Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3068945
Статья «Создание учебных пособий, моделей, тренажёров в логике метапредметных связей (из опыта работы)»
Содержание - Статьи, доклады, программы

Голубева Т. А., учитель математики, Щелконогова Л. А., учитель русского языка и литературы, МОУ СШ №32 «Эврика-развитие», г. Волжский Волгоградской области. 
Представленные модели и тренажёры предназначены для обобщения учебного материала. Ими могут пользоваться как педагоги, так и учащиеся. Новизна этого подхода определяется метапредметными соотношениями (русский язык и геометрия).


Дата публикации: 27.08.2018


Создание учебных пособий, моделей, тренажёров в логике метапредметных связей

(из опыта работы)

 

В современном образовании наметилась тенденция к гуманизации процесса познавательной деятельности.

Гуманизация образования предполагает выявление связей и взаимодействий изучаемых дисциплин с общечеловеческой культурой; развитие метапредметных связей;

вариативность в зависимости от индивидуальных представлений, а также предпочитаемых способов переработки учебного материала.

В концепции «Фундаментального ядра содержания общего образования» это отмечено в особой позиции.

Неожиданные ассоциации и связи приводят к созданию ярких образов, картинок, демонстрирующих изложение учебной задачи, что приводит к интересным визуальным представлениям, которые являются основанием интеллектуального развития учеников.

Человеку свойственно мыслить образами. В науке это положение утвердилось достаточно прочно и в новых доказательствах, вообще говоря, не нуждается, но к вопросу оптимального использования этого свойства человеческой психики в процессе обучения и развития школьников придётся возвращаться ещё много и много раз.

Мысль, образ, слово могут приходить к нам в самых неожиданных комбинациях. При этом одни из них могут превалировать, другие играть вспомогательные роли, но, будучи взаимосвязанными, обособиться они не могут никогда. Это естественное свойство нашей памяти, лежащее у истоков у истоков и научного, и литературного, и всякого иного восприятия окружающего мира.

Зрительная память – механизм надёжный. Главная цель – изложить материал так, чтобы на основе логических связей изучаемая тема стала доступна, понятна, отпечаталась в долговременной памяти. Созданные модели – итог совместной деятельности учеников и учителей. Безусловно, предложенные схемы, тренажёры – результат работы с учащимися, значительно продвинутыми в разных сферах познания: лингвистике, математике, информатике, психологии, логике. Используемые разработки при объяснении нового материала повышают уровень усвоения информации другими ребятами.

Все участники образовательного процесса хотят улучшить учебно-познавательную деятельность, то есть получить максимальный познавательный результат при минимальных затратах труда и времени.

Чтобы помочь достичь этой цели, необходимо:

-               свести к минимуму или полностью устранить нерациональные затраты и непродуктивные потери времени, так или иначе связанные с образовательным процессом;

-               добиться такого режима обучения, при котором на единицу затраченных интеллектуальных усилий школьник получает максимальный объём высококачественных и хорошо усвоенных знаний.

Чтобы определить пути улучшения понимаемости, надо вспомнить некоторые особенности зрительного восприятия. Необходимо изменить форму представления знаний таким образом, чтобы выразить заданное содержание учебного материала с помощью оптимального сочетания словесного текста, формул, схем.

Если одну и ту же учебную информацию можно представить и в текстовой, и в графической форме, последняя обеспечивает более высокую скорость понимания за счёт того, что последовательность восприятия чтения текста (шаг за шагом) заменяется на преимущество одновременного восприятия изображения.

Представленные учебные пособия позволяют сделать информацию наглядной, доходчивой, минимизирует процесс понимания. Они обеспечивают ситуацию выбора: ученик имеет возможность определить сам, какой вариант объяснения ему удобен.

Обобщение, абстрагирование, идеализация, воображения, фантазия – характерные черты любой науки. Умение апеллировать ими – важное умение в развитии и образовании.

Открыть полностью...           Презентация

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить