Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868548
Конспект уроков «Метапредметные связи в обобщении учебного материала (интегрированные уроки по русскому языке и математике»
Содержание - Статьи, доклады

Голубева Т. А., учитель математики, Щелконогова Л. А., учитель русского языка и литературы, МОУ СШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области. 
Конспект уроков позволяет наглядно представить возможности основных методов в предмете: системность, ассоциативность и аналогия. Только после этого могут возникнуть метапредметные связи. Первая часть урока посвящена систематизации учебного материала в каждой отдельно взятой области (русский язык и геометрия); вторая – метапредметным соотношениям.

 


Дата публикации: 23.08.2018


 Метапредметные связи в обобщении учебного материала (интегрированные уроки по русскому языке и математике)

Открытые уроки, проводимые в 8 классе, стали регулярными. Они проходят в логике метапредметных связей. Удержать данный подход могут успешные дети, однако в систематизации, обобщении знаний принимают участие учащиеся разного уровня подготовки. Это обеспечивает максимальное включение ребят в ход уроков. Помимо чисто предметных подходов применяются разные виды организации учебной деятельности (парная, индивидуальная, групповая).

Класс: 8.

предмет: математика, русский язык.

Презентация

Цель: использование геометрических фигур и их свойств в описании взаимосвязей между членами предложения.

Задачи:

  • повторение видов параллелограммов и их свойства;
  • обобщение материала по теме: «Члены предложения»;
  • моделирование системы взаимосвязей в русском синтаксисе;
  • применение данного подхода в практической деятельности.

Ход урока.

1. Учитель математики (вступление):

Знания, которые мы приобретаем на уроках алгебры и геометрии, нужны нам в решении сугубо математических задач, или же мы можем применить их для представления и понимания в других областях образовательной деятельности?

Современные образовательные технологии настойчиво рекомендуют простраивать создание искусственных систем, в основе которых положены метапредметные связи.

Этот урок покажет некоторые возможности использования математического моделирования в построении языковых систем с помощью анимаций.

Тема нашего урока: «Геометрические представления в классификации членов предложения в русском языке» (первый слайд презентации) (ученики записывают её в тетради).

Цель нашего урока: использование геометрических фигур и их свойств в описании взаимосвязей между членами предложения (ученики прослушивают) (второй слайд презентации).

Задачи урока:

  • повторение видов параллелограммов и их свойства;
  • обобщение материала по теме: «Члены предложения»;
  • моделирование системы взаимосвязей в русском синтаксисе;
  • применение данного подхода в практической деятельности (третий слайд презентации) (ученики их прослушивают).

2. Учитель русского языка:

– Давайте вспомним, что такое предложение.

Первый ученик:

– Это сформулированная мысль, в основе которой лежит грамматическая основа.

Четвёртый слайд презентации.

Второй ученик рассказывает про схему, остальные ученики её записывают.

alt

Третий ученик разбирает предложение, выделяя грамматическую основу, у доски, остальные записывают в тетради: «Осиновый пух – это большое событие весны» (М. М. Пришвин).

3. Учитель русского языка:

– Переходим к второстепенным членам предложения. Сколько их? Четыре. Итак, запишите их. Пишем и диктуем (на вопрос учителя разные ученики дают по одному ответу).

4. Учитель математики:

– С числом «4» в геометрии у нас в 8 классе что связано?

– Четырёхугольники.

– В частности?

– Параллелограммы.

–Какие виды параллелограммов вы знаете?

– Параллелограмм (собственно), прямоугольник, ромб, квадрат (четвертый, пятый, шестой и седьмой ученики отвечают на вопросы учителя и чертят на доске эти виды параллелограммов с пересекающимися диагоналями).

– Какими общими свойствами они обладают?

– Противоположные стороны равны и параллельны, противоположные углы равны, все углы в сумме равны 360 градусов, сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180 градусов, диагонали точкой пересечения делятся пополам, точка пересечения диагоналей является центром симметрии.

– Какими особенными свойствами обладают эти четырёхугольники?

– В какой фигуре собраны все свойства всех видов параллелограммов?

– В квадрате (на все вопросы учителя отвечают ученики устно).

5. Восьмой ученик описывает пятый слайд (остальные ученики перечерчивают схему себе в тетрадь):

alt

– Применяя понятие центральной симметрии, можно представить модель членов предложения. Можно из свойств квадрата взять, например, свойство симметрии относительно точки и через использование этого понятия можно воспроизвести модель членов предложения. Точку пересечения диагоналей квадрата как центр симметрии квадрата можно определить как грамматическую основу предложения. Она будет центром, определяющим грамматические и смысловые связи в предложении как в системе. Появляется эта точка. 4 равных отрезка, идущих от этой точки, могут символизировать связи грамматической основы с 4 второстепенными членами предложения.

6. Девятый ученик описывает шестой слайд (остальные ученики перечерчивают схему себе в тетрадь):

alt

– Вообще, квадрат – это замкнутая фигура, поэтому она может ассоциироваться с предложением. Появляется замкнутый четырёхугольник – квадрат, каждая из четырёх вершин может символизировать один из второстепенных членов предложения.

7. Десятый ученик описывает седьмой слайд (остальные ученики перечерчивают схему себе в тетрадь):

alt

– Порядок появления стрелок демонстрирует иерархию второстепенных членов предложения: сначала ищем в предложении обстоятельство, потом дополнение, потом определение, потом приложение. При этом должны помнить, что эти члены предложения, в первую очередь, определяются, по вопросам. Первая стрелка символизирует обстоятельство, вторая – дополнение, третья и четвёртая – определение и приложение соответственно.

8. Учитель русского языка:

– Работа в парах. Сборник Егораевой. стр. 243, задание 16 №16 прорешать (2 мин). Можно совещаться друг с другом. Расставить знаки препинания и объяснить их расстановку. В тетрадь занести схемы. Одиннадцатый ученик объясняет решение этого задания вслух.

9. Учитель русского языка:

– Работа в группах (по рядам). Небольшое обсуждение, кто каким способом пользовался: моделью квадрата или традиционными установками в учебниках. Мы вам предлагаем разные способы для понимания и запоминания. 1 группа: ответственный ещё один ученик, 2 ряд – второй ученик, 3 ряд – третий ученик. Выступление ответственных.

10. Учитель русского языка:

– Сборник Егораевой, стр. 244 №№18, 19, 20. Двенадцатый ученик выступает у доски, все остальные – на местах, работают в тетрадях, комментарии работающего у доски.

11. Учитель математики:

– Рефлексия. Что они узнали, какой способ нахождения членов предложения выбрали и почему (выступают ученики).

12. Учитель русского языка:

– Домашнее задание (восьмой слайд). Разобрать один абзац из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина по членам предложения (5-7 предложений), используя только один способ разбора (традиционный или вариативный).

– Урок окончен. Спасибо.

 

Безусловно, эту работу по созданию моделей могут выполнять наиболее успешные дети. А пользоваться результатами их деятельности могут все, так как при этом открывают новые способы запоминания и понимания информации.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР