Применение ИКТ – одна из форм обучения с целью интеллектуального развития учащихся. |
Содержание - Статьи, доклады |
Рахматулина Елена Вячеславовна, Зам. директора по воспитательной работе МБОУ г. Астрахани СОШ № 59. Дата публикации: 12.03.2018 Применение ИКТ – одна из форм обучения с целью интеллектуального развития учащихся.
На сегодняшний день, главная задача учителя – научить детей мыслить. Поэтому основополагающим принципом в преподавании считаю, сотрудничество учителя и учащихся и организация процесса обучения на всех этапах урока. Все дети индивидуальны, приходят в школу с определенным набором способностей, наделенных от природы индивидуальными задатками. И если правильно выстроить работу с учеником то раскроются именно положительные способности, склонности, что будет способствовать самоутверждению ученика как личности, и это в свою очередь создаст условия для успешной адаптации и социализации ребенка в жизни, в социуме. Существенным фактором в обучении представляется интеллектуальное развитие. Проблема формирования интеллектуальных умений особенно актуальна на фоне заметной потери интереса к чтению, самостоятельному познанию. Телевидение, компьютерные игры и чаты в Интернете стали доминирующими источниками информации для детей. Ученики 5-6-х классов, как правило, теряют интерес к чтению, и отнюдь не всегда восстанавливают его к старшим классам. Репродуктивный характер учебной литературы, отсутствие в ней проблемных материалов, активизирующих познавательную деятельность учеников, также не способствуют развитию интеллектуальных умений. Поэтому одна из основных задач учителя и заключается в развитии интеллектуальных умений у всех учащихся. Под интеллектуальными умениями в психологии и педагогике понимают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. Учителю важно понять, как, какими средствами можно развивать эти умения, каковы этапы развития этих умений, какие достижения учащихся свидетельствуют об их сформированности. Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из самых разных источников. Необходимостью быстро ориентироваться в этом потоке и извлекать из него наиболее существенные знания. Роль образования и школы, заключается, прежде всего, в том, чтобы научить ученика самостоятельной работе с различными источниками информации. Чтобы добиться хороших успехов в обучении, необходимо использовать на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно – коммуникационные (ИКТ). Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Использование ИКТ на уроках позволяет повысить качество обучения; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики обучения. ИКТ - технологии применяются на различных этапах урока: 1) при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации короткие, анимации сюжетные, интерактивные модели, интерактивные рисунки, вспомогательный материал) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы есть в наличие у учителя); 2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподавателем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме; 3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами; 4) при повторении, закреплении (задания с выбором ответа, задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимации, задания с реакцией на ответ, интерактивные задания, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни; 5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу. На сегодняшний день школьное образование применяет различные формы ИКТ. Цифровые образовательные ресурсы О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде? Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего не говорит ни о его целевом назначении (кроме того, что оно является образовательным), ни о полноте изложения учебного материала, ни даже о том, создан ли этот объект или просто «переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа «оцифровки». Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету. Мультимедийные презентации Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Методика использования мультимедийных презентаций предполагает: - совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; - усиление мотивации учения; - улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; - повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; - демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры Уроки с применением мультимедийных презентаций помогают решить следующие дидактические задачи: - усвоить базовые знания по предмету; - систематизировать усвоенные знания; - сформировать навыки самоконтроля; - сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; - оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедийные презентации представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Ресурсы сети Интернет Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов. Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных учеников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное, задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер. Если время позволяет лучшие работы можно отметить и предложить ребятам выступить с сообщениями по своим темам, конечно же, такая форма это результат длительной целенаправленной работы с учащимися над информацией. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов, олимпиад и принять в них участие. Электронные учебные энциклопедии (ЭУЭ) Интернет-ресурсы образовательного, научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др. В условиях активного роста интереса к разработке электронных энциклопедий важно уточнить направления этого развития.
Большое значение в энциклопедии придается ее библиографическому оснащению. В электронной энциклопедии библиографические ссылки могут включать интернет- адреса соответствующих электронных изданий и библиотек. Значительное место в ЭУЭ занимают иллюстрации: фотоснимки, рисунки, карты, планы, схемы, чертежи. Они могут носить анимационный характер и включать элементы интерактивности. Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий и обладают дополнительными свойствами и возможностями. Дидактические материалы Практика обучения показывает, что существует потребность в организации работы учеников, в снабжении их развернутым комментарием материала, который используется при выполнении заданий и изучении теоретического материала. Таким образом, имеется необходимость создания специальных дидактических материалов, предназначенных для организации работы учеников. Дидактический материал – особый тип наглядного пособия, преимущественно карты, таблицы, набор карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактив, растения и т.д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы или демонстрируемые учителем фронтально перед всем классом. Дидактические материалы призваны оказать помощь учителю в решении профессиональных педагогических задач, например: расширение понятийного аппарата; формирование знаний и умений; развитие навыков познавательной и исследовательской деятельности; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование навыков коллективной работы» развитие логического мышления; формирование умения обобщать и делать выводы. Дидактические материалы можно использовать в качестве стандартных средств заданий для проверки усвоения знаний учащимися по выбранной теме. Кроме этого они позволяют фиксировать результаты на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся, подводить итоги поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся. Также следует отметить, что дидактические материалы могут стать для учащихся помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков. Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов использовать специализированные средства разработки таких материалов. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса. Программы-тренажеры Образовательные технологии направлены на обеспечение включенности каждого обучающегося в учебно-познавательную деятельность. При этом для формирования нового понятия или отработки алгоритма обучающийся должен выполнить определенный набор действий. Реализации этой цели способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности учителем всевозможных тренажеров. Нередко тренажерами называют оригинальную методику обучения, контроля и оценки знаний обучающихся, предлагающую обучающему набор заданий на заданную тему с контролем правильности их выполнения. Как одна из методик обучения, электронный тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Электронный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающего. Т.к. в основном тренажер представляет собой набор тестовых заданий, то по объективности, широте и скорости диагностирования он (тестирование) превосходит все остальные формы педагогического контроля. Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие электронные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности. Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность у обучающегося. Таким образом, одним из основных достоинств тренажеров является целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения заданий. Другим несомненным достоинством электронного тренажера является минимум временных затрат в совокупности с принципом объективной оценки результатов деятельности обучающегося в процессе работы с тренажером. Ученик видит результаты своей деятельности, исключающие субъективную оценку педагога или одноклассника. Электронные учебники Электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу. К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой. Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника. Компьютерный контроль знаний Модернизация процедуры контроля в образовательном процессе возможна на базе современной компьютерной техники и средств компьютерной коммуникации. Проведение компьютерного контроля знаний обучающихся является основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков) обучающегося. Компьютерное тестирование – это процедура аттестации, установления соответствия личностной модели знаний - требуемой стандартизованной модели знаний. Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ перед традиционными формами контроля: - предоставление возможности учителю оперативной проверки знаний большого количества обучающихся по разным темам, выполнению заданий по дисциплине в комплексе; - обеспечение индивидуальности прохождения процедуры контроля, что также повышает достоверность результатов оценки подготовленности; К программным системам контроля знаний относятся вопросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности. Видеоматериалы Учебные видеоматериалы – это современная, эффективная форма представления учебного материала, незаменимая в условиях электронного обучения. Учебные видеоматериалы представляют собой подборку учебных видеозаписей, соответствующих лекционному и практическому курсу и позволяющих организовать различные формы обучающей работы в интерактивном формате. Видеоматериалы способствуют лучшему пониманию учебного материала, за счет повышения информационной плотности, степени восприятия, эмоциональной насыщенности. Безусловно, использование видеоматериалов делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации. При работе с видео- очень важно не забывать о главном. Видеофильм надо ввести в структуру урока, объяснить детям, с какой целью проводится показ, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. Видематериалы не просто смотрят, их необходимо анализировать. Одна из задач учителя — научить детей аналитической работе с видеоматериалом. После окончания демонстрации видео- следует узнать, как класс воспринял содержание, выяснить, достигнута ли цель показа. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированной частью урока. Ее содержание должно работать на образовательную цель. Использование видеоматериалов служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Использование видеоматериалов покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути, речь идет уже о комплексной дидактической технологии. Таким образом, обучающая функции использования видеоматериалов на уроках обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражнения и тесты по ее восприятию, запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная организация обучения, чтобы кино- и телеэкран выступали в качестве источника проблемности и стимулом для самостоятельных исследований. На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению предметов. Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке. Использование ИКТ на уроках позволяет учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
Список литературы 1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологи / Владимир Павлович Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 190 с. 2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 3. Гризодуб Н. В., Чернышев Д. И. Теоретический анализ проблемы самостоятельной работы студентов колледжа технического профиля / г. Иваново. Изд-во «Проблемы науки»: статья журнала «International scientific review». № 2 (33), 2017 г 4. Гучапшева З. М., Пивоварова JI. B. Интегративная дидактика: характеристика отечественных и зарубежных подходов. М.: Изд-во «Кредо», 2007. 5. Миролюбов А.А. Аудиовизуальный метод. // ИЯШ. – 2005. - № 3. – С. 22-23. 6. Письмо МОН ДНР №5950 от 25.12.2015 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов» для образовательных учреждений системы СПО. 7. профессиональный стандарт учителя (Электронные ресурс) // Адрес доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/. 8.Чернилевский Д. В. Технология обучения в высшей школе: учеб. пособ. / Д. В. Чернилевский, О. К. Філатов. М.: Экспедитор, 1996. 288 с. 9. http://интернет-ресурс для школьников. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».