Донская Елена Николаевна, заместитель директора по УВР, МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 28». Данный материал подготовлен для педагогического совета школы. Цель: ознакомление с новыми подходами в образовании в воспитании и обучении детей с ОВЗ. Материал предназначен для целевой аудитории - учителей и педагогов дополнительного образования. К материалам педсовета прилагается презентация.
Дата публикации: 02.03.2018
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Реализация права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд №1,2,3
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Слайд №4,5,6
Нормативной базой работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями являются: - Конвенция о правах ребёнка (1989), -Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы , -Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», а так же - Федеральным Законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012года статья 11 ч.6
- Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Слайд 7
- Стандарт применяется с 1 сентября 2016 по адаптированным программам.
Адаптированная программа-образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru
Слайд 8
Варианты программ для детей ОВЗ
Категория детей с ОВЗ
|
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
|
Глухие дети
|
1.1,1.2,1.3,1.4
|
Слабослышащие дети
|
2.1, 2.2,2.3
|
Слепые дети
|
3.1,3.2,3.3,3.4
|
Слабовидящие дети
|
4.1,4.2,4.3
|
Дети с тяжёлыми нарушениями речи
|
5.1,.5.2,5.3
|
Дети с нарушениями ОДА
|
6.1,6.2,6.3,6.4
|
Дети с ЗПР
|
7.1,7.2,7.3
|
Дети с расстройствами аутистического спектра
|
8.1,8.2,8.3,8.4
|
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
|
Слайд 9
Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По статистике детей инвалидов в мире становится все больше. Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.
Многие несовершеннолетние становятся инвалидами в результате различных заболеваний или травм. Их количество в 2014 составило более 500 тыс. человек. Как показывает статистика детей-инвалидов это на 3,7 % больше, чем в предыдущем году. В 2015 их число превысило 600 тыс. человек. По мнению экспертов, реальные цифры намного выше (около 3 млн.).
Из них 12% находится в специализированных интернатах. Тревожная тенденция наблюдается не только в России, но и в других странах. Статистика детей-инвалидов в мире отражает рост их количества и составляет около 95 млн. в возрасте до 14 лет.
Более трети рождаются с различными патологиями. Лишь около 20% первоклассников приходят в школу здоровыми. Статистика заболевания детей отмечает уменьшение количества здоровых к окончанию школы в два раза. Более 70% школьников имеют различные хронические патологии.
Слайд 10,11,12
Если обратиться к статистическим данным конкретно по нашему образовательному учреждению, то дело также обстоит очень тревожно:
2015 год- всего обучающихся 1907, из них :
-инвалидов-13 человек
ОВЗ (на индивидуальном обучении)- 11 человек
2016 год- всего обучающихся 1988, из них:
- инвалидов-11 чел
ОВЗ ( на индивидуальном обучении)-5 человек, из них 1 аутист, находящийся на индивидуальном обучении и 2 ученика с ЗПР , также на индивидуальном обучении
ОВЗ - остальные 6 человек обучаются в общеобразовательных классах
2017 год- всего обучающихся 2078, из них :
- инвалидов- 15 человек
ОВЗ (на индивидуальном обучении)-3 , из них 1 аутист, 2- ЗПР
ОВЗ в общеобразовательных классах с адаптированной программой:
-1 аутист
- 1 эпилепсик
- 1 ЗПР
Слайд 13
Особенности обучения детей с задержкой психического развития. ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Это специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. Такие дети оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегося поведения.
Слайд 14
Причины задержки психического развития
биологические
|
социальные
|
Патология беременности
|
Длительное ограничение жизнедеятельности ребенка
|
Недоношенность
|
Неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка
|
Асфиксия и травмы при родах
|
|
Заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка
|
|
Генетическая обусловленность
|
|
Слайд 15
Типичные особенности свойственные всем детям с ЗПР:
Познавательная сфера: - внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация.
- мышление- отставание в развитии всех форм мышления, мыслительных операций, снижение познавательной активности
- память- страдают все виды памяти: недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения
Психо-моторная сфера: - двигательная разбалансированность; - импульсивность; - нарушение координации движения; - слабость мелкой моторики; - гиперактивность; - повышенный мышечный тонус
Слайд 16
- Речевое развитие:
- Дефекты произношения
- Ограниченность словарного запаса
- Трудности словоизменения, словообразования
- Нарушение синтаксической структуры предложения
- Недостаточность речевой регуляции
- Трудности вербализации действий
- Несформированность планирующей функции речи
Эмоционально-волевая сфера :
- Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения
- Неспособность к волевому усилию
- Инфантилизм
- Преобладание игровых мотивов
- Стремление к получению удовольствия
Слайд 17
Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.
Слайд 18
Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.
Слайд 19
Особенности обучения
В процессе обучения учителю следует:
- использовать четкие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневно оценивать;
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- проводить оценку переделанных работ;
- использовать систему оценок достижений учащихся.
Слайд 20
- Каждый урок является продолжением предыдущего.
- Одним из основных приемов работы - многократное повторение основного материала
- Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма.
- Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща, третье — каждый индивидуально).
- Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
- Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.
- Учитель должен давать задания, идущие от простого к сложному, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.
- Постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, так как данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности;
- Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить его через некоторое время;
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;
Слайд 21
- Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения, так как процесс переключения у них снижен;
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор, схем, таблиц;
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать;
- С целью предупреждения переутомления давать равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут);
- Развивать самоконтроль давать возможность самостоятельно находить у себя ошибки, но делать это тактично;
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. Стараться активизировать не столько механическую память, сколько смысловую;
- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения;
- Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.
- Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
Слайд 22
Общие подходы в обучении детей с ЗПР
- Введение физминуток через 15-20 минут.
- Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу)
- Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
- Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
- Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
- Связь обучения с жизнью
- Постоянное управление вниманием
- Главная составляющая работы — общение и индивидуальный подход
Слайд 23
«Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами». |