Статья на тему «Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника» |
Содержание - Статьи, доклады |
Мучкина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ РМЭ «Школа-интернат «Дарование», г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл. Дата публикации: 28.09.2018 Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника Когда человек мыслит, он сомневается, но он уверен, когда действует. А. Франс Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей. Он выступает особой образовательной средой, которая формирует у ребёнка представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе собственной жизни и деятельности. Изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания новых форм образовательного процесса, одной их которых является музейная педагогика. Ей в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования. Она обладает рядом потенциальных возможностей. Преимущества воспитания обучающихся средствами музейной педагогики состоят в том, что она позволяет восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности. Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путём включения в многообразную его деятельность. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Отличительными чертами обучения музейной педагогики является нетрадиционность и добровольность, а особенностью – возможность максимально реализовать способности обучающихся и удовлетворить их интересы. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые (экскурсии, факультативные занятия по русскому языку и литературе, музейные уроки развития речи, нестандартные уроки, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, поездки по музеям и городам), групповые (школьные конференции, исследовательская деятельность детей, а также их участие в различных конкурсах, олимпиадах и фестивалях) и индивидуальные (подготовка докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом, обычаями и традициями изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание творческих работ в форме сочинений, эссе, переписка с ветеранами, персональные выставки обучающихся). Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей. Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования обучающихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Поиск ответа на традиционный вопрос дидактики – как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться, развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать её историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаясь к истории родного края, города, семьи, – позволяет выйти на анализ методов обучения и воспитания детей с помощью музейной педагогики. [2] При организации и проведении уроков и факультативных занятий в пространстве музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики:
Интерактивность – основной методологический приём в работе школы с современным музеем, когда он перестаёт быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Поэтому наиболее логично и эффективно использовать интерактивность на уроках и факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Это, безусловно, открывает новые возможности обучения и воспитания. Музейная технология даёт неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов. К нетрадиционным формам проведения урока, применяемым в музейной педагогике и моей практике, относятся:
Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности обучающихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения. Ежегодное участие в научно-практических конференциях помогает как учителю, так и обучающемуся овладевать новыми знаниями, совершенствовать уже накопленный опыт и формировать гармонично развитую личность. Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества. [5] Моей задачей, как педагога, является создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг ребёнка. Прежде всего, развитие речи обучающихся, повышение общей культуры. Этого можно достичь только если ребёнок стал участником процесса познания. Совместно с ребятами пишем сочинения, стихи, эссе, отзывы об увиденных картинах на выставках, с радостью откликаемся на любой творческий конкурс, проводимый музеями. Готовим к изданию литературный сборник стихотворений и сочинений ребят, признанных лучшими на конкурсе «Проба пера». Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у обучающихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается обычный классный час от экскурсии, проведённой в музее, или виртуальной экскурсии с использованием музейного экспоната, когда музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Только так можно проложить мостик к сердцу ребёнка и так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной технологии. Взяв музейный предмет в руки, ученик может почувствовать свою сопричастность с прошлым, что вызывает эмоциональный всплеск, поскольку предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса, способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить. Расскажу о некоторых уроках, проводимых в рамках музейной педагогики. При проведении урока по развитию речи на тему «Письмо» в 5 классе, знакомимся с историей писем, в том числе солдатских треугольников с фронта, которые хранятся в музее. Интерес к подобного рода письмам повышается, когда не просто зачитаешь ребятам письмо, но и даёшь подержать в руках. Возникает много вопросов, связанных с судьбой солдата, писавшего это письмо, его дальнейшей судьбы. Так же в 5 классе на уроке по развитию речи на тему «Описание игрушки» знакомимся с игрушками детей 50-80 годов, также представленных в историческом музее нашего города. Ребятам предоставляется возможность взглянуть на игрушки пап и мам, бабушек и дедушек, сравнить их с современными и описать в своих творческих работах. На уроке литературы в 5 классе, изучая рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», рассматриваем с ними картины художников, изображавших Сибирь (А.М.Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора», «Ночь. Урал», «Уральский пейзаж», В.И.Сурикова «Енисей», картину современного художника А.Ж.Бруно «Хозяин тайги»). После просмотра проводится интегрированный урок в форме краеведческой игры, где ребята представляют, что они оказываются в нашем лесу. Рассказывают, что самое необходимое они возьмут с собой? Какие знания о природе, природных явлениях могут помочь им сориентироваться на местности, найти источник воды. Вместе с ребятами на уроке работаем с картами, изучаем рельеф, ландшафт и учимся составлять план местности. С ребятами 6 класса урок развития речи на тему «Интерьер. Описание помещения» проводим в музее купеческого быта. Это позволяет не только увидеть весь интерьер своими глазами, но и прикоснуться к предметам обихода и вдохнуть в ребят дух того времени. При написании изложения с элементами сочинения на тему «Собиратель русских слов» ребята 6 класса ближе подходят к раскрытию темы и содержанию части сочинения, когда всматриваются в портрет В. И.Даля, знакомятся с его «Толковым словарём живого великорусского языка». Каждый находит в этом словаре слово, которое не знал ранее и затем пишет мини-проект «История одного слова». Такие встречи с книгой не проходят даром. На уроках литературы в 10 классе изучению драмы А.Н. Островского «Гроза» мне помогает подборку картин русских художников (И.М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор в Москве», Б.М. Кустодиева «Трактирщик», В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», Ф.С.Журавлева «Купеческие поминки», «Перед венцом» и др.), изображавших купечество, купеческий быт, но и экскурсия в музей купеческого быта, где связь с прошлым гораздо тоньше и глубже проникает в души подростков и острее воспринимаются поднятые темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продаётся и покупается, морального уродства и самодовольного хамства. А после ученикам предлагается «занять место» одного из героев произведения А.Н. Островского «Гроза» и ответить на проблемный вопрос: как бы вы поступили на месте Тихона, Катерины, Варвары? Бывает, учителю достаточно произнести: «Представьте, что...», как дети мгновенно включаются в игру. Таким образом, музейная педагогика как инновационная педагогическая технология помогает прожить ребёнку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает войти ему в сферу культуры, где нет места вандализму. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков. Музейная педагогика - это интеграция музея в систему образования. Список литературы: 1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004. 2. Воронович В.М. Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики: методические рекомендации. URL: www.pdffactory.com 3. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 2009. 4. Троянская С.Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск, 2007 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».