Интерактивный прием «Домино» как способ повышения мотивации школьников на уроках русского языка. |
Содержание - Статьи, доклады | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Драгункина Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ №5" г.Саянск, Иркутской области. Дата публикации: 15.03.2018 ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРИЕМ «ДОМИНО» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Обобщение и систематизация знаний учащихся – очень важный этап усвоения теоретического материала. При изучении русского языка обобщающие уроки проводятся в конце разделов морфологии, лексики, синтаксиса и др. Они нацелены на то, чтобы выявить уровень знаний учеников по теме (циклу, разделу), в высокой степени систематизировать и обобщить теоретические знания по предмету. Нередко такие уроки проводятся с использованием традиционных приемов обучения, таких как опрос, составление таблиц, тест, различные виды разборов. Но ФГОС предлагает использование новых интерактивных приемов обучения, основанных на продуктивном взаимодействии учащихся. Среди них почетную роль занимают игровые приемы, так как они соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся, а также повышают прочность и качество усвоения знаний. Игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы. Универсальным интерактивным приемом может стать игра «Домино». Ее важным преимуществом является то, что составить домино можно по любой теме программы, при этом охватывается довольно большой объем теоретического материала, оно популярно и имеет простые правила. Позвольте привести один из вариантов проведения игры, адаптированный мною на уроках русского языка. В игре принимает участие весь класс. Каждый учащийся получает карточку – лист бумаги форматом А4, разделенный на две равные части. На одной из этих частей написан пример или вопрос, а на другой – ответ или языковая характеристика, но уже к другой карточке. Один из учащихся, чья карточка имеет слева незаполненную половину, начинает игру: читает вопрос (задание) по своей карточке и крепит ее с помощью магнитов на доску. Далее читает ответ тот ученик, у которого он расположен слева на карточке, затем читает свой вопрос справа, крепит карточку на доску и т.д. Игра заканчивается по окончании всех вопросов. Рекомендуемая продолжительность игры – 10 минут. Правильность ответов контролируется всем классом, в случае ошибки, происходит сбой всей цепочки домино, поэтому учащиеся совместно заняты поиском правильного ответа в ходе активного диалога или с помощью учебника. Если ошибка все-таки возникает, ученики вынуждены заново возвращаться к тем же вопросам. Это приводит к более полному усвоению материала. Такая игра не требует обязательного оценивания, так как главной ее целью является не проверка уровня знаний по теме, а их совместное повторение и обобщение. Но при желании можно выставить индивидуальные оценки с учетом самостоятельности и скорости в поиске решения, активности в помощи другим учащимся. В 2015-2016 учебном году в рамках пилотного проекта «Профессиональные объединения педагогов города Саянска как структурные компоненты информационно-образовательного пространства города» я являлась активным участником профессионального объединения «Ассоциация учителей профессионалов: новый формат урока – интерактивные формы обучения», которое было организовано под руководством Кулак Валентины Ивановны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ№5 города Саянска, где я работаю. В ходе работы нашего сообщества мы изучили особенности урока в новом формате, ознакомились в теории и применили на практике множество интерактивных приемов обучения. Прием «Домино» заинтересовал меня своей универсальностью и легкостью интеграции теоретических сведений, подлежащих обобщению. Он позволяет быстро повторить материал, задействовав весь класс, нравится учащимся интерактивностью и подвижным характером выполнения. Одним из этапов работы учителей профессионалов было составление технологической карты урока в соответствии с ФГОС и с использованием интерактивных приемов. Затем разработка урока подвергалась экспертизе, выполненной участниками сообщества, после чего отправлялась на реализацию и подробный самоанализ. В процессе выполнения этого задания мною была составлена технологическая карта обобщающего урока по теме «Причастие» в 7 классе, одним из интерактивных приемов которого была игра «Домино». Игру удалось успешно организовать на уроке, учащиеся собрали цепочку вопросов – ответов, правда в середине игры была допущена ошибка, на что я специально не концентрировала внимание класса, пока учащиеся сами не сообразили, что произошел сбой. Затем они самостоятельно нашли ее путем дискуссии и исправили. Использование игровых интерактивных приемов на уроках русского языка повышает у учащихся заинтересованность в работе на уроке и эффективность обобщения знаний. Прием «Домино» в дальнейшем был мною многократно использован на обобщающих уроках. В результате анкетирования было выявлено положительное восприятие учащимися такой формы работы. 96% учащихся хотели бы на следующих обобщающих уроках повторять теоретический материал с использованием «Домино». 76% учащихся отметили отсутствие трудностей при участии в игре. 92% учащихся в результате почувствовали удовлетворение. Кроме того, повысилось качество знаний учащихся по предмету. Ниже в форме таблицы приводится учебно-методический материал интерактивного приема «Домино» по теме «Причастие» 7 класс.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что интерактивный прием «Домино» является не только эффективным способом повышения мотивации учащихся на уроках русского языка, но и средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Рекомендуется к использованию в работе. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».