Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869285
Программа взаимодействия «Школа – социокультурный центр микрорайона».
Содержание - Статьи, доклады

Бударин Сергей Иванович, директор школы, МБОУ «Основная общеобразовательная школа №35» г. Калуги Калужской области. 
Программа предназначена для администрации сельских школ. Результатом программы планируется практическая реализация одного из основных тезисов стандарта об общественном характере образования как соединения потребностей личности (родителей), общества и государства для коллективных усилий в целях его конкурентоспособности и выводы об инновационном потенциале такого подхода с точки зрения современных требований.


Дата публикации: 05.03.2018


ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР МИКРОРАЙОНА»

 

1.Пояснительная записка

         В настоящее время особенно значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, который обеспечивает существование и развитие системы образования в условиях меняющейся образовательной среды. Общее образование - основа системы - включает обучающихся, работников системы образования, а также затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций, бизнес-сообщества и всего социума в целом. Таким образом, образование становится предметом пристального внимания общества и государства.

         Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация партнерства во всех направлениях.                

           С 2006 по 2011 школа являлась социокультурным центром на селе. Традиции школы позволяют продолжать работу ОО в качестве социокультурного центра.

        Школа построена в 1975 году, рассчитана на 250 мест, расположена на территории деревни Канищево, достаточно удалена от центра города Калуги. В школе обучается 225 учащихся. Основной контингент - дети из микрорайона д. Канищево и окрестных деревень. Организован подвоз учащихся школьным автобусом.

         Социальный статус семей показывает, что образовательный ценз родителей невысокий. Большую часть родителей составляют рабочие со средним специальным образованием.

Значительная часть школьников не имеют прочных практических социальных навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем; они не владеют необходимыми способами деятельности в различных жизненных ситуациях. Для более эффективного решения данных задач, школа не может не опираться на другие социальные институты. В то же время, оставаясь авторитетом в специфической области педагогики, школа не может не распространять своё влияние на окружающий социум, его социальные структуры и организации. В настоящее время необходим высокий уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования, участия общественности в управлении школой. Важную роль в данном процессе играет социальный заказ, где объединяются потребности личности и семьи. Так как современная школа имеет огромное влияние на развитие общества, она становится центром согласования потребностей и интересов социума, формирования его культуры.


2.Целеполагание

Цель: на основе взаимодействия и использования педагогических ресурсов ОО обеспечить наиболее комфортные условия развития, высокий уровень самоопределения, адаптации школьников в современном социуме посредством установления нового типа взаимоотношений между личностью, обществом и государством.

Задачи:

- выявить и сформировать актуальные качества личности современного школьника в конкретных условиях модели образовательного пространства;

   - изучать, описывать и реализовывать направления и содержания интеграции ресурсов школы и институтов социума в контексте формирования качеств личности школьников;

- систематизировать, разработать и апробировать современные традиционные и инновационные формы взаимодействия качеств личности учащихся;

- разработать и описать педагогические приемы, средства, технологии формирования личности школьника;

- апробировать инновационные социальные проекты, программы воспитательной деятельности;

- организовать в условиях новой модели образовательного пространства деятельность общественных детских и взрослых инициатив.

Прогнозируемые результаты

  • На основе взаимодействия с социальными партнёрами и формирования партнерской инфраструктуры, при поэтапной коррекции ОО реализует систему деятельности педагогического коллектива «Школа - социокультурный центр микрорайона» и распространит опыт для внедрения в систему образования.
  • В результате реализации программы будут выявлены положительные стороны программы и трудности, которые станут результатом анализа и выводов по реализации аналогичных проектов.
  • Результатом программы также станет практическая реализация одного из основных тезисов стандарта об общественном характере образования как соединения потребностей личности (родителей), общества и государства для коллективных усилий в целях его конкурентоспособности и выводы об инновационном потенциале такого подхода с точки зрения современных требований.

3.Участники

Программа предназначена для обучающихся школы с 1 по 9 класс, их родителей и педагогов. В работе принимают участие следующие организации:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №35» г. Калуги,

СКДЦ «Канищево»,

Детский сад №74 «Радость» г. Калуги,

«Детская школа искусств №6» г. Калуги,

«Городская библиотека – филиал №16» г. Калуги,

«Профессиональный лицей №6» г. Калуги,

Пожарная часть №12 г. Калуги,

ДЮСШ «Персей» г. Калуги,

ДЮСШ «Орленок»,

ЦДОД «Радуга»,

МБОУ ДОД «ДЮЦКО «Галактика»,

ЦРТДиЮ "Созвездие",

Калужская Епархия,

ВООВ «Боевое Братство» г.Калуги,

Община «Канищево».


4.Ресурсы:

Внутренние ресурсы

Ресурсами, обеспечивающими реализацию Программы работы школы как социокультурного центра микрорайона, являются:

- наличие достаточной профессиональной культуры педагогов;   ориентация на гуманитарные цели образования; способность к рефлексии, проектированию; способность работать в стиле сотрудничества; стремление к личностному росту;

- владение информационно-коммуникационными технологиями, доступ к информационным ресурсам локальной и глобальной сети Интернет;

- система социально - психологического сопровождения образовательного процесса;

- новые воспитательные технологии (социально ориентированные, деятельностные, спортивно-оздоровительные);

- опыт включения родительской и ученической общественности в систему управления школы.

- взаимодействие со средствами массовой информации: выпуск школьной печатной газеты «35 параллель», размещение на сайте школы материалов педагогов и учащихся, объявлений и др. материалов.

Внешние ресурсы

Основными направлениями деятельности по установлению связей с внешней средой являются:

- связь с культурными центрами микрорайона;

- связь с организациями и ведомствами, обеспечивающими безопасность населения;

- организация активного взаимодействия с социумом: акции по благоустройству микрорайона, реализация социально значимых проектов педагогов и учащихся,   Всероссийские массовые соревнования, летний городской оздоровительный лагерь на базе школы.


5.Кадры

       В школе сформирован стабильный коллектив - коллектив единомышленников. Более половины педагогов имеет стаж работы свыше двадцати лет. Это учителя с большим педагогическим опытом, высоким профессиональным уровнем, положительной динамикой роста профессиональной компетентности. Педагоги активно участвуют в городских конкурсах, семинарах. Всего педагогов в школе – 20.


6.Материально-техническая база

       В школе созданы комфортные условия для обучения и воспитания школьников. Оборудованы современные учебные кабинеты, актовый зал, библиотека с богатым фондом, читальным залом, оборудованным компьютерами с доступом в Интернет, компьютерный класс, функционируют медицинский, процедурный кабинеты, комната психологической разгрузки, Музей Боевой Славы, музей «Русская старина», пришкольный учебно-опытный участок, спортивный зал и спортивная площадка. Все кабинеты эстетично оформлены, оснащены необходимыми современными учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, подключены к локальной сети Интернет.


7.Финансовое обеспечение

         Для финансового обеспечения программы предполагается использовать средства федерального и муниципального бюджетов, привлечение внебюджетных средств: благотворительная, спонсорская помощь.


8.Направления работы:

 

Направление

Наполнение направлений

1

Духовно-нравственное

Патриотика, краеведение, нравственность, этика,

основы религий.

2

Социальное

Толерантность, профориентация, профилактика антисоциального поведения, работа с родителями, самоуправление, гражданственность, труд.

3

Спортивно-оздоровительное

Здоровый образ жизни, спорт, здоровьесбережение.

4

Общекультурное

Досуг, развитие творческих способностей, изучение культуры своей страны, этикет.

5

Общеинтеллектуальное

Дополнительные знания о мире, развитие интеллекта, одаренные дети, экология.

 

9.Этапы реализации

Временные сроки: 5 лет

Планируемые мероприятия:

 

Этап исследования

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

 

 

 

 

Формы представления результатов

Подготовительный

Изучение социального заказа родителей

1 год

Администрация школы

Анкета

Заседание рабочей группы по созданию Программы   взаимодействия

1 год

Зам. директора по УВР

Программа взаимодействия

Разработка программ, планов совместных мероприятий и единых требований, модели взаимодействия с социальными партнёрами

1 год

Администрации организаций

Программы и планы совместных мероприятий

Создание   методической,   нормативно-правовой базы для реализации проекта

1 год

Администрация МБОУ

Подборка документов

Изучение опыта работы по взаимодействию с учреждениями культуры, дополнительного образования в организации внеурочной деятельности

1 год

 

 

Формирование единого банка научно - методических и информационных материалов.

1 год

Преподаватели МБОУ

Банк научно-методических и информационных материалов

Разработка и корректировка локальных актов, регламентирующих деятельность структур

1 год

Администрация МБОУ

Локальные акты

Основной

Развитие системы дополнительного образования: открытие новых направлений дополнительного образования на основе исследования потребностей родителей и детей

В течение 5 лет

Преподаватели МБОУ

Объединения дополнительного образования

Расширение форм взаимодействия и сотрудничества с учащимися, родителями, партнерами

В течение 5 лет

Коллектив МБОУ

Новые формы сотрудничества

Организация на базе школы семейного досуга (совместные праздники и мероприятия)

В течение 5 лет

Зам. директора по ВР

План проведения совместных праздников и мероприятий

Разработка и внедрение активных форм психолого-педагогического сопровождения, профилактики школьной и социальной дезадаптации учащихся

В течение 5 лет

Психолог, соц. педагог

План психолого-педагогического сопровождения

Проведение традиционных мероприятий

В течение 5 лет

Зам. директора по ВР

План проведения традиционных мероприятий микрорайона

Разработка и реализация социальных проектов

В течение 5 лет

Администрация МБОУ

Социальные проекты

Проведение Дней Здоровья в микрорайоне

В течение 5 лет

 

План проведения Дней здоровья в мкр

Информирование общественности мкр. о процессах и результатах реализации проекта через школьную газету, школьный сайт.

В течение 5 лет

Зам. директора по УВР, ВР

Номера школьной газеты, страничка на сайте школы

Завершающий

Анализ реализации Программы взаимодействия «Школа – социокультурный центр»

Пятый год

Администрация МБОУ

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития

-Анализ реализации интегрированных программ

-Презентация результатов реализации проекта

-Публикация материалов проекта

 

10.Планируемые результаты

-Повышение качества и разнообразия предоставляемых услуг образования в соответствии с потребностями участников учебно-воспитательного процесса.

-Создание условий в образовательном процессе для формирования конкурентоспособной личности.

-Повышение эффективности деятельности ученического и педагогического коллективов ОО.

-Представление возможностей для максимального раскрытия природной одаренности через систему выявления, поддержки и развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей, способной и талантливой молодежи.

-Обеспечение доступности, многообразия и улучшения качества предоставляемых ОО дополнительных образовательных услуг в соответствии с индивидуальными интересами и запросами учащихся, а также потребностями социально-экономического и культурного развития микрорайона.

- Содействие развитию учебной, исследовательской, проектной деятельности участников образовательного процесса, активному использованию информационных технологий

-Развитие материально-технической базы ОО.


11. Критерии и показатели эффективности Программы

 

Критерии

Показатели

1

Эффективность использования Программы другими ОО

Отзывы о Программе других потребителей

2

Востребованность мероприятий Программы

Количество желающих использовать Программу в своей работе

3

Доступность технологии использования Программы

Возможность ознакомления с Программой

 

Положительная мотивация и интерес

Нацеленность на единый конечный результат

Доминирование горизонтальных связей над иерархической структурой

Информационный обмен между звеньями

Долгосрочный характер связей

Наличие нескольких центров активности

Профессиональное управление

Внешнее независимое признание

Положительный имидж, доверительные отношения

Эмоциональные связи

Общие ценности и стандарты

Уважение участниками сетевого взаимодействия друг друга

Способность адаптироваться в меняющихся условиях, изменения в структуре

Открытость системы

 

12. Прогнозирование рисков при реализации

 

Неготовность к реализации Программы и

недопонимание частью педагогов,

обучающихся, родителей (законных

представителей) сути инновационных

изменений, обеспечивающих реализацию

Программы

Разъяснительная работа с использованием

различных методов и способов

формирования понимания сути

инновационных изменений в рамках

реализации Программы. Семинары, круглые столы, индивидуальные консультации, собрания.

Недостаточный уровень профессиональной

подготовки педагогических работников в

вопросах формирования метапредметных и ключевых компетентностей, УУД

Система непрерывного профессионального

образования (очные и дистанционные

курсы ПК, семинары, вебинары и т.д),

обеспечивающие каждому педагогу

возможность формирования восходящей

траектории на основе компетентностного

и метапредметного подхода к образованию

Ошибки при выборе механизмов

управления реализацией Программы могут привести к недостаточной координации деятельности

заказчиков и исполнителей.

 

Корректировка хода реализации Программы и включение изменений в ежегодные планы

деятельности школы, структурных

подразделений

Недостаточный уровень мониторинговых

исследований реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений и его эффективность

Разработка системы мониторинговых

исследований. Широкое внедрение

рейтинговой оценки в образовательный

процесс. Поиски новых форм и

механизмов оценки и контроля

деятельности школы в рамках реализации

Программы. Внешняя независимая оценка.

 

13.Мониторинг эффективности реализации Программы

В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

- личность самого воспитанника

- нравственный уклад школьной жизни (создание условий)

- родительская общественность.


14. Организация контроля исполнения

Управление Проектом осуществляется на основе:

-согласованности и комплексности решения программных задач;

-установление приоритетов и последовательности в решении управленческих,

организационных, технологических, методических и других задач;

-системного использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

-достижения прогнозируемых результатов.

Отчеты о выполнении проекта представляются родительской общественности, освещаются в СМИ и размещаются на сайте школы.


15. Оформление результатов работы по Программе

1.Отчет о ходе и результатах проекта в рамках отчета – самообследования ОО.

2.Представление материалов в вышестоящие органы управления образованием.

3.Выпуск сборников материалов исследования и практической разработки проекта.

4.Публикация материалов о ходе проекта в СМИ.

5.Отчет по реализации проекта в форме городского семинара по заявленной теме.


16. Литература:

1. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации

педагогических кадров. Диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук,

Омск, 2009.

2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 2000.

3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений,

внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие

в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика,

2006.

4. Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса:

понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного

процесса. СПб., 1998.

5. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во

Института социологии, 1999. – 38 с.Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация?

– М.: Изд-во Института социологии, 1999.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР