Статья «Контроль подготовленности к урокам геометрии и организация обобщения изученного как способы эффективной подготовки к ГИА». |
Содержание - Статьи, доклады |
Павлова Татьяна Владимировна, учитель математики, информатики и ИКТ, МОУ "Школа № 22 г. Черемхово", г.Черемхово, Иркутской области. Дата публикации: 12.03.2018 КОНТРОЛЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К УРОКАМ ГЕОМЕТРИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО Анализ неуспешности выпускников 9-ых классов на ОГЭ по математике показывает типичную в подобных случаях проблему – низкий уровень их подготовки по математике. В связи с этим необходимо организовать работу с учащимися в этом направлении. Ведущим видом деятельности подростков в психическом развитии является межличностное общение со сверстниками. По мнению Д.И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет общественно-полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению. Поэтому в среднем школьном возрасте и социальные мотивы, и учебные интересы приобретают иной характер. Среди социальных мотивов ведущим становится стремление учащихся найти свое место среди товарищей в классном коллективе, а желание хорошо учиться у подростков определяется больше всего их стремлением оказаться на уровне требований, предъявляемых товарищами, завоевать качеством своего учебного труда их авторитет. Поэтому в данном возрасте наилучшей считаю групповую форму работы. В соответствии с предложениями Н.В.Метельского на каждом уроке математики проводить фронтальный письменный опрос всех учащихся класса одновременно в двух вариантах на 10 минут, письменные опросы целесообразно проводить отдельно по трем основным компонентам содержания:
Стимулируя подготовку всех учащихся к каждому уроку математики, систематически проводимые опросы класса будут предупреждать накопление пробелов в знаниях, приучать школьников к повседневной работе. Проведение проверки теоретического материла можно проводить в виде диктанта, но при итоговом повторении и обобщении знаний учащихся более успешным идет использование групповой формы работы. Возьмем, к примеру, обобщающий урок по теме «Четырехугольники», где учащимся предстоит из всех карточек по теме выбрать конкретную информацию, относящуюся к конкретному четырехугольнику: параллелограмму, трапеции, квадрату, прямоугольнику, ромбу – и представить ее классу. При проведении уроков обобщения и подготовки к экзамену следует проводить проверку знаний теоретического материала с использованием групповой формы работы, исключающей пассивное поведение учащихся на уроке. Для этого имеет смысл использовать следующий прием формирования групп: класс делится на группы так, чтобы на одно задание работали 2 группы, с учетом следующих критериев обучающихся: - уровни обученности (высокий, средний, низкий); - уровни обучаемости (высокий, средний, низкий); - отношение к учёбе (положительное, отрицательное). Учитывая это, формируются разноуровневые временные типологические группы:
Группы по составу учащихся должны быть однородны, поэтому нельзя ставить учащихся сильного и слабого вместе, так как сильный будет один выполнять работу, а слабые отсиживаться. Учителем для каждого контингента учащихся должны быть четко выделены и сформулированы основные цели обучения, планируемые знания и умения учащихся. На этапе проверки происходит взаимопроверка между группами, имеющими одинаковое задание. Работа строиться на взаимном обсуждении, и если есть расхождения, то учащиеся прибегают к учебнику, либо обращаются к классу при подведении итогов работы над знанием теоретического материала. На этом этапе учитель оценивает работу групп. По итогам работы группа оценивает работу каждого ученика своего состава и результат работы сдается учителю. Организационные моменты могут быть представлены фрагментом урока и по аналогии могут быть без особого труда применены при обобщении других тем учебного курса: треугольники, углы, окружность (вписанная окружность в треугольник/четырёхугольник и описанная окружность около треугольника/четырёхугольника) и тд. Оборудование к уроку: клей, лист бумаги А4, маркер. Рассмотрим один из вариантов работы по первичному повторению темы «Четырехугольники» 1 Задание: представитель группы вытягивает карточку с конкретным четырёхугольником. 2 Задание: из мультифоры к вытянутому вами четырёхугольнику подобрать подходящее ему определение, свойства и формулы площадей. 3. Задание: приклеить выбранную вами информацию по данному вам четырёхугольнику. 4. Оценить работу каждого члена вашей группы (критерии оценивания обсуждаются и вырабатываются учителем совместно с учениками вначале перед выполнением этой работы). 5.Сдать работы на проверку учителю. Итогом работы для каждого ученика становиться задача по улучшению своей отметки на следующих уроках, помочь своей группе и не подвести в трудных вопросах. Следующим вариантом работы по систематизации темы «Четырехугольники» может быть следующее задание для групп: составить опорный конспект по теме «Четырехугольники» используя набор карточек таблиц 1 и 2. Работа с одной и той же информацией позволяет ученику оценить систему имеющихся знаний, наметить пути по устранению пробелов. Использование данного приема и анализ результатов деятельности учащихся на уроках, а затем и при выполнении последующей за обобщающим повторением контрольной работы позволяет говорить об их эффективности и возможности повысить уровень подготовленности учащихся к экзаменам.
Таблица 2. Определение, свойства и площади четырехугольников
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».