Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869167
Статья Тьюторская деятельность учителя в инклюзивном образовании младших школьников
Содержание - Статьи, доклады

Шеховцова Надежда Вадимовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №4 г. Мирный, Архангельской области. 
Статья предназначена для учителей начальных классов. Содержит сведения о развитии тьюторского сопровождения обучающихся: детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в современной школе. Раскрывает проблемы, с которыми сталкивается учитель при необходимости обучения таких детей. Пути их преодоления.


Дата публикации: 22.02.2018


ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

Картинки по запросу инклюзивное образование

 

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, особенный ребенок. Особенным он является и потому, что его отправляют учиться в специальное учебное учреждение для инвалидов, изолируют от социума, тем самым еще больше ограничивая в развитии. К этому ли стремится развитое общество? Разве такой ребёнок не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Именно инклюзивное образование дает возможность таким детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

В России насчитывается 13 миллионов инвалидов, 500 тысяч из них - дети.  [3] Общее число инвалидов и членов их семей, по данным Минздравсоцразвития России, достигает в стране 30 миллионов человек.

На 314-м заседании Совет Федерации ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, подписанную Россией 24 сентября 2008 г. в Нью-Йорке. Об этом 27 апреля сообщается на официальном сайте верхней палаты парламента. [8]

Конвенция была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года. По состоянию на ноябрь 2017 года 175 государств и Евросоюз участвуют в Конвенции, 92 государств — в Факультативном протоколе. [7] Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны заботиться о достаточном жизненном уровне инвалидов и их соцзащите: организовать обучение в системе общего образования, создать благоприятные условия на рынке труда, обеспечить доступность градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры, гарантировать доступ к информации. Общими принципами конвенции являются уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов.

Конвенция предусматривает, что государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам могут быть отнесены: освоение инвалидами жизненных и социальных навыков; обучение в системе общего образования; установление благоприятных условий на рынке труда; создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной и иной инфраструктуры; доступ инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля и иных способов и форматов общения); реабилитация и другие меры.

В конвенции особо оговорены права детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.

В России с 2011 года запущена  госпрограмма "Доступная среда"[9], которая была рассчитана на пять лет. Сейчас реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.  Она направлена на создание в стране безбарьерной среды для инвалидов во всех сферах жизни - образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите, спорте и так далее.

Безусловно, тьютерская деятельность в инклюзивном образовании способно решить часть поставленных задач.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах[2]. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, федеральным законом «Об образовании в РФ», ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться [6].
В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы, анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования. Сейчас Стандарт апробируется в 24 регионах на 115 школьных площадках. Стандарт приемлем и при семейном образовании, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. При этом возможна и  сетевая форма. Дети с ОВЗ, зачисленные до 1 сентября 2016 г., обучаются по адаптированным программам, до их завершения.

27 июня 2016 г. Минобрнауки России утвердило Межведомственный комплексный план  по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год (далее – План).  Планом, в частности, предусмотрены:

— разработка УМК для детей с ОВЗ,  учебных пособий, мультимедийного сопровождения  детей-инвалидов, примерных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ;

— разработка профессиональных стандартов: педагога-психолога, педагога-дефектолога и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ;

— курсы повышения квалификации, семинары, конференции по вопросам инклюзии;

внедрение в течение 2016-2017 г.г. профстандартов педагога-психолога, педагога-дефектолога;

— проведение II второго  Всероссийского съезда педагогов-дефектологов;

проведение Всероссийских конкурсов:  “Лучший по профессии” среди обучающихся с ОВЗ, “Психолог года”, “Лучшая Инклюзивная школа России”, Всероссийской конференции по вопросам деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.;

— проведение спортивных мероприятий, в т.ч. Всероссийской спартакиады среди обучающихся с ОВЗ;

— проведение проверок по вопросам соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью, а также мониторинг по обеспечению условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг в образовательных организациях.

 Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в системе образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и образовательные учреждения, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

По заверениям правительства, число школ, в которых будет создана безбарьерная среда для учеников с ограниченными возможностями, вырастет в ближайшие пять лет более чем в восемь раз - с 1,2 тысячи сегодня до 10 тысяч[5].

Но на сегодняшний день мы, учителя начальных классов, сталкиваемся со следующими проблемами:

1. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития в общество, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей.

2. Есть серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.

3. Недостаточно внимания уделяется финансированию адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ограниченными возможностями здоровья среды.

4. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении.

5. Трудно и медленно выстраиваются контакты "особых" детей и детей здоровых.

6. Слабо на всех уровнях работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов. Обязанности государства и общества перед ними не прописаны юридически.

7. Отсутствует автотранспорт для учеников с ограниченными возможностями здоровья, который позволял бы им добираться до места учебы и обратно - домой.

9. Неопределенность методологии и практически полное отсутствие исследований, учитывающих российский опыт.

8. Необходима очная подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании в большем объёме, чем предлагается сегодня.

Важнейшим условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, тьюторское сопровождение.

Тью́тор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения, начиная с первых дней ребёнка в школе, а порой и в предшкольный период, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы. Это характеристики тьютора присущи для организации процесса обучения обычного ученика [1].

В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Задача тьютора - помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Сегодня в России должность "тьютор"официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н
"Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования"). [4]

В настоящее время тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И далеко не каждый может выполнять функции тьютора для такого ребенка. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии. Это должны быть специально подготовленные специалисты со знанием психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка, обладающие навыками анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ограниченными возможностями здоровья и социального окружения, умеющие реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).

Для традиционного обучения вполне достаточно учителя. Другое дело, что современная школа начинает выходить на принципы индивидуализации. И тогда появляются учителя с активной тьюторской позицией. В начальной школе они работают с познавательными интересами ребенка. В каждый момент времени ребенку что-то интересно, он не может объяснить почему, но ему интересно именно этим заниматься. Педагогу необходимо «ухватить» интересы ребенка, развернуть перед ним потенциальные возможности развития его интереса, причем в понятных ему формах. При этом нельзя глубоко скатываться в специализацию, иначе другие его интересы будут ущемлены. Надо научить ребенка самого видеть эти возможности, искать и использовать их, научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия. И это можно сделать только в начальной школе.

Позиция учителя начальных классов, осуществляющего тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании, как впрочем и в традиционном, состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут, во-первых, удовлетворить стихийно возникший познавательный интерес, во-вторых, сформировать особый комплекс умений – культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.

Учащийся начальной школы в беседе с тьютором узнает о тех местах в социуме, где он может чему-либо научиться. Чрез­вычайно важным представляется тот факт, что педагог-тьютор не «выдает» готовые перечни, варианты учебных занятий, а рисует "карту" вместе с ребенком, опираясь на актуальный, на данном этапе уровень осведомленности.

Тьютор, несомненно, раздвигает границы, работая в зоне ближайшего развития. Однако в строгом соответствии с принципами тьюторского сопро­вождения, темп, маршрут и характер движения задаются учеником начальной школы. Задача педагога-тьютора на этом уровне работы – так организовать общение с ребенком, чтобы проявить, сделать очевидным образовательный потенциал, плавно пе­реведя его в доступный для работы ресурс. Разумеется, профессионал-тьютор сам должен обладать полной информацией, постоянно обновляя собственный кругозор.

Также тьютор в начальной школе помогает двигаться ребёнку в границах учебного предмета, проникая  в разные области знаний. Задача тьютора – ввести юного исследователя в культурную традицию, познакомить с типами специализа­ций в выбранной области. В перспективе – сопровождение познавательного интереса учащегося начальной школы, его расширение и углубление предельно раздвигает предметные рамки.

Тьюторская деятельность в инклюзивном образовании младших школьников помогает осознать, насколько важно понимать себя, свои силы, знать границы своих возможностей.

Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализаци­онного, аналитического. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося начальной школы.

Сейчас, как никогда, особо остро стоит вопрос об инклюзивном образовании. Общество готово принять "особых" детей, как равноправных участников образовательного процесса. С 1992 году Международный день инвалидов, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН, отмечается во многих странах мира 3 декабря для привлечения внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями и защите прав. По словам главы департамента по делам инвалидов Минтруда РФ Григория Лекарева, свыше 20% российских школ к 2016 году в рамках реализации госпрограммы "Доступная среда" приспособлены для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня детям с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья  вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Более того, инклюзивное образование полезно и для обеих сторон:"обычных" и "необычных" детей.  Все они будут, прежде всего, учиться жить вместе и преодолевать дурную традицию изоляции особых людей от общества. Это совместное обучение заложит основу для воспитания поколения толерантных россиян, поколения, которое будет более чутко чувствовать ценность каждого человека для общества.

Список используемой литературы:

1. Куликова М. Ю. Тьютор в системе сопровождения образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Куликова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 342-344.

2. Лебедев, Л.П. Язык научного общения. Русско-английский словарь / Л.П.Лебедев, М.Дж.Клауд. - М.: Астрель, 2009. - 378,[6] с.

3. Глобальная инвалидность. Цифры и факты. Dislife.ru, Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья. (Электронный ресурс)  – Режим доступа: http://www.dislife.ru/flow/theme/207/

4. Деловой портал News-City. Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №216-н и 217-н. (Электронный ресурс)  – Режим доступа: http://news-city.info/akt/prawila-54/tekst-pc-sovet-legal.htm

5. Интернет проект РИА Новости. Трудное детство. (Электронный ресурс)  – Режим доступа:

http://www.deti.rian.ru/education/20110701/200142984.html

6. Министерство образования и науки. Проекты. (Электронный ресурс)  – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D1%84%D1%86%D0%BF-%D0%BC%D0%BE%D0%BD

7. Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения. (Электронный ресурс)  – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

8. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, (Электронный ресурс)  – Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2012/04/item19500.html

9.Федеральные целевые программы России. Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Электронный ресурс)  – Режим доступа:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/392/

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР