Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3072696
Этнокультурная программа по использованию чума в образовательном процессе (программа)
Содержание - Статьи, доклады, программы

Малинина Маргарита Эриковна, заместитель директора по УВР, МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» Надымского района, ЯНАО. 
Материал предназначен для заместителей директора, педагогов дополнительного образования, воспитателей интернатов. В условиях модернизации системы образования этнокультурная программа актуальна в образовательном процессе. Использование чума – это средство расширения образовательного пространства школы-интерната. Чум используется для для проведения внеаудиторных занятий, что предопределяет прагматично-ориентированный характер целей и задач образовательных мероприятий, реализуемых через программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также фиксацию планируемых изменений в деятельности обучающихся, а также позволят обеспечить реализацию этнокультурной составляющей содержания образования.


Дата публикации: 16.04.2018


 

Этнокультурная программа

по использованию чума в образовательном процессе

alt

 

Пояснительная записка.

 

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Культурное наследие ненецкого народа содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их критического осмысления и применения в системе воспитания школы-интерната будут эффективным средством и методом нравственного воспитания обучающихся.

В условиях модернизации системы образования этнокультурная программа актуальна в образовательном процессе, а использование чума – это средство расширения образовательного пространства школы-интерната в условиях реализации Модели открытого образования для проведения внеаудиторных занятий, которое и предопределяет прагматично-ориентированный характер целей и задач образовательных мероприятий, реализуемых через программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также фиксацию планируемых изменений в деятельности обучающихся, обеспечивающие реализацию этнокультурной составляющей содержания образования.

С 2015 года в школе-интернате запущен проект «Этнопарк «Чум - родная тундра», который стал импульсом для совершенствования этнокультурного образования на всех уровнях общего образования: дошкольного, начального, основного и среднего. Программа стала средством передачи обучающимся школы-интерната в реальной жизни национального культурного наследия для полноценного, комплексного развития детей на основе этнокультурных традиций народа.

Если исконные традиции возникали столетиями и определяли самосознание народностей, их образ жизни, образ восприятия мира, образ мыслей, чувств и многое другое, значимое для малочисленных народов, то в наше время они стали исчезать. Системность традиций придает человеку смысл жизненной перспективы: традиции соединяют с прошлым его предков, одновременно совмещая прошлое, настоящее и будущее.

Этнокультурная направленность программы обеспечит формирование современного школьного культурно-образовательного пространства в сельском социуме, формирование этнокультурных представлений, воспитание национального самосознания, толерантного отношения к представителям других национальностей в полиэтничном обществе, предполагающего формирование выпускника - носителя национальной культуры, способного выявлять и решать актуальные проблемы не только села, но и региона.

Цель программы:создание условий через систему ценностей, связанных с лучшими национальными традициями для максимального удовлетворения потребностей обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) обучающихся в качественном образовании, путем развития этнокультурной направленности образовательных программ школы-интерната.

Основные задачи внедрения этнокультурной программы:

1.Совершенствование организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих формирование этнокультурной толерантности у обучающихся, реализацию компетентностного подхода к формированию личности с учетом языковой и этнокультурной специфики;

2.Научно-методическое сопровождение интеграции этнокультурного образования этнокультурной направленности в содержание образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования на всех уровнях общего образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов;

3.Совершенствование содержания и форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для реализации программ этнокультурной направленности;

4.Совершенствование системы мониторинга состояния и тенденций развития образования этнокультурной направленности в школе-интернате.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ в том, что в образовательном процессе используется чум, а особенностями целевых установок является интеграция основного и дополнительного образования, внеурочной деятельности, поскольку в школе-интернате реализуется программа личностно-ориентированного обучения и воспитания обучающихся и воспитанников, учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в школе-интернате, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, а сама программа построена на значимых этнокультурных ценностях (таблица 1.):

 

Развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся,

посредством значимых этнокультурных ценностей

Таблица 1.

Этнокультурные ценности

Образовательный и воспитательный потенциал этно­культурных традиций

Влияние этнокуль­турных традиций на развитие личности (образования)

Детерминанты воз­действия этнокуль­турных традиций

Предъявление уча­щимися этнокультур­ных традиций

1.

Семья

Приобщение детей к родным (родовым) истокам семьи.

Сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание этнокультурной системы обучения и воспитания.

Семья является институтом этнокультурной социализации обучающихся и начальная ступень, на которой человек постигает духовную и материальную культуру родного народа. Становление этнической идентичности.

Получение образования в соответствии со своими мировоззренческими установками, выбором родителей как законных представителей ребенка. Участие в конкурсе «Кочевая семья». Родительский лекторий.

Представление обучающимися социальных норм, регулирование своего поведения этнокультурными нормами, активное присвоение этнокультурных ценностей, мотивируясь внешней оценкой и одобрением со стороны взрослых.

2.

Родной язык

Развитие родного языка, письменной и разговорной речи. В образовательном процессе реализуется все многообразие функций родного языка, который используется не только как средство общения, но и как транслятор национальной культуры.

Развитие граждан­ских качеств лично­сти; коммуникативных, информационно-

исследовательских

компетенций.

Творческие конкурсы, защита проектов. Конкурс эссе «Мой родной язык».

Участие в олимпиадах по родному языку, краеведению, защита проектов. Участие в НПК разны уровней.

3.

Традиции (национальные праздники и

обычаи, обряды, ритуалы)

Приобщение детей к род­ным (родовым) истокам семьи, присвоение общечеловеческих культурных ценностей и идентификация себя с определенной региональной культурой на основе культурного самоопределения.

Любовь к родному краю, своей родине, к ее корням, тради­циям.

Свободное мировоззренческое самоопределение, национальное самосознание.

Национальный праздник кочевых народов - День оленевода, День села и др. праздники.

Участие в национальных праздниках, фестивалях. Составление и знание родословного древа.

Соблюдение в повседневной жизни традиций, обычаев, ритуалов.

4.

Преемственность в традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Севера (оленевода, рыбака, охотника)

Сохранение таких традиционных отраслей хозяйства, как оленеводство. Оленеводство - это един­ственная отрасль хозяйства коренных малочисленных народов Севера (и своеобразная этнокультурная ниша), где эти народы не встречают конкуренции со стороны представителей количественно доминирующих в обществе этнических групп населения.

Трудовые ценности. Возрождение и со­хранение традици­онных отраслей Севера (оленеводства) во многом будет определять менталитет коренных этносов. Профильная направленность культуры оленеводства предполагает реализацию образовательных программ с этнокультурным региональным компонентом.

Кочевые школы.

Праздник оленеводов и охотников,

День отца и т.д., ко­торые являются су­щественными факторами укрепления этнического, этно­культурного статуса коренного населения и, соответственно, достижения интеграции идентичностей.

Предпрофильное обучение: «Оленеводство и звероводство», «Я учусь жить в тундре». Прохождение практики (работа пастухом) на местах стойбищ во время каникул. Участие в конкурсах «Кочевая семья», конкурсах рисунков и др.

5.

Здоровье. Физическое воспитание

Традиционный образ жизни, природосообразность - жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее. Коренными народами Севера, ведущими по большей части традиционный образ жизни на природе, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимают национальная игры и состязания.

Формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутвержде­ния, физического и психического здоро­вья, ценностей здо­рового образа жиз­ни, гармоничного развития подраста­ющего поколения, сохранения и укреплении его здоровья.

Спортивные соревнования по национальным видам спорта «Мама, папа, я - спортивная семья», международные спортивные игр», неделя «Здоровый образ жизни», знакомство с национальными спортивными играми.

Участие в спортивных соревнованиях по северному многоборью (прыжки через нарты, броски аркана и т.д.) на школьном и др. уровнях.

Духовная и материальная культура народа познается в рамках этнографиче­ских, эколого- географических экспедициях с участием школьников. Фотовыставки.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-17 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы 3 года и представляет собой реализацию дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся 1-10 классов.

Дополнительное образование организуется в видах детских объединений по следующим направленностям развития личности: художественная, социально-педагогическая, техническая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристко-краеведческая.

Дополнительное образование осуществляется через реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

Внеурочная деятельность в школе-интернате осуществляется через:

-   учебный план школы-интерната, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

-   организацию деятельности групп кратковременного пребывания детей;

-   деятельность иных педагогических работников (преподавателя-организатора ОБЖ) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

План внеурочной деятельности реализует следующие основные направления: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; общеинтеллектуальное; социальное; общекультурное через виды внеурочной деятельности: игровую и познавательную деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательную деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность и трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительную и туристско-краеведческую деятельность.

Режим работы и расписания максимально учитывает учебную нагрузку школьников по основной образовательной программе и отвечает запросам родителей (законных представителей).

Продолжительность учебного года составляет: в 1-10-х классах - 36 недель, учитывая обучение по особому плану в каникулярное время, в 9классах - 35 недель в связи с проведением государственной (итоговой) аттестации.

Периодичность учебных занятий определена в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 и утверждена Уставом школы-интерната.

Ведущая форма реализации данной программы в школе–интернате - групповая. Деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. Численный состав учебных групп определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения и специфики образовательной программы, условий работы, утвержден Педагогическим советом и составляет 15 человек в учебных группах (без предъявления особых требований).

Деятельность школы-интерната функционирует по принципу оптимизационной модели. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в школе-интернате, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Школа-интернат для создания такой модели обладает необходимыми ресурсами:

·      кадровыми (управленческий состав, учителя-предметники, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, воспитатели, социальные-педагоги и т.д.);

·      материально-техническими (помещениями для проведения занятий, воспитательных мероприятий, дополнительного образования, внеурочной деятельности; оборудованием);

·      информационно-методическими (программы внеурочной деятельности, дополнительного образования, методические рекомендации, учебные пособия и т.д.).

Координирующую роль в организации деятельности в данной модели выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

Принципы построения программы:

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения. Предусматривает ориентацию содержание на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить сознание ребенком разнообразных связей между его объектами и его явлениями. Интеграция позволяет определить возможности различных видов деятельности во внеурочное время с целью формирования представлений целостности мира, а также формирования универсальных УУД.

3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации и продуманная система выхода в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); способности работать самостоятельно.

4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников.

5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержания заданий.

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

Используемые технологии:

-        технология проектной деятельности (Д. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);

-        технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

-        технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

В деятельности по реализации этнокультурной программы определены направления сотрудничества с социальными партнерами соответствующей направленности: СМИ муниципального образования, МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Альфа», ЦНК г.Надым, ГАОУ ДОД ЯНО ДЮСШ по национальным видам спорта, досуговый центр с. Ныда.

В зависимости от содержания занятий используются следующие формы проведения занятий: занятие-игра, инсценировка, ролевые игры, экскурсия, соревнования (по национальным видам спорта, установке чума), конкурсы, викторины, турниры, встречи с жителями села и тундры, праздники, фестивали, семинары, консультации, летний лагерь и др.

Ожидаемые результаты:

          создать условия для приобщения обучающихся к ценностям традиционной культуры;

          воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей;

          создать методические рекомендации по организации работы по этнокультурному образованию;

          внедрить этнокультурное образование в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»;

          распространить опыт работы по организации этнокультурного образования.

Результаты в рамках реализации этнокультурной программы представлены тремя уровнями:

1-й уровень – обучающийся знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – обучающийся общественную жизнь;

3-й уровень – обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.

Основной формой учёта достижений обучающихся является портфолио. Основными целями составления портфолио являются: развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;  мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в деятельности дополнительного образования и во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;  переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся. 

Реализация этнокультурной программы позволит эффективно решить поставленные задачи, достичь намеченных целей через:

-        развитие и укрепление инфраструктуры образования, нацеленного на формирование носителя этнического самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания;

-        обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на двух государственных языках: русском и ненецком, совершенствования образования этнокультурной направленности;

-       введение в учебный процесс новых программ, учебно-методических комплектов, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания;

-       обеспечение качественного научно-методического сопровождения интеграции этнокультурной составляющей в содержание образовательных программ общего, дополнительного образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов;

-       повышение эффективности изучения ненецкого языка (языка как родного и языка как неродного) в тесной связи с культурой и историей народа (изучения культурно - исторического наследия народа КМНС).

Формы подведения итогов реализации этнокультурной программы: выставка, соревнования по национальным видам спорта, защита проектов обучающихся, научно-практическая конференция, практикум, и т.д.).

Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д.

 

Экспертиза и мониторинг достижения запланированных результатов:

Таблица 2.

Предмет мониторинга

Механизм мониторинга

1. Личность обучающихся, как главный показатель эффективности процесса образования

Тестовая диагностика личностного роста обучающихся.

2.Организационные условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса

Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов.

Наличие новой системы поощрения педагогов в условиях отраслевой системы оплаты труда, внедрение новых инновационных программ.

Наличие эффективной системы взаимодействия с учреждениями с Ныда по этнокультурному образованию.

Наличие договоров о совместной деятельности

4. Наличие информации о внедрении этнокультурной программы, методических разработок, публикаций, по этнокультурному образованию.

Информация на сайте школы-интерната, в СМИ.

 

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы:

-  Доля обучающихся, включенных в реализацию федеральных государственных стандартов (в общем их числе), %

-  Доля выпускников на уровне основного общего и среднего образования, имеющих индивидуальные образовательные траектории, %

-  Доля обучающихся, удовлетворенных качеством внеурочной деятельности (% от числа опрошенных).

-  Доля детей из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих образовательные услуги по изучению родного языка и литературы от общего числа детей коренных малочисленных народов Севера, %

-  Доля родителей, удовлетворенных качеством, предоставляемых услуг, %

-  Доля обучающихся, охваченных факультативными, элективными курсами этнокультурной направленности, %

-  Доля воспитанников, прошедших профильную практику (совхоз, оленеводческие бригады) (от числа воспитанников интерната в возрасте от 14 до 18 лет), %

-  Создание игровых-развивающих зон в школе-интернате для детей коренных малочисленных народов Севера, шт.

-  Доля педагогов, работающих на основе деятельностных технологий и метапредметного подхода, %

-  Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по этнокультурному образованию, %

-  Доля педагогов, обобщивших и распространивших опыт на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях (от общей численности педагогов), %

-  Доля потребителей, удовлетворенных условиями пребывания в школе, %

-  Доля обучающихся, ставших призерами и победителями в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровня от общего числа участников, %

-  Доля обучающихся, получивших грантовую поддержку.

-  Доля детей, удовлетворенных посещенными мероприятиями в рамках этнокультурнойдеятельности в интернате, %.

Риски:

-  Несоответствие ресурсов (финансовых, материально-технических, и пр.) конкретному социальному заказу.

-  Недостаточное взаимодействие субъектов социума в решении проблем дополнительного образования детей.

-  Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует современным требованиям.

 

Материально-техническое оснащение

Школьный этнопарк – это пространство, созданное руками «хозяйки чума», а именно - внутреннее убранство чума (стол, скамейки, печка, постель, сделанная из веток и травы и др. атрибуты) и благоустройство уличного пространства с учетом национальных ненецких традиций (священное дерево, священная нарта). «Хозяйкой чума» предусмотрена спортивная тропа с ориентацией на национальные виды спорта для физического развития школьников (нарты для прыжков, тынзян и хорей, топоры для метания, разметка для тройного национального прыжка). Школьный этнопарк находится на территории школы-интерната и свое продолжение нашел в рекреациях здания школы-интерната в виде развивающих зон, сформированных по принципу времен года (осень, зима).

 

Тематический план

Таблица 3

№п/п

Основные программы дополнительного образования, предусматривающие использование чума

Количество часов

теория

практика

всего

1.       

Программа «Юный эколог»

3

2

5

2.       

Программа «Моя малая родина»

4

4

8

3.       

Программа «Юные мастерицы»

4

6

10

4.       

Программа «Закулисье»

2

4

6

5.       

Программа «Рукодельница»

2

4

6

6.       

Программа «Мастерилка»

2

4

6

7.       

Программа «Северное многоборье»

4

10

14

8.       

Программа «Пюлава»

3

3

6

9.       

Программа «Педагогическая тропа»

3

2

5

10.   

Программа «Эколог - краевед».

2

4

6

11.   

Программа «Вы гана иле тоходанам̓» (Учусь жить в тундре)

5

5

10

Всего:

34

48

82

 

Тематический план

Таблица 4

№п/п

Основные программы внеурочной деятельности, предусматривающие использование чума

Количество часов

теория

практика

всего

1.       

секция «Северное многоборье»

4

10

14

2.       

секция «Национальные виды спорта»

8

20

28

3.       

экологическое объединение «Юный эколог»

2

4

6

4.       

литературная гостиная «Пою тебя, моя земля»

4

2

6

5.       

литературное объединение «Родное слово»

4

2

6

6.       

литературная гостиная «В гостях у северных поэтов»

3

3

6

7.       

этнографо-краеведческий музей «Пюлава»

2

2

4

8.       

факультативный курс «Твои открытия в мире природы»

2

1

3

9.       

театральная студия «Закулисье»

2

2

4

10.   

мастерская «Юные мастерицы»

1

3

4

11.   

творческое объединение «Волшебная мастерская»

1

2

3

12.   

клуб «Моя малая родина»

2

2

4

13.   

экологическое объединение «Эколог-краевед»

2

4

6

Всего:

37

57

94

 

Содержание программ

Дополнительное образование

Программы дополнительного образования и внеурочной деятельности представлены в школе–интернате широким спектром программ, в данную программу вошла лишь часть программ, направленных на этнокультурное образование обучающихся школы-интерната, которые предполагается реализовать с использованием школьного этнопарка и чума. В каждой программе внеурочной деятельности и дополнительного образования предусмотрены часы для работы на территории школьного этнопарка и в чуме.

На базе начального общего образования реализуются программы дополнительного образования: естественнонаучной направленности «Юный эколог», туристко-краеведческой направленности «Моя малая родина», художественной направленности «Юные мастерицы», «Закулисье».

На базе основного общего образования реализуются следующие программы: художественной направленности «Рукодельница», «Мастерилка»; физкультурно-спортивной направленности «Северное многоборье», «Национальные виды спорта», социально-педагогической направленности «Пюлава», «Педагогическая тропа», естественнонаучной направленности «Эколог - краевед».

На базе среднего общего образования реализуются программы: социально-педагогической направленности «Вы гана иле тоходанам̓» (Учусь жить в тундре).

Дополнительная общеобразовательная программа творческой мастерской «Рукодельница» рассчитана на 2 года обучения, для обучающихся 13-14 лет. Программа дополнительного образования творческой мастерской разработана на основе программы Молотобарой А.В. Культура быта.- М.: Просвещение, 2009г. 

В 2016/2017 учебном году продолжают обучение воспитанники 1 группы (второй год обучения) в количестве 15 обучающихся. Распределение учебных часов: 2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

Цель: формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству); создание условий для стимулирова­ния осознанного обучения, развития творческого потенциала, самореализации.

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы педагог использует формы: практические занятия, презентации, конкурсы, выставки работ.

К концу обучения дети познакомятся с материалами и их свойствами, правилами подбора спиц и пряжи, правилами безопасной работы с ручными инструментами, способами организации рабочего места; научатся самостоятельно создавать изделия связанные спицами и крючком, оформлять их.

Дополнительная общеобразовательная программа мастерской «Мастерилка» рассчитана на 2 года обучения. В 2016/2017учебном году сформирована 1 группа (первый год обучения) в количестве 15 обучающихся 14-15 лет.

Цель: развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.

Распределение учебных часов: 2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

В ходе освоения программы обучающиеся будут уметь правильно пользоваться ручными инструментами; работать на сверлильном и токарном станках; разбираться в чертежах моделей  устройств; владеть технологией изготовления простейших моделей; содержать в порядке свое рабочее место; разрабатывать и защищать проекты по истории российской техники. Кроме этого будут приобретены следующие практические навыки: пилить, строгать; точить изделия на токарном станке, сверлить на сверлильном станке; паять; резать и рубить металл; шпатлевать, шлифовать, пользоваться нитролаком и нитрокрасками; сшивать и склеивать детали.

Дополнительная общеобразовательная программа творческой мастерской «Юные мастерицы» рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 8-9 лет и составлена на основе программы Бегун Т. А.Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет. Программа кружка.-М.: КАРО,2008.

В 2016/2017 учебном году сформирована 1 группа (первый год обучения) для обучающихся 8-9 лет. Цель программы: развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии «Закулисье» рассчитана на 2 года обучения и составлена на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008).

В 2016/2017 учебном году сформирована 1 группа (первый год обучения) для обучающихся 9-10 лет. Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Учебный  план дополнительного образования детей социально-педагогической направленности в 2016/2017 учебном году включает дополнительные общеобразовательные программы «Пюлава», «Вы гана иле тоходанам'» (Учусь жить в тундре), «Педагогическая тропа».

Дополнительная общеобразовательная программа «Пюлава»  рассчитана на 3 года обучения, для обучающихся с 12- 13лет.

Программа составлена на основе: Программы для учреждений дополнительного образования детей.- Вып. 7 / Редактор-сост. Ф.Е. Штыкало; Государственное образовательное учреждение Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования России.- М.: ЦРСДОД, 2009.- 80 с. и авторской программы «Музей своими руками» (автор Д.И.Болотина) опубликованной в сборнике «Программы для учреждений дополнительного образования детей» (выпуск 6, Москва, 2009 г.), утвержденной центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России.

В 2016/2017 учебном году продолжает обучение 1 группа (второй год обучения) в количестве 15 обучающихся. Распределение учебных часов: 2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

Цель: через систему ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личностью, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы педагог использует формы: практические занятия, семинары, экскурсии, выставки.

В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы. Результатом работы является функционирование школьного музея, а также устойчивый интерес обучающихся к деятельности краеведческого кружка. Одним из способов определения результативности будут итоги участия кружковцев в институциональных, муниципальных и окружных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.

Дополнительная общеобразовательная программа объединения дополнительного образования «Вы гана иле тоходанам'» разработана на основе работы Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. и диссертации Аверьяновой К. Н. «Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале». Дополнительная общеобразовательная программа «Вы гана иле тоходанам'» (Учусь жить в тундре)рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся16-17 лет. В 2016/2017учебном году  укомплектована 1 группа (первого года обучения) в количестве 15 обучающихся.

Цель: создание условий для профессионального самоопределения и социализации воспитанников через традиционные занятия предков.

Распределение учебных часов:  теоретические занятия 2 раза в неделю по  1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом. Форма занятий - групповая.

Дополнительная общеобразовательная программа объединения дополнительного образования «Педагогическая тропа» разработана на основе работы Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. и диссертации Аверьяновой К. Н. «Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале». Дополнительная общеобразовательная программа «Педагогическая тропа» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 15-17 лет. В 2016/2017 учебном году  укомплектована 1 группа (первого года обучения) в количестве 15 обучающихся.

Цель: создание условий для профессионального самоопределения и социализации воспитанников.

Распределение учебных часов: теоретические занятия 2 раза в неделю по 1 часу (по 40 минут) с внутренним 10 минутным перерывом. Форма занятий - групповая.

В результате освоения программы обучающиеся познакомятся с основами этнопедагогики, смогут продолжить дальнейшее обучение по специальности «кочевой учитель», «кочевой воспитатель» или продолжить обучение и стать специалистом сельскохозяйственных предприятий.

Дополнительная общеобразовательная программа туристко-краеведческой направленности «Моя малая родина» рассчитана на 2 года обучения, для обучающихся 7- 9 лет.

Целью данной программы является разносторонняя воспитание творческого начала, развитие общей культуры, развитие эмоционально-ценностного отношения к истории как социально-культурной форме освоения мира, расширение сферы интересов детей через изучение истории своей школы, района, округа.

Программа составлена на основе: Программы для учреждений дополнительного образования детей.- Вып. 7 / Редактор-сост. Ф.Е. Штыкало; Государственное образовательное учреждение Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования России.- М.: ЦРСДОД, 2009.- 80 с. и авторской программы «Музей своими руками» (автор Д.И. Болотина) опубликованной в сборнике «Программы для учреждений дополнительного образования детей» (выпуск 4, Москва, 2012 г.), утвержденной центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России.

В 2016/2017 учебном году укомплектована 1 группа (первый год обучения) в количестве 15 обучающихся. Распределение учебных часов: 2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

Цель программы:воспитание творческого начала, развитие общей культуры, развитие эмоционально-ценностного отношения к истории как социально-культурной форме освоения мира, расширение сферы интересов детей через изучение истории своей школы, района, округа.

Учебный план дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в 2016/2017 учебном году включает дополнительные общеобразовательные программы секций «Национальные виды спорта». Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам этой направленности осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Программа секции «Национальные виды спорта» составлена на основе программы для детско-юношеских спортивных школ Российской Федерации Национальные виды спорта северного многоборья. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Национальные виды спорта» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 14-17 лет. В 2016/2017 учебном году укомплектована 1 группа (первого года обучения) в количестве 15 обучающихся. Распределение учебных часов:2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

Цель: изучение особенностей физической подготовки спортсменов в национальных видах спорта; освоение способов развития основных физических качеств, необходимых многоборцу (силы, выносливости, быстроты, координации); повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей своего организма.

В итоге овладения программой дополнительного образования обучающиеся научаться выполнять непрерывно прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метать тынзян на хорей, метать топорик на дальность, а также будут способны использовать полученные знания и умения при решении жизненно-практических задач экстремальных ситуациях. Полученные навыки будут продемонстрированы на соревнованиях по национальным видам спорта.

Дополнительная общеобразовательная программа секции «Северное многоборье» рассчитана на 1 год обучения для обучающихся с 11 лет.

Дополнительная общеобразовательная программа секции составлена на основе программыдля детско-юношеских спортивных школ Российской Федерации Национальные виды спорта северного многоборья. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003 г. В 2016/2017 учебном году укомплектована 1 группа (первого года обучения) в количестве 15 обучающихся. Распределение учебных часов:2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

Цель: изучение особенностей физической подготовки спортсменов в национальных видах спорта; освоение способов развития основных физических качеств, необходимых многоборцу (силы, выносливости, быстроты, координации); повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей своего организма.

Дополнительная общеобразовательная программа объединения естественнонаучной направленности «Юный эколог» рассчитана на 2 года обучения, для обучающихся 9-11 лет. Рабочая программа составлена на основе:

-Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – М.: Просвещение, 1998.

-Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И. Невдахина.- Выпуск 3.- М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

В 2016/2017 учебном году укомплектована 1 группа (первый год обучения) в количестве15 обучающихся и воспитанников 9-10 лет. Распределение учебных часов:2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

Цель: формирование экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, любви к природе родного края.

Программа предусматривает включение детей в следующие виды деятельности: наблюдение за живой и неживой природой, изучение флоры и фауны нашего округа, опытно-экспериментальная деятельность. Содержание программы ориентировано на обеспечение необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья, творческой самореализации детей. Актуальность программы заключается в формировании у детей целостного представления о мире и места человека в нем, и определена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. По целевому обеспечению программа исследовательской ориентации, так как направлена на выявление и последующее развитие творческих способностей обучающихся к научной и исследовательской деятельности. Отличительной особенностью программы является её направленность на воспитание экологически грамотной личности с помощью краеведения.

Дополнительная общеобразовательная программа объединения естественнонаучной направленности «Эколог-краевед» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 12-13 лет. Рабочая программа составлена на основе:

-Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – М.: Просвещение, 1998.

-Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И. Невдахина.- Выпуск 3.- М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

В 2016/2017 учебном году укомплектована 1 группа (первый год обучения) в количестве15 обучающихся и воспитанников 12-13 лет. Распределение учебных часов: 2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут) с внутренним 10 минутным перерывом.

Форма занятий - групповая.

Цельюпрограммы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.

Внеурочная деятельность

Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за сохранение и укрепление его, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека.

Оно представлено и реализуется через следующие формы внеурочной деятельности:

-                 секция «Северное многоборье» - в 6а, 6б классах по 1 часу в неделю;

-                 секция «Национальные виды спорта» - в 5а, 5б классах по 1 часу в неделю;

По итогам работы в данном направлении проводятся внутришкольные спортивные соревнования, турниры, спортивные праздники, Дни здоровья, экскурсии.

Духовно-нравственное направление ориентировано на воспитание патриотических чувств обучающихся, их гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и нравственных чувств и этического сознания; получение знаний о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное; формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств. Данное направление представлено и реализуются через следующие формы внеурочной деятельности:

-                 экологическое объединение «Юный эколог» в 3б, 4а классах по 1 часу в неделю;

-                 литературная гостиная «Пою тебя, моя земля» во 2а классе 1 час в неделю;

-                 литературное объединение «Родное слово» - в 5б, 6б, 7б классах по 1 часу в неделю;

-                 литературная гостиная «В гостях у северных поэтов» - в 5а классе 1 час в неделю;

-                 этнографо-краеведческий музей «Пюлава» - в 7а и 8а классах 1 час в неделю;

Результатом деятельности является подготовка и участие в проведении традиционных праздников школе-интернате в рамках Декады народов Ямала, празднования дня рождения округа, участие в реализации экологических проектов.

В рамках общеинтеллектуального направления для обогащения запаса обучающихся научными понятиями и законами, формирования мировоззрения, функциональной грамотности, знакомства с различными видами человеческой деятельности, возможности раннего выявления интересов и склонностей реализуются следующие программы внеурочной деятельности: факультативный курс «Твои открытия в мире природы» - в 5а классе 1 час в неделю;

По итогам работы в данном направлении проводятся олимпиады, конкурсы, конференции, презентации, турниры. Результатом деятельности являются индивидуальные и групповые исследовательские работы, и проекты, презентация их в рамках институциональных, районных, окружных и всероссийских, представление собственного «Портфолио» ученика.

Для развития эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирования коммуникативной и общекультурной компетенций реализуется общекультурное направление через следующие формы внеурочной деятельности:

-                 театральная студия «Закулисье» в 1б, 4а классах по 1 часу в неделю;

-                 мастерская «Юные мастерицы» 1 группа в 2а,3б классах по 1 часу в неделю;

-                 творческое объединение «Волшебная мастерская» в 1а классе 1 час в неделю.

-                 театральная мастерская «Ступеньки творчества» - в 5а, 5б, 8а классах по 1 часу в неделю;

-                 театральная студия «Волшебный мир театра» - в 6-х классах и 7-х классах по 1 часу в неделю.

Занятия по данному направлению предполагают воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры, непрерывное образование детей в творческой деятельности, которое включает формирование зрительных представлений, развитие чувства цвета, ритма, композиции, эстетического и художественного вкуса. Они помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию. Результатом деятельности являются театральные постановки, участие в концертах, выставки творческих работ.

Социальное направление направлено на развитие у детей первоначальных навыков культуры и нравственных качеств, организации коллективной и индивидуальной работы, умений самостоятельно или коллективно реализовывать социально-значимую деятельность и осознания своей роли в ней как преобразователя, отрицательного отношения к аморальным поступкам и реализуется через участие детей в традиционных общешкольных социальных акциях: «Твори добро», «Посылка солдату», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и через следующие кружки, клубы:

-                 клуб «Моя малая родина» в 1а, 1б классах по 1 часу в неделю;

-                 экологическое объединение «Эколог-краевед» - в5а, 5б классах по 1 часу в неделю;

По итогам работы в данном направлении проводятся выставки, презентации и их защита, практикумы, социальные акции, оформление школьных помещений, мастер-классы.

Реализация Программы позволит достичь итоговых результатов:

1.                  Создать условия для максимального удовлетворения потребностей обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) обучающихся в качественном образовании, путем совершенствования организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих формирование этнокультурной толерантности у обучающихся, реализацию компетентностного подхода к формированию личности с учетом языковой и этнокультурной специфики через развитие этнокультурной направленности образовательных программ школы-интерната

2.                  Достичь положительной динамики следующих показателей развития МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»:

-                   Доля обучающихся, включенных в реализацию федеральных государственных стандартов (в общем их числе), 100%

-                   Доля выпускников IIIII ступени, имеющих индивидуальные образовательные траектории, 100%

-                   Доля обучающихся, удовлетворенных качеством внеурочной деятельности до 87% (% от числа опрошенных).

-                   Доля детей из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих образовательные услуги по изучению родного языка и литературы от общего числа детей коренных малочисленных народов Севера, до 42%

-                   Доля родителей, удовлетворенных качеством, предоставляемых услуг, от 78 до 87%.

-                   Доля обучающихся, охваченных факультативными, элективными курсами этнокультурной направленности, 100%

·       Доля воспитанников, прошедших профильную практику (совхоз, оленеводческие бригады) (от числа воспитанников интерната в возрасте от 14 до 18 лет), от 7 до 93% (от числа детей проживающих в интернате 9-11 классов).

-                   Создание игровых-развивающих зон в школе-интернате для детей коренных малочисленных народов Севера,от 2 до 6 шт.

-                   Доля педагогов, работающих на основе деятельностных технологий и метапредметного подхода, от 18 до 78%.

-                   Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по этнокультурному образованию, до 100%

-                   Доля педагогов, обобщивших и распространивших опыт на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях (от общей численности педагогов), от 35 до 56%.

-                   Доля потребителей, удовлетворенных условиями пребывания в школе, 85%

-                   Доля обучающихся, ставших призерами и победителями в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровня от общего числа участников, от 2 до 50%%

-                   Доля обучающихся, получивших грантовую поддержку от 2 до 27%.

-                   Доля детей, удовлетворенных посещенными мероприятиями в рамках этнокультурнойдеятельности в интернате, до 97%.

Учебно-методическое обеспечение

дополнительных общеобразовательных программ

Таблица 5.

№ п/п

Название программы

Срок реализации

Возраст детей

Учебно-методическое обеспечение

Художественная направленность

1.

Рукодельница

 2 года

13-14 лет

Литература для учителя

1.Молотобарова О.С. Культура быта. Программы для общеобразовательных школ.-  М.: Просвещение, 2009г.-208 с.

2.Петрова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007г.-87 с.

Литература для обучающихся

1.Балашова М.Я. Секреты волшебных узоров.-Минск: Харвест, 2010.- 97 с.

2. Балашова М.Я. 450 узоров вязания. – Современное слово, Минск 2000. Осадченко В.  Бисероплетение. Мастер-класс для новичков.- М.: Владис, 2012. – 134 с.

3. Расина Е. Сутажная вышивка. Пошаговые мастер-классы для начинающих-М.: Эксмо, 2014.- 72 с.

2.

Мастерилка

2 года

14-15 лет

Литература для учителя

1.Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2012.- 103 с.

2.Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. –М.: Вентана – Граф, 2002.-87 с.

3.Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов обучающихся по технологии. – М.:Вентана – Граф, 2005.

Литература для обучающихся

1.Глозман Е. Школа резьбы по дереву и токарное творчество.-М.; Эксмо, 2007.- 147 с.

2.Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия./ Л.В. Варавва.- Р н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007 г.- 99 с.

3.

Юные мастерицы

2 года

8-9 лет

Литература для учителя

1.Молотобарова О.С. Культура быта. Программы для общеобразовательных школ.-  М.: Просвещение, 2009г.-208 с.

2.Бегун Т. А.Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет. Программа кружка.-М.: КАРО,2008.-80с.

Литература для обучающихся

1.Балашова М.Я. Секреты волшебных узоров.-Минск: Харвест, 2010.- 97 с.

2. Балашова М.Я. 450 узоров вязания. – Современное слово, Минск 2000. Осадченко В.  Бисероплетение. Мастер-класс для новичков.- М.: Владис, 2012. – 134 с.

4.

Закулисье

2 года

9-10 лет

Литература для учителя

1.      Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

2.      Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

Литература для обучающихся

Станиславский К.С. «Работа актера над собой»

Физкультурно-спортивная направленность

1

Национальные виды спорта

 1 год

15-17 лет

Литература для учителя

1.Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Методическое пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ- интернатов: – СПб: Просвещение, 2004 г.- 108 с.

2.Программа для детско-юношеских спортивных школ Российской Федерации Национальные виды спорта северного многоборья. –Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003 г.- 132 с.

Литература для обучающихся

1.Самоловова Н.В., Самоловов Н.А. Национальные виды спорта: Северное многоборье. –Нижневартовск: НГГУ. 2008г. – 87 с.

2.

Северное многоборье

1 год

11-14 лет

Литература для учителя

1.Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Методическое пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ- интернатов: – СПб: Просвещение, 2004 г.- 108 с.

2.Программа для детско-юношеских спортивных школ Российской Федерации Национальные виды спорта северного многоборья. –Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003 г.- 132 с.

Литература для обучающихся

1.Самоловова Н.В., Самоловов Н.А. Национальные виды спорта: Северное многоборье. –Нижневартовск: НГГУ. 2008г. – 87 с.

Социально-педагогическая направленность

1

Пюлава

3 года

12-13 лет

Литература для учителя

1.Pa6oтa со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. - М.:ВЛАДОС.-2001.- с.65.

2.Губанова Е.Н. Использование на уроках материалов исторического краеведения / Е.Н.Губанова, Н.С.Махина// Нач. шк.-2002. № 6.-с.35-40.

3.Программы для учреждений дополнительного образования детей.- Вып. 7 / Редактор-сост. Ф.Е. Штыкало; Государственное образовательное учреждение Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования России.- М.: ЦРСДОД, 2003..

Литература для обучающихся

1.Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: в 2 т.-Т.1. - Омск: Книжное издательство, 2004.- 298 с.

2.Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: в 2 т.-Т.2. - Омск: Книжное издательство, 2004. .- 304 с.

3

Вы гана иле тоходанам'

(Учимся жить в тундре).

1 год

15-16 лет

Литература для учителя

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.- 168 с. 

Бережнова Л. Н. Этнопедагогика : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В.И.Щеглов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.

Педагогика межнациональных отношений: Учеб. пособие/ Под ред. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004 – 320 с.

2.Аверьянова К. Н. «Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале».

Литература для обучающихся

1.Баскин Л. М. «Северный олень. Управление поведением и популяциями. Оленеводство. Охота» «КМК»(2009)

2.Квашнин Ю.Н. Оленеводство сибирскихтундровых ненцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. № 6. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2005.- с. 200-223

Естественнонаучная направленность

1

Юный эколог

2 года

9-11 лет

Литература для учителя

1.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2009.

2.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

Литература для обучающихся

1. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления.- Ярославль: Академия развития, 2011.

2. Криволап Н.С. – Исследовательская работа школьников. Минск, 2008

3. Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе. 78 Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

2.

«Эколог-краевед»

 

1 год

12-13 лет

Литература для учителя

1.      Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

2.      Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). — М.: Устойчивый мир, 2000г.

3.      От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.

 

 

 

 

Литература для обучающихся

1.        Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2015. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

2.        Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

Техническая направленность

Туристко-краеведческая направленность

1.

Моя малая родина 

2 года

7- 9 лет.

Литература для учителя

1.Pa6oтa со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. - М.:ВЛАДОС.-2001.- с.65.

2.Болотина Д.И. Музей своими руками. // Программы для учреждений дополнительного образования детей, выпуск 4, Москва, 2012 г.

Литература для обучающихся

1.Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: в 2 т. Омск: Книжное издательство, 2004.- 298 с


 skachat

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить