимания уделяла социальной жизни школьников. Но сейчас всё изменилось - именно во внеурочной деятельности ребёнок может познать свои возможности и раскрыть таланты. Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются на школьной скамье. Включение основ экологических знаний в обучение школьника, его экологическое образование - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.

Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.

Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить орех от липы. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов, всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто придет за нами, нашу прекрасную планету.

«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей. Он - хозяин её», - говорил И.С.Тургенев.

Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность проблемы по формированию экологической культуры младшего школьника, ведущей целью моей работы является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

-воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;

-раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;

-формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;

-содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;

-прививать навыки исследовательской работы.

Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи. Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой.

Ранний возраст - это то время, когда родители, воспитатели детских садов и учителя начальных классов могут реально повлиять на формирование культуры отношений в системе «человек - окружающая среда».

В настоящее время программы экологического образования построены на основе приобретения знаний, наличие которых недостаточно для развития личности. Необходимо формирование ответственного и целесообразного отношения человека к природе. Такое отношение формируется в процессе непосредственного общения с природой.

«Экология, - сказал один из моих учеников, - это когда всё живое улыбается…». А если так, то подарить людям улыбку - это значит увеличить в окружающем нас мире

количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать ещё один шажок к гармонии всего живого на Земле. Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе информационные, игровые, проектные и ИКТ технологии.

В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

У нас с детьми стало традицией ходить на «экологическую тропу» в сельский парк, в лес. Отдых на природе - увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный. На берегах реи Урвань дети читают стихи о природе, загадывают загадки; вместе играем в подвижные игры. Такие подвижные игры стимулируют получение экологических знаний, закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой.

Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. В работе использую различный занимательный материал: кроссворды, сценки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы пословиц, загадок, рисунков на различные темы.

Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Экологические декады и Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом»; классные часы, конкурсы «Знатоков природы» и «Устами Лесовичка»; КВНы, игры - путешествия по станциям.

Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)

Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать тем маленькими пазлами, из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Каждый проект -маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.

Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя.

В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения.

За время работы по экологическому воспитанию младших школьников мною собран теоретический и практический материал как для внеурочных занятий, так и для уроков математики и русского языка.

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.

Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А так же у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР