Конспект уроков «Метапредметные связи в обобщении учебного материала (интегрированные уроки по русскому языке и математике» |
Содержание - Статьи, доклады |
Голубева Т. А., учитель математики, Щелконогова Л. А., учитель русского языка и литературы, МОУ СШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области.
Дата публикации: 23.08.2018 Метапредметные связи в обобщении учебного материала (интегрированные уроки по русскому языке и математике) Открытые уроки, проводимые в 8 классе, стали регулярными. Они проходят в логике метапредметных связей. Удержать данный подход могут успешные дети, однако в систематизации, обобщении знаний принимают участие учащиеся разного уровня подготовки. Это обеспечивает максимальное включение ребят в ход уроков. Помимо чисто предметных подходов применяются разные виды организации учебной деятельности (парная, индивидуальная, групповая). Класс: 8. предмет: математика, русский язык. Цель: использование геометрических фигур и их свойств в описании взаимосвязей между членами предложения. Задачи:
Ход урока. 1. Учитель математики (вступление): Знания, которые мы приобретаем на уроках алгебры и геометрии, нужны нам в решении сугубо математических задач, или же мы можем применить их для представления и понимания в других областях образовательной деятельности? Современные образовательные технологии настойчиво рекомендуют простраивать создание искусственных систем, в основе которых положены метапредметные связи. Этот урок покажет некоторые возможности использования математического моделирования в построении языковых систем с помощью анимаций. Тема нашего урока: «Геометрические представления в классификации членов предложения в русском языке» (первый слайд презентации) (ученики записывают её в тетради). Цель нашего урока: использование геометрических фигур и их свойств в описании взаимосвязей между членами предложения (ученики прослушивают) (второй слайд презентации). Задачи урока:
2. Учитель русского языка: – Давайте вспомним, что такое предложение. Первый ученик: – Это сформулированная мысль, в основе которой лежит грамматическая основа. Четвёртый слайд презентации. Второй ученик рассказывает про схему, остальные ученики её записывают.
Третий ученик разбирает предложение, выделяя грамматическую основу, у доски, остальные записывают в тетради: «Осиновый пух – это большое событие весны» (М. М. Пришвин). 3. Учитель русского языка: – Переходим к второстепенным членам предложения. Сколько их? Четыре. Итак, запишите их. Пишем и диктуем (на вопрос учителя разные ученики дают по одному ответу). 4. Учитель математики: – С числом «4» в геометрии у нас в 8 классе что связано? – Четырёхугольники. – В частности? – Параллелограммы. –Какие виды параллелограммов вы знаете? – Параллелограмм (собственно), прямоугольник, ромб, квадрат (четвертый, пятый, шестой и седьмой ученики отвечают на вопросы учителя и чертят на доске эти виды параллелограммов с пересекающимися диагоналями). – Какими общими свойствами они обладают? – Противоположные стороны равны и параллельны, противоположные углы равны, все углы в сумме равны 360 градусов, сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180 градусов, диагонали точкой пересечения делятся пополам, точка пересечения диагоналей является центром симметрии. – Какими особенными свойствами обладают эти четырёхугольники? – В какой фигуре собраны все свойства всех видов параллелограммов? – В квадрате (на все вопросы учителя отвечают ученики устно). 5. Восьмой ученик описывает пятый слайд (остальные ученики перечерчивают схему себе в тетрадь):
– Применяя понятие центральной симметрии, можно представить модель членов предложения. Можно из свойств квадрата взять, например, свойство симметрии относительно точки и через использование этого понятия можно воспроизвести модель членов предложения. Точку пересечения диагоналей квадрата как центр симметрии квадрата можно определить как грамматическую основу предложения. Она будет центром, определяющим грамматические и смысловые связи в предложении как в системе. Появляется эта точка. 4 равных отрезка, идущих от этой точки, могут символизировать связи грамматической основы с 4 второстепенными членами предложения. 6. Девятый ученик описывает шестой слайд (остальные ученики перечерчивают схему себе в тетрадь): – Вообще, квадрат – это замкнутая фигура, поэтому она может ассоциироваться с предложением. Появляется замкнутый четырёхугольник – квадрат, каждая из четырёх вершин может символизировать один из второстепенных членов предложения. 7. Десятый ученик описывает седьмой слайд (остальные ученики перечерчивают схему себе в тетрадь): – Порядок появления стрелок демонстрирует иерархию второстепенных членов предложения: сначала ищем в предложении обстоятельство, потом дополнение, потом определение, потом приложение. При этом должны помнить, что эти члены предложения, в первую очередь, определяются, по вопросам. Первая стрелка символизирует обстоятельство, вторая – дополнение, третья и четвёртая – определение и приложение соответственно. 8. Учитель русского языка: – Работа в парах. Сборник Егораевой. стр. 243, задание 16 №16 прорешать (2 мин). Можно совещаться друг с другом. Расставить знаки препинания и объяснить их расстановку. В тетрадь занести схемы. Одиннадцатый ученик объясняет решение этого задания вслух. 9. Учитель русского языка: – Работа в группах (по рядам). Небольшое обсуждение, кто каким способом пользовался: моделью квадрата или традиционными установками в учебниках. Мы вам предлагаем разные способы для понимания и запоминания. 1 группа: ответственный ещё один ученик, 2 ряд – второй ученик, 3 ряд – третий ученик. Выступление ответственных. 10. Учитель русского языка: – Сборник Егораевой, стр. 244 №№18, 19, 20. Двенадцатый ученик выступает у доски, все остальные – на местах, работают в тетрадях, комментарии работающего у доски. 11. Учитель математики: – Рефлексия. Что они узнали, какой способ нахождения членов предложения выбрали и почему (выступают ученики). 12. Учитель русского языка: – Домашнее задание (восьмой слайд). Разобрать один абзац из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина по членам предложения (5-7 предложений), используя только один способ разбора (традиционный или вариативный). – Урок окончен. Спасибо.
Безусловно, эту работу по созданию моделей могут выполнять наиболее успешные дети. А пользоваться результатами их деятельности могут все, так как при этом открывают новые способы запоминания и понимания информации. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».