Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7426977
Статья. Диагностика и оценка планируемых результатов в контексте ФГОС НОО
Содержание - Статьи, доклады

Иванова Ольга Ильинична, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №28», города Киселёвска, Кемеровской области. 
Одним из требований Стандарта является системная работа по ведению мониторинга. Мониторинг необходимо вести по двум направлениям (сформированность УУД и сформированность предметных знаний, умений и навыков). Что касается второго направления, то особого затруднения у педагогов оно не вызывает. Нам есть на что опереться. Это различные и областные мониторинговые работы, и школьные, и авторы УМК тоже постарались разработать различные контрольно-измерительные материалы. Хотелось бы остановиться на 1 направлении, а именно на сформированности УУД, то есть на оценке метопредметных результатов.


Дата публикации: 29.05.2018


 

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО

(Слайд 1)

Все мы знаем, что одним из требований Стандарта является системная работа по ведению мониторинга. Мониторинг необходимо вести по двум направлениям. (На экране)

1 направление – Сформированность УУД. 

2 направление - Сформированность предметных знаний, умений и навыков.

Что касается второго направления, то особого затруднения у педагогов оно не вызывает. Нам есть на что опереться. Это различные и областные мониторинговые работы, и школьные, и авторы УМК тоже постарались разработать различные контрольно-измерительные материалы.

Хотелось бы остановиться на 1 направлении, а именно на сформированности УУД, то есть на оценке метопредметных результатов.

         Система внутренней оценки метопредметных результатов включает в себя следующие процедуры: ( Слайд 2)

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • проектная деятельность;
  • текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метопредметных результатов обучения;
  • комплексные работы на межпредметной основе.[i]


[i] Современная система оценки планируемых результатов при реализации ФГОС НОО [Текст] : методическое пособие / сост. : О.Г. Красношлыкова, В.Г. Черемисина, Е.П. Лебедева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. –С. 195.

Обратите внимание на пункт 2. Именно о проектной деятельности мне бы и хотелось поговорить.

Так как итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы, накапливается в форме «Портфеля достижений» оценки УУД и 4 основным учебным предметам, то проектная деятельность позволяет существенно пополнить «Портфолио» ученика.

Присутствуя на одном из семинаров учителей своей школы, я услышала от коллег основного звена мнение о том, что пришедшие к ним пятиклассники не умеют работать над проектами. Чаще всего, по мнению учителей, они просто работают в группе.

Меня очень заинтересовал этот вопрос, что не так и как правильно учить детей проектной деятельности. Мне хочется поделиться с вами тем, что у меня получилось и может быть, кому-то это пригодится в работе.

Что же такое проект?

(Слайд 3) Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

         Уважаемые коллеги, а никто из Вас никогда не задумывался над тем, что всю свою жизнь мы тоже проживаем, выполняя тот или иной проект?!

Мы все чего-то хотим, кто-то поехать отдыхать на море, кто-то купить автомобиль, квартиру и т.д. Чтобы реализовать задуманное, мы ставим цель, задачи, с помощью которых будем достигать желаемого. Планируем, ставим сроки, в процессе анализируем, получается, достичь желаемого или нет, и какие усилия ещё нужно приложить. И вот наш готовый продукт – в виде нового авто или поездки в отпуск. И вот она рефлексия: у меня всё получилось! А прибавьте сюда оценку окружающих? Ведь, правда, очень похоже? Вы со мной согласны?

Те же самые этапы дети проходят, выполняя и учебный проект. Я работаю по программе «Начальная школа 21 века». Авторы-разработчики программы предлагают множество учебных проектов по «Окружающему миру» (Слайд 4), «Технологии» (Слайд 5). Но никто не запрещает учителю выполнять проекты и по другим предметам и во внеурочной деятельности. Ведь самое главное, что выполняя проект, ребёнок самостоятельно приобретает новые знания. Ведь ещё Конфуций сказал: (Слайд 6) «Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю».

Самое главное этому их надо научить.

(Слайд 7) Обратите внимание на экран, пред Вами специфика деятельности учителя и ученика при выполнении проекта. Особо хочется обратить внимание на то, что учитель партнёр, он ничего не навязывает, а только умело направляет.

Ну, что же давайте остановимся на конкретном примере. Хочу для образца взять достаточно сложный учебный проект на примере предмета «Русский язык». Он был проведён с обучающимися 4 класса.

Самое главное это мотивация, от неё зависит желание детей поучаствовать в проекте.

В учебниках русского языка по программе «Начальная школа 21 века» наряду с изучением словарных слов, на протяжении 4 лет есть рубрика «Говори правильно» (Слайд 8), которая знакомит учеников с правилами орфоэпии. Таких слов за годы обучения накапливается достаточно много, дети их запоминают и замечают, что не все люди говорят правильно. Однажды на уроке, у нас возникла ситуация, когда один из моих учеников, при изучении новых слов, вдруг произнёс: «Ну и что, а многие мои знакомые и близкие говорят неправильно и что?». Ребята вступили в спор, стали доказывать, что надо говорить правильно, что человек, уважающий свой народ и свою Родину, должен говорить верно. Так и возникла у меня идея запустить проект «Почему надо говорить правильно?».

(Слайд 9) На следующий день, когда я зашла после звонка в класс на урок русского языка, произнесла следующее: Дети здравствуйте. Не стоим как статуи, садимся. Опять мне на вас директор жаловалась, почему опять настались по колидору. Особенно ты Петров, пусть твоя мама мне сегодня позвонит.

Видели бы вы глаза моих учеников в этот момент! На мой вопрос, что не так? Они наперебой говорили о том, что я говорила неправильно, что учителя так не могут говорить.

- Но вы, же меня поняли?! Так какая разница, как говорить?

Вот вам и мотивация! Дети уже наперебой говорили о том, что нельзя засорять наш родной язык, что с этим надо бороться! Вот в этот момент и было предложено написать проект!

Работа над проектом практически всегда ведётся по шаблону. Этот шаблон перед детьми, всегда в период запуска проекта. (Слайд 10)

Шаблон работы над проектом:

1. Цель (зачем мы это делаем).

2. Задачи (как будем достигать поставленной цели.

3. План работы (методы, пути решения поставленных задач).

4. Время выполнения проекта.

5. Готовый продукт (полезный людям).

6. Оценивание.

Далее дети делятся на группы. Выбирается командир, и каждая группа на карточках получает задания.

Согласитесь, дети не могут сами поставить цель, задачи, т.е. пройти все этапы работы над проектом, конечно, им нужно помочь, их этому нужно научить. Ведь оценивать можно только то, чему научили.

Поэтому у детей на карточках появляются такие задания- помощники. (Слайд 11)

Карточка №1

—  Группа 1 

Цель: расширить и закрепить знания ____________

—  Группа 2 

Цель: научить других людей ________________________

—  Группа 3 

Цель: рассказать другим людям ___________________ 

—  Группа 4 

Цель: мы будем это делать для того, чтоб __________________

Опираясь на такие карточки, дети легко формулируют цель проекта.

(Слайд 12). Дальше ставим задачи. Конечно, выбирают только те задачи, которые необходимы им, на карточке их больше, чем надо.

Карточка №2

Задачи:

—  Узнать о _________________________________ из ____

—  Подобрать слова, текст для ________________

—  Рассказать другим людям о ________________

—  Подобрать из _______________ материал о ______________________________________________________

—  Учить других людей ___________________________

—  Объяснить другим людям, что _____________________

(Слайд 13) Следующий этап – составление плана работы.

Карточка №3

План работы:

(выберите только то, что вам нужно)

1.Сходить __________________, чтобы подобрать _________________

2. Распределить обязанности между                    _______________________,

чтобы_____________________________________________

3.Понаблюдать за __________________ других людей.

4.Изготовить _______________________________, для того, чтобы __

(Слайд 14) И сам готовый продукт, полезный людям.

Карточка №4

Что будет вашим готовым продуктом? Выберите или придумайте свой.

—  Презентация (электронный словарь) «Говори правильно»

—  Книжка-малышка «Запомни, как надо говорить»

—  Сценка или сказка (театрализованное представление)

—  Выпуск газеты «Ералаш»

Серия плакатов

(Слайд 15) Далее, определение времени работы над проектом.

Карточка №5

Время работы над проектом:

—  1 урок

—  1 день

—  1 неделя

—  1 месяц

   Через какое время соберётся ваша группа, чтобы обсудить промежуточный результат и дальше распределить задания?

(Слайд 16) Каждый участник проекта также получает оценочный лист, который заполняется по мере выполнения проекта.

Карточка №6

Оценочный лист группы № ___

Ф.И. участника проекта

Самооценка

Оценка группы

Оценка проекта слушателями

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

И так, проект запущен. Дальше учитель консультирует каждую группу, обсуждает промежуточные результаты, направляет, даёт рекомендации.

Наступает день защиты проекта и его оценивания. Проекты защищаться группами могут в разное время, так как сроки выполнения проекта в разных группах могут быть разные.

Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах самоанализа. (Слайд 17)

Вопросы для самоанализа:

—  Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что ___________________________

—  Наиболее трудным мне показалось ________________

—  Я думаю, это потому, что ____________________________

—  Самым интересным было ___________________________

—  Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ____________________________________

—  Если бы я ещё раз выполнял это работу, то я по-другому сделал следующее _________________________

____________________

[i] Современная система оценки планируемых результатов при реализации ФГОС НОО [Текст] : методическое пособие / сост. : О.Г. Красношлыкова, В.Г. Черемисина, Е.П. Лебедева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. –С. 120.

Ученики моего класса на протяжении всех четырёх лет обучения участвовали в самых различных проектах, как учебных, так и внеурочных.

Какими только ни были готовые продукты! (Слайд 18) Это и книжки-малышки, (Сайд 19) и написанные и поставленные детьми театрализованные представления, стенгазеты и (Слайд 20-27) презентации, (Слайд 28) и совместно с родителями и мною вышитая скатерть для детской городской библиотеки «Краснокаменское солнышко» и многое другое. Но самое главное, в результате дети самостоятельно приобретали новые знания. А где как не во время выполнения проекта у них формируются УУД?! А какие портфолио по окончанию начальной школы у них были собраны?! (Слайд 29-33)

         Именно такая работа над проектной деятельностью дает положительные результаты. Если сначала дети с осторожностью участвовали в проектах, то понимая, что это интересно и приносит положительный результат, стали активными участниками проектов. Желаю и вам успехов и интересных проектов со своими учениками!

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР