Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7959279
Авторизованная программа курса по выбору «Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике»
Содержание - Статьи, доклады

Ромодина Светлана Владимировна, учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «ООШ №4» г. Соликамска Пермского края. 
Программа предназначена для обучающихся 9 классов, к программе создан сборник заданий, в которых присутствует задачи и практические работы для выполнения в MS EXCEL и на лабораторном оборудовании.


Дата публикации: 14.06.2018


Программа курса по выбору

«Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике»

(для обучающихся 9 классов) 

Предпосылки для разработки программы:

-         Затруднения в выполнении задач с графиками;

-         Необходимость обработки информации: анализ информации, моделирование процессов;

-         Умение обрабатывать экспериментально полученные результаты.

Основная цель курса - сформировать у обучающихся навыки графической обработки информации, анализа и синтеза полученной информации.

Общая характеристика курса

Данный курс по выбору предназначен для обучающихся 9-х классов, разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, имеет информационно-техническую направленность, предполагает, что обучающиеся владеют определенным жизненным опытом в соответствии с возрастной нормой и готовы к осмыслению получаемого результата

Место курса в учебном плане

Курс по выбору «Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике» относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, расширяет программы основного общего образования по физике, реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся по освоению основной образовательной программы основного общего образования. Настоящий курс по выбору рассчитан на 32 часа (2 час в неделю).

Данный курс решает следующие задачи:

  • формирует икт–компетентность у обучающихся, развивает умения работать с электронными таблицами (MSEXSEL);
  • формирует навыки экспериментального изучения физических явлений, развивает умения обрабатывать полученную информацию;
  • способствует усвоению обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, приобретению опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований;
  • обеспечивает готовность обучающихся к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования.

Особенности курса

  Данный курс по выбору предполагает проведение лабораторных и практические работ, результаты которых будут обработаны с помощью электронных таблиц и УМК «Живая физика». В ходе работ обучающиеся может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Обучающиеся самостоятельно проводят эксперимент, делают выводы, отвечают на вопросы.

 Особое место в программе курса отводится видам лабораторных работ, включенным в КИМы ОГЭ: обучающимся предоставляется возможность по результатам каждого эксперимента построить график, проанализировать результаты, представить выводы в письменной форме, сформировать навыки решения типичных для ОГЭ графических задач.

      В основу программы курса по выбору «Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике» положена рабочая программа по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника (Рабочие программы. Физика.7-9 кл.: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Н. Тихонова.- М.: Дрофа, 2014).

Предложенная авторизованная программа «Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике» в отличие от основной образовательной программы по физике имеет значительное своеобразие.

Авторский вклад

1. Представленный курс рассчитан для обучающихся 9 классов и представляет собой интеграцию курсов физики и информатики, что позволяет осуществлять постепенное расширение образовательного пространства: от выполнения лабораторной работы, расчет результата измерения, построения графика до анализа результата, а также проектирования физических явлений при смене параметра.

2. В программу курса введены темы, при изучении которых необходимо умение строить графики или по графикам оценивать и находить физическую величину:

  • Зависимость плотности от объема тела
  • Вольт-амперная характеристика
  • График нагревания, плавления, испарения
  • Равномерное движение
  • Графики равноускоренного движения
  • Импульс и энергия
  • Колебательные процессы
  • Зависимость силы трения от силы нормального давления
  • Зависимость силы упругости от удлинения пружины

3. Изучение большого количества тем и освоение многих практических вопросов построено через лабораторные работы и решение графических задач.

4. Курс основан на реализации современных методов и технологий обучения:

  • исследовательский метод, направленный на развитие у обучающихся поискового мышления и стремления к преобразованию действительности, формирование регулятивных и коммуникативных УУД;
  • технология ситуационных и проектных задач: в работе построения графиков, учит применять знания в конкретных жизненных ситуациях;
  • информационно-коммуникационные технологии: работа с электронными таблицами.

5. Подготовлена методическая база:

  • адаптирован лабораторный и компьютерный эксперимент,
  • созданы таблицы для внесения результатов,
  • разработаны инструкции к самостоятельному выполнению лабораторных работ,
  • соотнесены практический и компьютерный эксперименты при объединении лабораторных работ по нескольким темам.

6. В рамках данного курса предполагается использование активных форм занятий: семинаров, практикумов по проведению лабораторных работ, по построению графиков.

Программа курса «Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике» включает описание содержания разделов, календарно-тематическое планирование, методические рекомендации по проведению занятий и диагностике уровня освоения программы, требования к программно-методическому и материально-техническому обеспечению, требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы, список литературы для учителя и обучающихся.

В качестве приложения к программе курса «Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике» предлагаются следующие материалы:

  • методический сборник лабораторных работ и графических задач (в т.ч. авторских);
  • диагностические материалы (тесты, ситуационные задачи, в т.ч. авторские);
  • авторские конспекты некоторых занятий.

Ожидаемые результаты освоения программы курса

Личностные:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение проблемы и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, осуществлять совместную продуктивную деятельность;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи;
  • умение анализировать свою деятельность.

Предметные

  • понимание основных физических процессов;
  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • умение проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

Методические рекомендации по организации занятий

При изучении содержания курса «Информационные технологии в практических и лабораторных работах по физике» необходимо пробудить у обучающихся действительный интерес к основам физических знаний и практическим навыкам. Это возможно сделать только при качественной организации занятий, когда трудные теоретические вопросы будут преподноситься через интересные формы организации практической деятельности обучающихся.

Неслучайно курс носит интегрированный характер. На занятиях по изучению теоретического материала в каждом классе необходимо опираться на знания обучающихся по смежным учебным предметам, прежде всего математики и информатики. Межпредметные связи позволяют включать в учебную деятельность изучение графиков различных функций, которые позволяют описывать физические процессы; а электронные таблицы позволяют моделировать эти физические процессы.

На занятиях школьники будут проводить лабораторные работы по типу работ в КИМах ОГЭ, что позволит им закрепить практические навыки и подготовиться к экзамену. Кроме этого они будут обрабатывать полученную информацию: заносить данные в электронную таблицу и с помощью встроенных функций строить графики процессов, что позволит видеть изменение параметров процессов, они могут проанализировать информацию и глубже понять физическое явление. Эти задание формируют у обучающихся ИК-компетентность. На занятиях обучающиеся будут работать и с готовыми графиками, из данных графиков будут находить искомые величины, пользуясь физическими формулами и законами, что позволит им вспомнить формулы и законы физики.

При изучении физики обучающиеся должны понимать, что это наука объясняет явления и процессы, происходящие в природе и жизни. С этой целью задания и лабораторные работы практико-ориентированные, они широко применимы в нашей жизни, объясняют протекание явлений и работу многих технических приборов и оборудования, которые окружают нас в повседневной жизни.

Значительная роль отводится формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других, в том числе и работу в паре. Важно представить детям критерии оценки. Критерии оценки должны быть заранее известны обучающимся, чтобы они могли планировать и осуществлять деятельность, ориентируясь на запланированный результат.

Таким образом, сочетание теоретических, практических занятий, решение графических задач, выполнение лабораторных работ, использование различных педагогических технологий, методов, приемов, организация разнообразных видов деятельности открывает возможность формирования у обучающихся практических навыков, ИК -компетентности, позволяет лучше подготовиться к экзаменам, понимать обучающимся место физики в реальной жизни. Учитель может постоянно изучать, наблюдать, развивать и корректировать ЗУН, УУД обучающихся в ходе реализации данного курса.

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР