Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7959246
Презентация «Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста».
Содержание - Статьи, доклады

Шиляева Татьяна Равильевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золотой ключик» - г. Губаха, Пермского края. 
В статье рассматриваются проблемы адаптации и их последствиях; рассказывается об особенностях определяющих уровень адаптивности детей к условиям ДОУ. Формы организации детской деятельности. Что необходимо для облегчения адаптации. В таблице предоставлены возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации.


Дата публикации: 28.05.2018


Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста


Презентация

alt

   

   В ранний возраст закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправ­ленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не воз­никают сами по себе, они требуют участия взрослого и определенных педагогических воздействий.

   Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Вместе с этим, исследования ученых Н. М. Аксариной, Л. Н. Галигузовой, С. Н. Теплюк, Р В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер и других доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благо­приятным для серьезных изменений в жизни ребенка, и поступление в детский сад.

   2с. При попадании в микросреду, условия которой отличаются от условий семьи, у детей раннего воз­раста наблюдаются негативные проявления, адаптационный синдром. Малыши испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их позна­вательная, речевая активность, транс­формируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммуни­тета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже к некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности).

   Неблагоприятное протекание адап­тационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса [1] могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу форми­рования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования соци­альных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.

3с. Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные осо­бенности детей 2—3 лет. Рассмотрим особенности, определяющие уровень адаптивности детей.

   В раннем возрасте дети нередко плохо приспособлены к отрыву от родителей, от семьи, они скучают по маме. Малыши, растущие в семьях, ограни­чивающих контакты ребенка с другими детьми, с чужими взрослыми. Мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза. Базовым фактором дезадаптации можно признать отрыв от любимого взрослого, так же отсутствие навыков самообслуживания, жизненного опыта, невосприимчивость к речи не­знакомых людей.

Таким образом, для подобных детей необходимо присутствия мам воспитанников в группе, на прогулке. Взрослый, должен стать: проводником в новой обстановке, образец поведения, продемонстрировать свое доверие педагогу.

   Легче адаптируются дети, имеющие значительный опыт общения. Это малы­ши из больших семей, дети из общежитий.

   Ранний возраст — период ин­тенсивного физического развития. С поступлением в детский сад в жизни ребенка одновременно происходит множество изменений: меняются режим дня, привычная обстановка, рацион, необходимость постоянно контактировать со сверстниками, чужими взрослыми, выполнять некие правила. В силу несформированности адаптационных механизмов и их одномоментное предъявление малышу приводит к стрессовой реакции со стороны детского организма.

5 с. Чтобы избежать подобной ситуации - необходима работа с семьёй ребенка. Педагоги (административный, медицинский персонал ДОО) обязаны за 2—3 недели до поступле­ния познакомить родителей с важностью постепенного и заблаговременного перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов. Необходимость формиро­вания у ребенка навыков самообслужи­вания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание).

   Важность достижения ребенком определенного уровня самостоятель­ности связана с облегчени­ем процесса адаптации. Становление соответствующих умений и навыков обеспечивает ребенку стабильное поступательное движение вперед по всем направлениям развития, эмоциональное благополучие, становится платформой для формирования всех необходимых новообразований на каждом возрастном этапе.

6с     Выделяют следующие нормативные показатели становления самостоятельности в период с 2-х до 3-х лет.

В 2—2,5 года

В 2,5—3 года

— повторяет быто­вые действия (подметание, открывание двери ключом, складывание игрушек в коробку; «звонит» по телефону), само­стоятельно ест, может ездить на трех­колесном велосипеде.

— одевается и обу­вается самостоятельно, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнур­ки; держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с взрослым в «больницу», «ма­газин». «троллейбус»

   Для облегчения адаптации ребёнка к детскому коллективу рекомендуются: прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомен­довать родителям проводить с ребен­ком беседы о поступлении в детское учреждение. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей.

   Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.

   Высокая эмоциональность является, еще одной характерной особенно­стью детей раннего возраста. Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность, беспокойство или заторможенность.

   Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются: доброе отно­шение, расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку, эмоциональная поддержка со стороны родителей, единые требования в семье и в детском саду, соблюдение рас­порядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья, правильная организация детских видов деятельности.

   На период адаптации необходимо создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми людьми, не водить ребенка в гости), предупреждать отрицательные эмоции, переключая его внимание.

   Чтобы уменьшить стрессовые реак­ции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта: - имеющие, по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близки­ми, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние. Среди них можно выделить следующие.

1. Игры с песком, которые стабили­зируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период мож­но играть и на улице, и в группе — в уголке для игр с песком).

2. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они ча­сто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей);

3. Подвижные игры-забавы, основная цель которых — доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.

4. Все виды театра — настольные (театр игрушек или двусторонних кар­тинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, паль­чиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральными персона­жами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

5. Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных(2), в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладаютявным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

. Ориентирование в среде, для ребенка 2—3-х лет. При попадании в новые условия дети оказываются, дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности. Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся боль­шого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения [6].    Поэтому удобные для ребенка белее старшего возраста методы ознакомления с обста­новкой (экскурсия, беседа, дидактиче­ские игры), а для детей раннего возраста - ограниченное применение. Наи­более эффективны для снижения риска возникновения стрессовой ситуации будут следующие факторы.

   Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с од­ним помещением, частью группы.

   Детей в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что они «чужие». Необходимо привнесение в обстановку группы знакомых ребенку предметов — игрушки, подушки, книги, коврика.

   Предметная деятельность становится, для ребенка раннего воз­раста ведущей, а формой и средством организации деятельности, выступает ситуативно - деловое общение с взрослым, в которой ребенок осваивает способы действия с предметами. Взрослый становится участником его деятельности и об­разцом для подражания. [5]

   9с. Серьезной причиной трудностей адаптации в детском саду может стать рассогласование между, слишком за­тянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослым и станов­лением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения — сотрудничества. Характерной особенностью детей с выражен­ной степенью дезадаптации является слабая сформированность действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на чем-либо, малоинициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность, вызывает негативные реакции.

Важнейшим направлением рабо­ты с детьми, является помощь в освоении разнообразных действий с предметами, организация детского экспериментирования. Экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка, в нём представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые малышом, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить иные, более сложные и совершенные преобразования [3].

Детское экспериментирование, становится основой для развития других видов детской деятельности, в том числе и игровой [4].

10с. Ранний возраст называют «доигровым» периодом развития ребенка. Взаимодействуя с малышами 2—3-х лет педагогу следует уделить внимание созданию простейших игровых ситуаций. (кормление куклы, одевание, умывание и т. п.) помогают ребенку, чувствовать себя как дома, «переживая» знакомые режимные моменты, обучают малыша игровым моделям поведения в группе сверстников, готовит детей к принятию роли, что становится важным этапом для возникновения сюжетных игр.

Также, следует учить детей перевоплощению в образы предметов, жи­вотных, действиям «понарошку».  Ребенок может вообразить себя кошкой, миш­кой, лисичкой; в помещении группы — «поплавать», «полетать» и т. д. Здесь подойдут, различные образные (игровые) упражнения имитационного характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога.

Обобщая сказанное, предлагается таблица.

Возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации

Возрастные особенности детей 2—3-х лет

Принципы организации периода адаптации

Дети не приспособлены к отрыву от ро­дителей

Присутствие матери или другого значимого для ребенка близкого человека

Происходит интенсивное физическое раз­витие

Последовательное, постепенное преодоление факторов дезадаптации (заблаговременный перевод ребенка на режим дня детского сада, развитие детской самостоятельности и т. п.)

Ребенок очень эмоционален

Обеспечение комфортной обстановки в детском саду, эмоциональная поддержка со стороны родителей, организация известных и знакомых детских видов деятельности

Ребенок испытывает потребность ориентироваться в окружающей среде

Минимизация времени нахождения в группе, постепенное знакомство детей с ней, привнесе­ние в обстановку знакомых ребенку предметов

Ведущим видом деятельности является предметная

Помощь в освоении разнообразных действий с предметами, организация детского экспе­риментирования

Ранний возраст является «доигровым» периодом развития ребенка

Создание игровых ситуаций, формирование у детей игровых умений

Помимо возрастных особенностей детей раннего возраста, в процессе адаптации заметную роль играют со­стояние здоровья, уровень общего развития ребенка и индивидуальные особенности высшей нервной деятель­ности. Очевидно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации.

13с. Педагогам необходимо знать факто­ры риска, связанные с темпераментом детей. Так, для холериков, нередко бурно выражающих протест против происходящего, характерно сильное переутомление до истощения нервной системы. Флегматики ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений вы­полняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают. Это очень сложное состояние, характери­зуемое сильным нервным напряжением.

Тяжелее всех адаптация дается детям-меланхоликам, они с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх, они подавлены. Такое поведение может продолжаться несколько недель, осла­бляя ребенка, адаптация приобретает патологические черты.

Хотелось бы отметить, что негативные последствия дезадаптации чаще всего связаны с совокупным действием рассмотренных выше факторов. Вместе с тем нужно выделить ведущие причины тяжелого и затяжного характера адаптации и выбрать приоритетные на­правления работы с каждым ребёнком, наиболее эффективные формы и методы организации детской деятельности.

 

Литература.

 

1. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.

2. Бережнова О. В. Жанры детского фольклора. - Орёл: ИД «Орлик», 2004

3. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. — 1996. — № 4.

4. Поддъяков Н. Н. Сенсация открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. – 1997. - №1.

5.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс,1995.

6. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

7. Тимофеева Л.Л. Вережнова О. В. Особенности организации образовательной деятельности в первой младшей группе. № 11. — С. 51-62

8. Тимофеева Л.Л. Интерактивные спектакли в ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2009. - №10. – с. 118 – 121.

9. Фонарёв А.М., Новосёлова С.Л., Каплан Л.И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР