Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868923
Статья «Польза риска в жизни ребенка».
Содержание - Статьи, доклады

Ефремова Светлана Игоревна, педагог-психолог ГКУ ЦССВ Центральный» г. Москва. 
Предназначена для родителей, педагогов и воспитателей с целью повышения уровня родительских и педагогических компетенций, а также для обеспечен гармоничного развития и воспитания ребенка.

 


 

Дата публикации: 12.03.2018


 

Статья «Польза риска в жизни ребенка»

           «Для очень маленького ребенка изучение пространства - это приучение к риску. Очевидно, что пространство, которым располагал европейский ребенок до 1939 года, значительно изменилось, поскольку семья-ячейка во многом живет по-другому: она стала менее оседлой и гораздо более мобильной. В наших странах ребенок теперь лучше защищен теоретически, законом, но, с другой стороны, в силу изменений, претерпеваемых пространством, которое он для себя открывает, ребенок подвергается большему риску. У него под рукой вредные вещества, которые он может проглотить, опасные приборы, с которыми при нем управляются его родители и которые он из подражания также может попытаться включить, даже не понимая принципа их действия; он делает те же движения, что и родители, но при этом подвергается гораздо большей опасности, чем когда-то. Он, быть может, больше склонен считать игрушками предметы сугубо утилитарного назначения, представляющие, однако, для него опасность… И впору задуматься: пожалуй, по сравнению с ребенком индустриального общества, ребенок, принадлежащий к обществу сельского типа, которого раньше начинают в быту считать взрослым, которому приходиться брать на себя часть взрослой работы, скажем, на ферме, получает лучшее представление о том, что такое огонь, холод, почему опасно играть инструментами и совать палец в агрегат…» Ф.Дольто.

Ранний и дошкольный возраст - сенситивный период для развития самостоятельности, и чрезвычайно важно не допустить перехода естественной привязанности маленького ребенка к взрослым и определенным средовым условиям в аномальную личную зависимость. В беспомощности младенца, писал Л.С. Выготский, таится великая благовозможность «присвоения» общественно выработанного опыта, развитие общечеловеческих способностей, культурно-историческое развитие. Задача воспитания ребенка первых лет жизни не утратить позитивной сущности его зависимости от нас, взрослых, и в то же время не допустить опасного превращения этого зависимого состояния в препятствие развития его самостоятельности.

Самый полезный путь в получении опыта риска - это предупреждать детей об опасности и ничего не запрещать. Опираясь на эти высказывания, возникает вопрос: как же тогда растить детей, разрешая им получать достаточно опасного опыта, чтобы вся опасность для него не сводилась к наказанию. Как же развивать такие качества, как уверенность в себе, инициативность, самостоятельность, которые понадобятся им, чтобы стать гармоничными и успешными взрослыми, и при этом заботиться об их безопасности и здоровье.

Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем – ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать. Он расположен действовать и действуя, узнавать., А.Г. Рузская в своей статье «Формы общения» пишет: «Оптимизм и уверенность в себе при действиях с предметами свойственны детям в это время. Они смелы и их надо оберегать, но разумно. Это время оформления инициативности и самостоятельности, которому могут помешать избыточные ограничения. Но вместе с тем ребенок становится и сосредоточенным наблюдателем: он внимательно слушает наставления старших, пытается подчинить свое поведение разумным целям и советам». О

Все начинается с любопытства. Любопытство — это базовое инстинктивное стремление к познанию, которое характерно не только для людей, но и для животных. Оно обеспечивает биологический прогресс, успех в эволюции, хотя иногда чревато попаданием в щекотливые ситуации.

В середине 60-х годов 20 века, Мартин Селигман (основоположник направления позитивной психологии) с удивлением сделал открытие через эксперимент с собаками: «Собаки находились в тесном ящике и получали разряд тока. Сначала собаки пытались найти выход из тесного ящика и метались. Но через серию повторов, они ложились на пол, и, сжимаясь, покорно ожидали своей участи. Но самым поразительным оказалось то, что когда ящик открыли, собаки продолжали в нем находиться, хотя могли убежать. Через несколько лет он выяснил, что сходная модель реагирования есть и у людей. Это состояние он назвал выученной беспомощностью.

Если родитель всё время бьет маленького ребёнка по рукам, постоянно сдерживая его исследовательские порывы в изучении мира, то у ребёнка очень быстро формируется состояние выученной беспомощности.

В двух словах, под выученной беспомощностью понимается пассивная модель поведения. Характеризуется отказом от деятельности, поскольку личный опыт показал, что за действием идет наказание, а попытки что-либо изменить оканчивались неудачей, у ребёнка укореняется в сознании, что бесполезно и пытаться».

Изучая роль рисков в детстве, Элен Сэндсетер утверждает, что подверженность риску играет ключевую роль в развитии ребёнка — делает детям прививку против излишнего страха и воспитывает стойкость, позволяющую им выживать и преуспевать во взрослой жизни.

         При этом она отмечает, что детям для обретения этих способностей не нужно подвергаться по-настоящему серьёзным опасностям — им нужно лишь заниматься тем, что кажется рискованным. Но вместо того, чтобы посвящать его во все это с помощью слов, с ним все больше и больше начинают обращаться, как с вещью, которая представляет опасность сама для себя. Это препятствие нам еще предстоит преодолеть в нашем сегодняшнем обществе.

           С другой стороны, не следует и недооценивать риск, которому подвергается маленький ребенок. Потому что окружающее пространство для него – то же самое, что мама: он ему полностью доверяется, и как следствие, подвергается серьезной опасности.

Как писала Ф. Дольто в книге «На стороне ребенка»: «От матери требуется огромный труд указать ему все, до чего он не должен дотрагиваться – как взрослые, - при этом у нее должно быть полное взаимопонимание с ребенком; если он не почувствует, что запрещенное ему является запретным и для нее самой, он не преминет нарушить ее запреты».

       Например, когда мать запрещает ребенку трогать или пить средства для мытья полов, она говорит: - Хлорка опасная, ей хорошо мыть пол, чуть - чуть добавлять в воду. Я с ней обращаюсь очень аккуратно: попадая мне на руку, она сильно жжет, а если ее выпить, можно отравиться.

         Ребенок не станет трогать бытовую химию, потому что поймет, как к ней относится мама. А часто бывает так: мама говорит – Не трогай. При этом трогает сама, не объясняя ребенку, как она этим пользуется и какие меры осторожности использует при этом сама. Очень часто родители в отношениях со своими детьми играют роль всемогущих перед беспомощным существом. Но на самом деле ребенок, даже если он маленький, может тоже, что и они. При условии, что ему объяснят, покажут примером, помогут усвоить правила безопасности и впредь. Тогда ребенок не испугается подойти к значимому взрослому и рассказать об инциденте, который произошел в его отсутствие. Он поймет, что это произошло, потому что он не соблюдал правила безопасности. Если бы взрослый сделал тоже самое, то подвергся бы той же опасности, - и при этом не чувствовал себя виноватым и униженным.

           «Воспитывать ребенка – это значит информировать его заранее о том, что ему докажет опыт. Таким путем он узнает, что не надо производить такое-то действие не потому, что ему это запретили, а потому что это неразумно, в силу природы вещей, потому что таков всеобщий закон, а еще потому, что ему недостает опыта, сноровки, которую следует приобрести заранее в присутствии надежного руководителя». Ф.Дольто.

            Где грань между свободой ребенка и вашей невнимательностью? Нужно четко понимать где риск, а где польза от его действий. Подумайте, что может случиться с ребенком в худшем случае при катании на коньках. Он получит синяк или собьет колено? Может испачкается? Затем оцените пользу, которую получит ребенок. Он сможет побороть страх перед льдом? Или он подружиться со сверстниками, играя в совместные игры? Или поймет, что разбитый локоть – это еще не конец света?

Наблюдайте за ребенком, чтобы понять его возможности. Естественно, в оценке риска и пользы многое зависит от уровня развития ребенка. Может быть, у двухлетнего ребенка хорошо развита координация, и он сможет справиться с подъемом на горку. А может, в его 5 лет у ребенка еще недостаточно развита сила рук, и он не сможет перелезть по турникету.

Ваша оценка риска и пользы должна учитывать возраст ребенка, его физические способности и ваш собственный комфорт. Если действия ребенка приносят вам дискомфорт, доверьтесь своему инстинкту и скажите ребенку: «Я переживаю, что ты можешь удариться. Давай поиграем в чего-то другое».

С другой стороны, не бойтесь говорить ребенку слова ободрения: «Да, ты можешь получить пару синяков на коленке, но ничего страшного, можешь продолжать».

           Запрещают, оговаривают, ворчат, – иногда в те самые моменты, когда ни с чем не сравнимую пользу мог бы принести разговор. В следующий раз, когда ребенок окажется в той же ситуации, он снова не сумеет избежать неприятностей, потому что опасность не была им осмыслена и его не считают способным самому обеспечить свою безопасность. Если ребенок проделал неудачный опыт с теплом или холодом, ему не пойдут на пользу «наставления» взрослых, даже если они хотят «уберечь» его от насморка.

Например, с холодом: ребенку не разрешают выходить на улицу, как он хочет, без шапки, а надо бы, если он хочет, отправить его гулять, но зато, когда вернется с прогулки замершим, можно будет ему сказать: «Вот поэтому я тебе и говорила, чтобы ты надел шапку. И пусть ребенок сам сделает выбор, что для него лучше.

Ребенка подавляет гипер забота – она кажется ему чрезмерной, раздражающей. Как пишет Ф. Дольто: «Когда-то у него была возможность поставить опыт самому, на несколько минут выскочив в уборную. Не хочешь надевать теплую одежду? Как тебе угодно! Он выбегал, возвращался, отогревался у печки, - но он проделывал собственный опыт, и раза через два-три он, как мама, уже надевал шаль, трико, - словом, что-нибудь теплое. Он понимал: все так делают, понимал, что ему велят надеть одежду, которую он не хочет надевать, не для того, чтобы утвердить над ним свою власть, а он такой же человек, как другие. То же и с голодом, обязанность есть, обязанность спать».

В наше время ребенок не знает, что существует в тех же условиях, что все люди на земле, - его уберегают от проверки это на опыте. Его тащат за собой, торопят, оберегают от всего на свете и мешают ему ставить собственные опыты. В результате современный ребенок уже не находится в безопасности!

             Все, что обеспечивает безопасность, приобретается опытом, а технику безопасности необходимо проговаривать словами. Это как раз те ключи, которых не дают детям. Вместо того чтобы точными словами выразить опасности, подстерегающие ребенка в повседневной жизни, взрослые через средства массовой информации неустанно твердят об опасностях вселенного масштаба.

             Во многих литературных источников можно прочитать следующее:

«Здоровый сбалансированный путь к воспитанию детей сводится к трём максимам: доверяйте шансам, доверяйте себе, доверяйте детям.

           Доверяйте шансам: шанс на то, что с вашим ребёнком случится нечто действительно ужасное, крайне мал. А с другой стороны, шанс на неправильное развитие ребёнка в отсутствии любого риска равен 100%.

Доверяйте себе: вы можете подготовить ваших детей к уверенной, компетентной и безопасной работе с риском.

           Доверяйте ребёнку: дети способны справиться с гораздо большим количеством дел и обязанностей, чем мы думаем. Их способности, оригинальность и терпение постоянно будут удивлять вас. Но только в том случае, если вы дадите им шанс проявить себя.»

Дать исследовательскую свободу детям способны не каждые социальные учреждения. Система, к сожалению, до сих пор продолжает выдвигать жесткие рамки и требования в отношении сопровождения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Нет ничего страшного в том, что взрослые будут проводить много времени с детьми, чтобы они больше узнавали о том, как вы проводите время, и получали практические навыки. Берите детей на прогулки, в совместные походы в магазин. Обучите их радостям и опасностям жизни в естественной среде. Вместе занимайтесь поднятием тяжестей, разрешите кататься самостоятельно на велосипеде в дали от вас. Дайте им помочь вам сгребать опавшую листву или готовить обед, используя острый нож, даже если их «помощь» изначально будет не особенно полезной или даже будет немного мешать вам. Помогайте им разобраться, почему у них что-то не получилось и как это исправить, — даже если для этого придётся начинать всё сначала.

Лучший способ избежать опасности — это хорошо изучить правила движения на дорогах, научиться управлять собой, развить наблюдательность, любопытство. Все чаще заботиться о том, чтобы ребенок извлек опыт из происходящего события и в следующий раз оказался в безопасности.

Например, если ребенок ударился и плачет, многие ли спросят: «А ты понял, почему ты ударился?» «Почему это произошло?». Чаще всего взрослый не разрешает вернуться к «опасному занятию» и закрепить опыт. Как часто мы поступаем наоборот. Ударился во время катания на качелях – больше не будешь кататься. Упал, когда бежал по улице – больше не будешь бегать.

И еще, для обеспечения безопасности, нужно детям дать возможность рисковать. Безопасность, которую дают взрослые, а не полученная на собственном детском опыте, не формирует у ребенка идентичность, которая способствовала бы развитию ответственности за собственное тело и как результат ответственность за самого себя.

Картинки по запросу ребенок


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР