Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2563119
Музей «Пюлава» как средство формирования духовно-нравственных ориентиров школьников (статья)
Содержание - Статьи, доклады, программы

Малинин Иван Алексеевич, учитель истории и обществознания МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» Надымского района ЯНАО. 
Материал предназначен для руководителей музеев, учителей истории, педагогов дополнительного образования. Работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью и направленна на формирование духовно–нравственных ориентиров через систему дополнительного образования.

 


Дата публикации: 16.04.2018


 

Музей «Пюлава»

как средство формирования духовно-нравственных ориентиров школьников


пюлава


Формирование духовно–нравственных ориентиров через систему дополнительного образования, а именно, работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Проведение музейных занятий является одной из форм образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Основной целью духовно-нравственного воспитания школьного музея «Пюлава» является популяризация литературного наследия ямальских писателей и творческой интеллигенции, ориентация подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, к ее культурно-историческому прошлому.

Важными направлениями работы музея по тематическому разделу «Творческая интеллигенция Ямала» являются: художественно-эстетическая, научно-исследовательская работа; работа с фондами, с общественностью, литературное краеведение, проектная деятельность.

Ныдинская школа-интернат является обладательницей богатых культурных традиций. В нашей школе-интернате учились, жили и творили: ямальский самородок, писатель и поэт Г.А. Пуйко; известный кинорежиссер, представитель яркой творческой интеллигенции Анастасия Тимофеевна Лапсуй. В течение двух лет в селе работала ненецкая писательница Н.Н.Ядне.

Не случайно, основу музейного фонда составляют документы, фотоиллюстрированные материалы, видео и аудиозаписи, записи на электронных носителях, газетный и книжный фонды, экспонаты, переданные в дар музею учителями, родителями, обучающимися, личные экспонаты Г.А. Пуйко, Н. Ядне и А.Т. Лапсуй.

Первый поэтический сборник Геннадий Пуйко издал в 1966 году на русском и ненецком языках, его произведения печатались в журнале «Сибирские огни», альманахе «Север поёт», окружных изданиях «Красный Север», «Правда тундры» и других. «Поэт и художник Ямала, участник всесоюзных и областных выставок, исполнитель обрядовых песен на ненецком языке не только писал, но и замечательно рисовал. Мы собираем его рисунки: в школьном музее сохранилось его рукописное стихотворение «Матери тундры», посвященное воспитателю интерната Е.В. Зброжек. Геннадий Алексеевич был также известен как резчик по дереву и художник, его творческим направлением была малая скульптура по дереву и кости, живопись. Он талантливо передавал прекрасные мгновения ямальской природы, каждый пейзаж наполнял любовью к родному краю, где человек живёт в гармонии и согласии с природой. Его творению принадлежит и замечательный портрет известного ненецкого поэта Леонида Лапцуя, близким другом которого он был.

Фонды музея постоянно пополняются благодаря поисковой работе и сотрудничеству с музеями и общественными организациями.

В зале истории школы–интерната оформлен стенд, посвященный творчеству выпускника школы Г.А. Пуйко, постоянно проводятся экскурсии, литературные гостиные, конкурсы чтецов, посвященные творчеству не только Г.А. Пуйко, но и его близкого друга Леонида Лапцуя.

Воспитанники школы-интерната ежегодно являются призерами окружного конкурса чтецов, посвященного памяти ненецкого писателя и поэта Леонида Лапцуя. Полученная информация, впечатления находят отражение в сочинениях, творческих работах обучающихся, в заметках в школьной газете «Ныдинский школьник» и на сайте школы-интерната.

Главная задача этой формы работы – помочь обучающимся раскрыть содержание художественного произведения, выразить личное отношение к творчеству Леонида Лапцуя, способствовать обогащению ребят новыми литературными знаниями, дать возможность ощутить эмоционально-эстетическое воздействие, как от собственного активного участия, так и от восприятия художественного слова.

Еще одним из направлений работы музея «Пюлава» является - научно-исследовательская работа обучающихся, которая носит разносторонний характер. Это и работы о судьбах писателей, поэтов, осмысление их творчества; это и рассуждения о проблемах тундровых сел (исследование сел Ныда, Шуга, Нумги и других) Ямала.

В 2015 году исследовательская работа, написанная Ядне Аленой в сотрудничестве с ненецкой писательницей с Н.Н. Ядне по теме «Проблемы сохранения ненецкого языка и традиционной культуры ненцев» стала победительницей на IV Открытом Ямало-Ненецком окружном туре Всероссийских юношеских чтений имени В. И. Вернадского в г. Новый Уренгой и на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России», диплом лауреата (Ядне Алена,10 класс).

В настоящее время ведущим направлением работы школьного краеведческого музея «Пюлава» стало участие в реализации международного проекта с образовательной организацией-партнером Бескольской средней школой-гимназией Кызылжарского района, Северо-Казахстанской области Республики Казахстан по теме «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера РФ и республики Казахстан». На основе этнографического материала на занятиях дети изучают обряды, традиции и искусство ненецкого и казахского народов, знакомятся не только со знаменитыми земляками нашего края, но и соседнего государства – Казахстана, сохраняя частицы прошлого. Направление реализации проекта: культурологическое, ориентированное на проведение параллели между особенностями национальных культур народов Крайнего Севера и Казахстана в контексте взаимопроникновения культур.                                                                                                   

Наших друзей из далекого Казахстана заинтересовала творческая деятельность представителя ямальской интеллигенции, выпускницы Ныдинской школы-интерната Анастасии Тимофеевны Лапсуй. А.Т. Лапсуй родилась в 1944 году. Закончив Ныдинскую школу–интернат Анастасия Тимофеевна поступила в Салехардское педагогическое училище. Училась в Уральском государственном университете. В начале 1970-х годов занялась сбором, обработкой и подготовкой к печати ненецкого фольклора. Результатом фольклорных изысканий стала «Хрестоматия для детских дошкольных учреждений», изданная на ненецком языке. Перевела на ненецкий язык сказки А.С. Пушкина. В фильмографии Анастасии Тимофеевны Лапсуй значатся такие картины, как « Семь песен из тундры», «В образе оленя по небосклону», «Невеста седьмого неба», «Матери жизни». Анастасия Тимофеевна по приезде в родное село, не только является гостем школьного музея, но и делится опытом краеведческой работы по систематизации материалов традиционной культуры ненцев. Материалы, представленные, известным кинорежиссером–документалистом используются при создании исследовательских работ, на ежегодных школьных научно-практических конференциях «Старт в науку», а также в процессе реализации международного проекта.

Участие школьного краеведческого музея в реализации международного проекта значительно расширяет возможности учителя – руководителя музея; обучающихся в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Данная работа направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя раритеты, реалии музейной деятельности, помогает ценить и понять культуру не только народов Крайнего Севера, но и других народов. Все это, делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, повышает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Итогом изучения творчества писателей и поэтов Ямальского Севера являются методические разработки занятий по организации работы школьников в культурологическом пространстве. Дети получают опыт предметной деятельности с изучаемыми культурологическими объектами. Результаты работы школьного музея «Пюлава» находят отражение в средствах массовой информации: в окружной газете «Красный Север», районной газете «Рабочий Надыма», на школьном сайте.


skachat

 

Вопрос специалисту