Презентация «Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста». |
Содержание - Статьи, доклады | ||||||||||||||||||
Шиляева Татьяна Равильевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золотой ключик» - г. Губаха, Пермского края. Дата публикации: 28.05.2018 Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста
В ранний возраст закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, они требуют участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Вместе с этим, исследования ученых Н. М. Аксариной, Л. Н. Галигузовой, С. Н. Теплюк, Р В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер и других доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, и поступление в детский сад. 2с. При попадании в микросреду, условия которой отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста наблюдаются негативные проявления, адаптационный синдром. Малыши испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже к некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности). Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса [1] могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития. 3с. Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности детей 2—3 лет. Рассмотрим особенности, определяющие уровень адаптивности детей. В раннем возрасте дети нередко плохо приспособлены к отрыву от родителей, от семьи, они скучают по маме. Малыши, растущие в семьях, ограничивающих контакты ребенка с другими детьми, с чужими взрослыми. Мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза. Базовым фактором дезадаптации можно признать отрыв от любимого взрослого, так же отсутствие навыков самообслуживания, жизненного опыта, невосприимчивость к речи незнакомых людей. Таким образом, для подобных детей необходимо присутствия мам воспитанников в группе, на прогулке. Взрослый, должен стать: проводником в новой обстановке, образец поведения, продемонстрировать свое доверие педагогу. Легче адаптируются дети, имеющие значительный опыт общения. Это малыши из больших семей, дети из общежитий. Ранний возраст — период интенсивного физического развития. С поступлением в детский сад в жизни ребенка одновременно происходит множество изменений: меняются режим дня, привычная обстановка, рацион, необходимость постоянно контактировать со сверстниками, чужими взрослыми, выполнять некие правила. В силу несформированности адаптационных механизмов и их одномоментное предъявление малышу приводит к стрессовой реакции со стороны детского организма. 5 с. Чтобы избежать подобной ситуации - необходима работа с семьёй ребенка. Педагоги (административный, медицинский персонал ДОО) обязаны за 2—3 недели до поступления познакомить родителей с важностью постепенного и заблаговременного перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов. Необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Важность достижения ребенком определенного уровня самостоятельности связана с облегчением процесса адаптации. Становление соответствующих умений и навыков обеспечивает ребенку стабильное поступательное движение вперед по всем направлениям развития, эмоциональное благополучие, становится платформой для формирования всех необходимых новообразований на каждом возрастном этапе. 6с Выделяют следующие нормативные показатели становления самостоятельности в период с 2-х до 3-х лет.
Для облегчения адаптации ребёнка к детскому коллективу рекомендуются: прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность. Высокая эмоциональность является, еще одной характерной особенностью детей раннего возраста. Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность, беспокойство или заторможенность. 7с Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются: доброе отношение, расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку, эмоциональная поддержка со стороны родителей, единые требования в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья, правильная организация детских видов деятельности. На период адаптации необходимо создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми людьми, не водить ребенка в гости), предупреждать отрицательные эмоции, переключая его внимание. Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта: - имеющие, по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние. Среди них можно выделить следующие. 1. Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе — в уголке для игр с песком). 2. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей); 3. Подвижные игры-забавы, основная цель которых — доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения. 4. Все виды театра — настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. 5. Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных(2), в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладаютявным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей. 8с. Ориентирование в среде, для ребенка 2—3-х лет. При попадании в новые условия дети оказываются, дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности. Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения [6]. Поэтому удобные для ребенка белее старшего возраста методы ознакомления с обстановкой (экскурсия, беседа, дидактические игры), а для детей раннего возраста - ограниченное применение. Наиболее эффективны для снижения риска возникновения стрессовой ситуации будут следующие факторы. Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с одним помещением, частью группы. Детей в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что они «чужие». Необходимо привнесение в обстановку группы знакомых ребенку предметов — игрушки, подушки, книги, коврика. Предметная деятельность становится, для ребенка раннего возраста ведущей, а формой и средством организации деятельности, выступает ситуативно - деловое общение с взрослым, в которой ребенок осваивает способы действия с предметами. Взрослый становится участником его деятельности и образцом для подражания. [5] 9с. Серьезной причиной трудностей адаптации в детском саду может стать рассогласование между, слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения — сотрудничества. Характерной особенностью детей с выраженной степенью дезадаптации является слабая сформированность действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на чем-либо, малоинициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность, вызывает негативные реакции. Важнейшим направлением работы с детьми, является помощь в освоении разнообразных действий с предметами, организация детского экспериментирования. Экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка, в нём представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые малышом, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить иные, более сложные и совершенные преобразования [3]. Детское экспериментирование, становится основой для развития других видов детской деятельности, в том числе и игровой [4]. 10с. Ранний возраст называют «доигровым» периодом развития ребенка. Взаимодействуя с малышами 2—3-х лет педагогу следует уделить внимание созданию простейших игровых ситуаций. (кормление куклы, одевание, умывание и т. п.) помогают ребенку, чувствовать себя как дома, «переживая» знакомые режимные моменты, обучают малыша игровым моделям поведения в группе сверстников, готовит детей к принятию роли, что становится важным этапом для возникновения сюжетных игр. Также, следует учить детей перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы — «поплавать», «полетать» и т. д. Здесь подойдут, различные образные (игровые) упражнения имитационного характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога. Обобщая сказанное, предлагается таблица. Возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации
Помимо возрастных особенностей детей раннего возраста, в процессе адаптации заметную роль играют состояние здоровья, уровень общего развития ребенка и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Очевидно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации. 13с. Педагогам необходимо знать факторы риска, связанные с темпераментом детей. Так, для холериков, нередко бурно выражающих протест против происходящего, характерно сильное переутомление до истощения нервной системы. Флегматики ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают. Это очень сложное состояние, характеризуемое сильным нервным напряжением. Тяжелее всех адаптация дается детям-меланхоликам, они с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх, они подавлены. Такое поведение может продолжаться несколько недель, ослабляя ребенка, адаптация приобретает патологические черты. Хотелось бы отметить, что негативные последствия дезадаптации чаще всего связаны с совокупным действием рассмотренных выше факторов. Вместе с тем нужно выделить ведущие причины тяжелого и затяжного характера адаптации и выбрать приоритетные направления работы с каждым ребёнком, наиболее эффективные формы и методы организации детской деятельности.
Литература.
1. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. 2. Бережнова О. В. Жанры детского фольклора. - Орёл: ИД «Орлик», 2004 3. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. — 1996. — № 4. 4. Поддъяков Н. Н. Сенсация открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. – 1997. - №1. 5.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс,1995. 6. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. 7. Тимофеева Л.Л. Вережнова О. В. Особенности организации образовательной деятельности в первой младшей группе. № 11. — С. 51-62 8. Тимофеева Л.Л. Интерактивные спектакли в ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2009. - №10. – с. 118 – 121. 9. Фонарёв А.М., Новосёлова С.Л., Каплан Л.И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».