Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384977
Презентация «Формирование образа семьи у детей раннего возраста средствами материнского фольклора».
Содержание - Статьи, доклады

Харина Ольга Васильевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золотой ключик» - г. Губаха, Пермского края. 
Сегодня происходит катастрофическая деформация семьи, ее ценностей и даже форм. Практически утрачен идеал семьи. Ситуация осложняется разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, потерей смысловой связи и преемственности между поколениями как в семье, так и в детском обществе. И поэтому становится актуальным поиск ценностных оснований собственно человеческого образа жизни.


Дата публикации: 28.05.2018


Формирование образа семьи у детей раннего возраста средствами материнского фольклора.

 

 

2 слайд – федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» и принятые вслед за ним ФГОС ставят перед дошкольным образованием новые задачи – воспитание ребенка, начиная с двухмесячного возраста.

3 слайд – Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Воспитывающий взрослый создает условия для передачи ребенку многообразных средств общения. Ведущее место, среди которых занимают эмоции.

4 слайд – Важным средством развития на этом этапе становится материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, первые игры с ребенком.

5 слайд – Психолого-педагогические знания и опыт, которые хранит традиционная культура, могут стать фундаментом современной антропрактики. Актуальными для практики образования являются этнографические составляющие традиционной культуры и психологические и антропологические смыслы. Утрата этих смыслов приводит к серьезным социокультурным последствиям в области социализации и инкультурации детей.

6 слайд – Введение ребенка в наследование культурой начинается в самом раннем возрасте через формирование целостной картины мира. Внутренней формой развития целостной картины мира выступает родной язык, который заключает в себе религиозный, художественно-эстетический образы мира, логику и способ мышления, творчества, ценностно-смысловые интенции (направленность мышления на какой-либо предмет) и опыт эмоционального отношения к миру, человеку и самому себе.

7 слайд – тексты материнского фольклора первыми открывают и в продолжении всего периода детства утверждают ценности и образы, задающие ребенку сущностные основания бытия. Представление о семье, тех ценностях и смыслах, которыми наполнено ее существование в культуре, находит отражение в материнском фольклоре.

8 слайд – Из этой коротенькой колыбельной ребенок узнает, что его семья большая, возникает образ большой трехпоколеннной семьи. Все они заняты работой, которая направлена на обеспечение жизни - еду и тепло. В описании семьи и деятельности домочадцев раскрывается пространство крестьянского мира: дома, двора, отдаленного пространства.

9 слайд – К концу периода колыбельного детства взрослый дает ребенку игрушку «младенец-пеленашка», которая по смыслу и по логике тесно связана с материнским фольклором, и таким образом переводит процесс усвоения формы и смыслов колыбельной песни от пассивного восприятия к активному присвоению в игровой деятельности. Эта кукла приводит к процессу убаюкивания, укачивания.

10 слайд – Образ мира, построенный в колыбельной гарантирует ребенку безопасность, укрепляет базовое чувство доверия к миру. С психологической точки зрения чувство защищенности, базового доверия к миру является основанием дальнейшего гармоничного развития ребенка.

11 слайд – Появление «младенца - пеленашки» провоцирует ребенка на игру, в которой они начинают сами воспроизводить тексты материнского фольклора (колыбельных песен). Поэтому пара «колыбельная песня – младенец - пеленашка может рассматриваться, как педагогический механизм, запускающий целенаправленное формирование детской картины мира в процессе передачи-присвоения.

12 слайд – Разработанные на основе традиционной культуры образовательные программы и методики раскрытия педагогического потенциала материнского фольклора и традиционной игрушки современным детям и их родителям показывают не только свою высокую результативность, но и большую востребованность и актуальность.


alt