Комбинаторная программа специального курса для учащихся 5 класса. Этикет. Культура общения. |
Содержание - Статьи, доклады | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Асирьянц Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №7» г. Саянска, Иркутской области. Дата публикации: 15.03.2018 Комбинаторная программа специального курса для учащихся 5 класса. Этикет. Культура общения.
Пояснительная записка
Программа курса «Этикет. Культура общения» направлена на формирование навыков культуры общения подростков 10-12 лет, привития им специальных и общекультурных навыков общения. Материал программы позволяет интегрировать работу по формированию грамотной речи параллельно курсу «Школьная риторика» и работу в рамках Программы воспитания и социализации личности – формирования положительного отношения к воспитанности, культуре конструктивного общения, готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности. Данный курс поможет учащимся усвоить основные правила русского этикета, в том числе и речевого, обогатить свою речь, в процессе ролевых и деловых игр освоить использование невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений. Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения, что обеспечивает позитивную социализацию младшего подростка. Учащиеся также знакомятся с национальным своеобразием русского и российского речевого этикета, некоторыми сведениями из истории его развития и становления. Актуальность программы курса отвечает требованиям и направлена на формирование базовых национальных ценностей по следующим направлениям: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание социальной ответственности и компетентности; - воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Программа отвечает потребностям гимназии как образовательного учреждения гуманитарной направленности, учитывает психолого-педагогические особенности развития детей 10-12 лет . Концептуальной основой для разработки курса является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». Личностными результатами освоения учащимися данного курса являются: 1)формирование этических представлений об этикетной норме, освоение этикетных норм 2)осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку 3)достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметными результатами освоения учащимися курса являются: 1)умение работать с информацией (выделять главное, оформлять высказывание) 2)умение работать в группе 3)умение выступать перед аудиторией сверстников 4)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни 5)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения Предметными результатами освоения курса учащимися являются: 1)знания об этикетных нормах, история этикета; 2)соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, грамматических, лексических норм современного русского языка. Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России, а также культуры межнационального общения с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: 1.Познакомить обучающихся с понятием «этикет», историей его возникновения, назначением этикетных норм в жизни человека и общества; 2.Формировать устойчивые навыки речевого этикета в любой ситуации общения; 3.Обеспечить реализацию игровых ситуаций для использования этикетных формул, правил этикета; 4.Формировать компетенции учащихся: Компетенции в деятельностной форме: - ценностно-смысловые: формулировать собственное отношение к изучаемому материалу, владеть способами самоопределения в ситуации выбора позиции; - учебно-познавательные: ставить цель, уметь её пояснить; владеть навыками анализа, рефлексии, самооценки своей деятельности; задавать вопросы по интересующим темам, отыскивать причины нарушения этикетных норм, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемому материалу, формулировать выводы; выступать устно и письменно; владеть элементами художественно-творческих компетенций слушателя, исполнителя; Коммуникативные компетенции: - выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог; - владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; - владеть умениями слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Информационные компетенции: - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее. Формы работы: беседы, практические занятия с элементами тренинга. Формы работы с учащимися: - игра – основной метод: творческая, сюжетно-ролевая, режиссёрская; - проблемно-поисковый: создание и постановка проблемных ситуаций; - моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения. Программа рассчитана на 34 недельных часа на реализацию в течение одного учебного года. Содержание учебного курса:
Задачи: познакомить с основными понятиями курса; историей этикета, его видами. Понятие «этикет». История этикета. Виды этикета.
Задачи: 1. выявить основные этикетные правила общения в школе. 2. смоделировать ситуации использования этикетных формул. 3. провести анализ возможных этикетных ошибок (инсценирование) Этикет ученика. Правила поведения на перемене, на уроке, в столовой, в школьной библиотеке, в актовом зале. Взаимоотношения учителя и ученика. Этикетные ошибки.
Задачи: 1. Выявить значение устного общения 2. моделировать ситуации использования этикетных формул. 3. познакомить с нормами поведения у разных народов. 4. самостоятельная работа «Этикет народов России». Порядок представлений и знакомств, этикет приветствия, прощания, этикет извинения. Поздравление и пожелание. Комплимент, благодарность, утешение. Разговор по телефону. Правила этикета для хозяев и гостей. Знакомство с правилами вежливости у разных народов.
Задачи: 1. Выявить значение письменного общения 2. моделировать ситуации использования этикетных формул. 3. познакомить с нормами поведения у разных народов. 4. самостоятельная работа «Я пишу письмо». Письмо. Соблюдение в нем норм речевого этикета. Особенности поздравительного текста. Что такое штамп? Что? Где? Когда? Объявление, соблюдение в нем норм речевого этикета. Виды объявлений. «Покажи товар лицом…» Реклама.
Задачи: 1. познакомить с понятием «произносительная культура» 2. моделировать ситуации для выявления роли интонации в речи. Развитие речевого слуха. Богатства и разнообразие интонаций в речи культурного человека. Вербальные и невербальные средства общения.
Задачи: 1. Выявить способы профилактики речевых ошибок; 2. выявить роль просторечий в речи подростков. 3. выявить значение жаргона в общении подростков. 4. выявить этикетные нормы подросткового общения. Речевые ошибки, связанные с категориями рода и склонения имен существительных. Работа над речевыми ошибками в употреблении личных местоимений. Лексические ошибки при употреблении глаголов речи. Просторечие. Вредные словесные привычки. Молодежный жаргон.
Задачи: 1. Познакомиться с языковой игрой в художественных произведениях. 2. Создать свои речевые игры. Радость словесной игры. Языковые средства, помогающие в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения. Виды самостоятельной работы обучающихся:
Контрольно-измерительные материалы:
Входящая диагностика
1.Какого человека можно назвать культурным? 2.Что означает словосочетание этикетная норма? 3.Какие ошибки чаще всего допускают в речи ваши знакомые и вы сами? 4.Как вы думаете, чему вы научитесь, изучая данный курс? Выходящая диагностика 1.Что такое этикет? 2.Какие нормы современного русского литературного языка вам известны? Приведите примеры. 3.Назовите основные правила построения устного высказывания? 4.Зачем человеку необходимо правильно говорить и писать?
Список источников для учащихся: 1.Успенский Л. Культура речи. – М.: 1980. 2.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982 1.Зимина М.А., Азбука этикета: пособие для обучающихся.-СПб.,1998
Календарно-тематическое планирование (34 ч.)
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».