Статья Тьюторская деятельность учителя в инклюзивном образовании младших школьников |
Содержание - Статьи, доклады |
Шеховцова Надежда Вадимовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №4 г. Мирный, Архангельской области. Дата публикации: 22.02.2018 ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, особенный ребенок. Особенным он является и потому, что его отправляют учиться в специальное учебное учреждение для инвалидов, изолируют от социума, тем самым еще больше ограничивая в развитии. К этому ли стремится развитое общество? Разве такой ребёнок не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Именно инклюзивное образование дает возможность таким детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. В России насчитывается 13 миллионов инвалидов, 500 тысяч из них - дети. [3] Общее число инвалидов и членов их семей, по данным Минздравсоцразвития России, достигает в стране 30 миллионов человек. На 314-м заседании Совет Федерации ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, подписанную Россией 24 сентября 2008 г. в Нью-Йорке. Об этом 27 апреля сообщается на официальном сайте верхней палаты парламента. [8] Конвенция была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года. По состоянию на ноябрь 2017 года 175 государств и Евросоюз участвуют в Конвенции, 92 государств — в Факультативном протоколе. [7] Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны заботиться о достаточном жизненном уровне инвалидов и их соцзащите: организовать обучение в системе общего образования, создать благоприятные условия на рынке труда, обеспечить доступность градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры, гарантировать доступ к информации. Общими принципами конвенции являются уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов. Конвенция предусматривает, что государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам могут быть отнесены: освоение инвалидами жизненных и социальных навыков; обучение в системе общего образования; установление благоприятных условий на рынке труда; создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной и иной инфраструктуры; доступ инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля и иных способов и форматов общения); реабилитация и другие меры. В конвенции особо оговорены права детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения. В России с 2011 года запущена госпрограмма "Доступная среда"[9], которая была рассчитана на пять лет. Сейчас реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы. Она направлена на создание в стране безбарьерной среды для инвалидов во всех сферах жизни - образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите, спорте и так далее. Безусловно, тьютерская деятельность в инклюзивном образовании способно решить часть поставленных задач. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах[2]. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, федеральным законом «Об образовании в РФ», ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться [6]. С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования. Сейчас Стандарт апробируется в 24 регионах на 115 школьных площадках. Стандарт приемлем и при семейном образовании, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. При этом возможна и сетевая форма. Дети с ОВЗ, зачисленные до 1 сентября 2016 г., обучаются по адаптированным программам, до их завершения. 27 июня 2016 г. Минобрнауки России утвердило Межведомственный комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год (далее – План). Планом, в частности, предусмотрены: — разработка УМК для детей с ОВЗ, учебных пособий, мультимедийного сопровождения детей-инвалидов, примерных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ; — разработка профессиональных стандартов: педагога-психолога, педагога-дефектолога и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ; — курсы повышения квалификации, семинары, конференции по вопросам инклюзии; внедрение в течение 2016-2017 г.г. профстандартов педагога-психолога, педагога-дефектолога; — проведение II второго Всероссийского съезда педагогов-дефектологов; проведение Всероссийских конкурсов: “Лучший по профессии” среди обучающихся с ОВЗ, “Психолог года”, “Лучшая Инклюзивная школа России”, Всероссийской конференции по вопросам деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.; — проведение спортивных мероприятий, в т.ч. Всероссийской спартакиады среди обучающихся с ОВЗ; — проведение проверок по вопросам соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью, а также мониторинг по обеспечению условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг в образовательных организациях. Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в системе образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и образовательные учреждения, работающие в экспериментальном и проектном режиме. По заверениям правительства, число школ, в которых будет создана безбарьерная среда для учеников с ограниченными возможностями, вырастет в ближайшие пять лет более чем в восемь раз - с 1,2 тысячи сегодня до 10 тысяч[5]. Но на сегодняшний день мы, учителя начальных классов, сталкиваемся со следующими проблемами: 1. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития в общество, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. 2. Есть серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор. 3. Недостаточно внимания уделяется финансированию адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ограниченными возможностями здоровья среды. 4. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении. 5. Трудно и медленно выстраиваются контакты "особых" детей и детей здоровых. 6. Слабо на всех уровнях работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов. Обязанности государства и общества перед ними не прописаны юридически. 7. Отсутствует автотранспорт для учеников с ограниченными возможностями здоровья, который позволял бы им добираться до места учебы и обратно - домой. 9. Неопределенность методологии и практически полное отсутствие исследований, учитывающих российский опыт. 8. Необходима очная подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании в большем объёме, чем предлагается сегодня. Важнейшим условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, тьюторское сопровождение. Тью́тор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения, начиная с первых дней ребёнка в школе, а порой и в предшкольный период, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы. Это характеристики тьютора присущи для организации процесса обучения обычного ученика [1]. В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Задача тьютора - помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Сегодня в России должность "тьютор"официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н В настоящее время тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И далеко не каждый может выполнять функции тьютора для такого ребенка. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии. Это должны быть специально подготовленные специалисты со знанием психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка, обладающие навыками анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ограниченными возможностями здоровья и социального окружения, умеющие реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством). Для традиционного обучения вполне достаточно учителя. Другое дело, что современная школа начинает выходить на принципы индивидуализации. И тогда появляются учителя с активной тьюторской позицией. В начальной школе они работают с познавательными интересами ребенка. В каждый момент времени ребенку что-то интересно, он не может объяснить почему, но ему интересно именно этим заниматься. Педагогу необходимо «ухватить» интересы ребенка, развернуть перед ним потенциальные возможности развития его интереса, причем в понятных ему формах. При этом нельзя глубоко скатываться в специализацию, иначе другие его интересы будут ущемлены. Надо научить ребенка самого видеть эти возможности, искать и использовать их, научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия. И это можно сделать только в начальной школе. Позиция учителя начальных классов, осуществляющего тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании, как впрочем и в традиционном, состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут, во-первых, удовлетворить стихийно возникший познавательный интерес, во-вторых, сформировать особый комплекс умений – культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории. Учащийся начальной школы в беседе с тьютором узнает о тех местах в социуме, где он может чему-либо научиться. Чрезвычайно важным представляется тот факт, что педагог-тьютор не «выдает» готовые перечни, варианты учебных занятий, а рисует "карту" вместе с ребенком, опираясь на актуальный, на данном этапе уровень осведомленности. Тьютор, несомненно, раздвигает границы, работая в зоне ближайшего развития. Однако в строгом соответствии с принципами тьюторского сопровождения, темп, маршрут и характер движения задаются учеником начальной школы. Задача педагога-тьютора на этом уровне работы – так организовать общение с ребенком, чтобы проявить, сделать очевидным образовательный потенциал, плавно переведя его в доступный для работы ресурс. Разумеется, профессионал-тьютор сам должен обладать полной информацией, постоянно обновляя собственный кругозор. Также тьютор в начальной школе помогает двигаться ребёнку в границах учебного предмета, проникая в разные области знаний. Задача тьютора – ввести юного исследователя в культурную традицию, познакомить с типами специализаций в выбранной области. В перспективе – сопровождение познавательного интереса учащегося начальной школы, его расширение и углубление предельно раздвигает предметные рамки. Тьюторская деятельность в инклюзивном образовании младших школьников помогает осознать, насколько важно понимать себя, свои силы, знать границы своих возможностей. Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося начальной школы. Сейчас, как никогда, особо остро стоит вопрос об инклюзивном образовании. Общество готово принять "особых" детей, как равноправных участников образовательного процесса. С 1992 году Международный день инвалидов, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН, отмечается во многих странах мира 3 декабря для привлечения внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями и защите прав. По словам главы департамента по делам инвалидов Минтруда РФ Григория Лекарева, свыше 20% российских школ к 2016 году в рамках реализации госпрограммы "Доступная среда" приспособлены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Список используемой литературы: 1. Куликова М. Ю. Тьютор в системе сопровождения образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Куликова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 342-344. 2. Лебедев, Л.П. Язык научного общения. Русско-английский словарь / Л.П.Лебедев, М.Дж.Клауд. - М.: Астрель, 2009. - 378,[6] с. 3. Глобальная инвалидность. Цифры и факты. Dislife.ru, Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.dislife.ru/flow/theme/207/ 4. Деловой портал News-City. Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №216-н и 217-н. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://news-city.info/akt/prawila-54/tekst-pc-sovet-legal.htm 5. Интернет проект РИА Новости. Трудное детство. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.deti.rian.ru/education/20110701/200142984.html 6. Министерство образования и науки. Проекты. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D1%84%D1%86%D0%BF-%D0%BC%D0%BE%D0%BD 7. Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml 8. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2012/04/item19500.html 9.Федеральные целевые программы России. Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/392/ |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».