Статья «Повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика». |
Содержание - Статьи, доклады |
Алехина Наталия Александровна, заместитель директора, учитель начальных классов МОУ «Малореченская школа» города Алушты, Республика Крым. Дата публикации: 12.03.2018
Повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика.
На свете ни единому уму, Кто сам не собирался их открыть. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога. Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их. Древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479) говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем». Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентностный подход в обучении, как средство повышения качества образования, - приоритетное направление модернизации систем обучения в мировом образовательном пространстве. В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Сложно из целого вычленить отдельные компетенции, чаще всего они имеют смешанный характер. Но главное в том, что надо учить детей знаниям, умениям и навыкам находить нужную “удочку”, умению создать ее из подручных материалов, готовности поймать “рыбу” и научить на своем опыте других индивидуумов, как это делать. Привлекательная сторона педагогической профессии именно в творчестве. По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес учителя к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой учитель работает с перспективой; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой учащихся к творческому труду. Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем. «За знания, которые дают другие, платят медью, за знания, добытые самостоятельно – золотом» – этот принцип лежит в основе моей учебно-воспитательной деятельности. Поэтому сегодня, определяя главный вопрос своей педагогической деятельности, я выбираю: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности, а значит характер опыта, приобретаемого учеником. Учебное занятие является показателем профессиональной компетенции и мастерства учителя. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. Востребованность информированности педагога определяется не только успеваемостью учащегося. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866). В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания. Наукой доказано, что до 80% получаемой человеком информации забывается к вечеру того же дня, если он её самостоятельно не проработал, не связал с имеющимися знаниями. И только 20% информации сохраняется в памяти несколько дольше в зависимости от уровня её актуальности для человека. Чтобы знания приобретались в процессе собственной деятельности по их освоению, учитель, по моему мнению, должен: 1)исключить процедуры принуждения, активно внедрять механизмы самооценки, саморегуляции школьников; 2)сокращать репродуктивные действия в процессе обучения, организовывать на учебных занятиях собственную учебно-познавательную деятельность школьников; 3)сокращать монолог, чаще использовать диалог и обучать школьников способам речевого взаимодействия; 4)исключить объективный характер отношений в образовательной среде, обеспечить субъектные отношения всех участников учебного процесса. Для того, чтобы иметь некоторую свободу в учебном процессе, реализуя деятельностный подход, и в то же время осмысленно им управлять, педагог главное внимание концентрирует не на отрезке времени от звонка до звонка, а на системе учебных занятий, позволяющих представить весь учебный цикл. В рамках личностно ориентированной парадигмы человек учится всю жизнь, а учитель ему оказывает помощь, но лишь частично, в пределах целесообразности и его личной заинтересованности.
Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко, – это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. По его глубокому убеждению, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта, но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Учитель-мастер не останавливается на достигнутом, он находится в постоянном педагогическом поиске. Есть очень меткое выражение «Кто не учится, тот не имеет права учить». Современный учитель, если хочет быть интересным детям, должен быть эрудированной, многогранной личностью. В заключении, хочется сказать: Современная школа должна не только обучать, но и формировать личность, личность физически, социально и нравственно здоровой. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным, но успешность решения этих задач, во многом, определяется степенью педагогического мастерства учителя, главной характеристикой которого является способность его к творчеству. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».