Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3563383
Статья из опыта работы «Конкурс педагогического мастерства как средство развития кадрового потенциала образовательного учреждения»
Содержание - Статьи, доклады
12.12.2018 13:42

Мошечкова Алла Витальевна, завотделом, методист;Ермакова Людмила Дмитриевна, методист МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Индустриального района г. Барнаула. 
В статье представлен опыт работы учреждения дополнительного образования по организации конкурсов профессионального мастерства педагогов.


Конкурс педагогического мастерства как средство развития кадрового потенциала образовательного учреждения

(из опыта работы)

Новые акценты в деятельности современных образовательных организаций системы дополнительного образования предполагают повышение качества образовательного процесса, что неизбежно ведет к возрастанию значимости профессионального уровня педагога, являющегося ключевой фигурой данного процесса. Именно от его личностных качеств, творческого потенциала и профессионализма зависит качество образовательной деятельности, решение многих проблем в процессе развития личности каждого обучающегося, продвижения вперед и конкурентоспособность всего учреждения в целом на рынке образовательных услуг. А уровень профессионализма педагогов, в свою очередь, во многом зависит от системы работы с педагогическими кадрами, которая складывается в учреждении. Поэтому важно создать такие условия, в которых успешно бы решались задачи, стоящие перед методической службой. А именно: побуждение педагогов к рефлексивно-оценочному анализу себя и своих профессиональных действий; повышение их мотивации к методическому обучению, самообразованию на основе выявления профессиональных затруднений; формирование готовности к дальнейшему профессиональному росту и стремления максимально реализовать свой потенциал.

Педагогический коллектив нашего Центра разнороден по возрасту, образованию, педагогическому опыту, профессионализму. В связи с этим в методической работе используется разноуровневый, личностно-ориентированный подход, что позволяет любому педагогу выстроить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства, творческого саморазвития. Главное назначение методической работы, миссия современного методиста определяется нами как оказание реальной адресной помощи сотрудникам, сопровождение каждого конкретного педагога в процессе его профессионального роста. Главным ориентиром для педагогов мы обозначаем способность к самоорганизации и саморазвитию, активное участие в методической деятельности, стремление к презентации собственных профессиональных достижений. Обозначая важнейшим показателем уровня компетентности педагога умение обобщать, презентовать и тиражировать свой опыт, предлагаем педагогам участие в семинарах, выступления на педсоветах, научно-практических конференциях, показ мастер-классов, открытых занятий, проведение творческих мастерских на всех уровнях, начиная с учреждения. Любой из сотрудников имеет возможность продемонстрировать свои профессиональные достижения, поделиться опытом работы среди коллег.

Возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа своей деятельности предоставляется педагогам в рамках участия в профессиональных конкурсах различного характера. Мы уверены, что изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов, стимулирует развитие необходимых профессиональных навыков, формирует умения инновационной деятельности.

За многолетний опыт деятельности нашего Центра сложилась своя, дающая определенные результаты, система проведения педагогических конкурсов как внутри коллектива, так и подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах на более высоком уровне. В своей практике используем различные виды конкурсов: конкурсы методических материалов различной направленности, конкурсы, требующие практической демонстрации владения профессиональными навыками.

Считая, что краткосрочные конкурсы профессионального мастерства не раскрывают полностью все разнообразие педагогической деятельности и достижения педагога, мы остановили свой выбор на конкурсных мероприятиях, которые идут на протяжении всего учебного года и часто сочетают в себе различные формы участия, различные конкурсные задания: методический продукт, защита, показ и др. Это такие конкурсы как: «На волне успеха», «Эстафета творческих достижений», «Педагог года», где участвует весь педагогический коллектив. Проводим и более узконаправленные конкурсы: «Лучшее учебное (итоговое) занятие», «Лучшее портфолио педагога», «Лучший УМК образовательной программы», «Панорама воспитательных мероприятий». Любой из этих конкурсов решает важные задачи, а именно: совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; повышение качества выпускаемой методической продукции; внедрение и использование современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; развитие творческого потенциала и стимулирование активности педагогов; формирование банка методической продукции педагогов по направлениям деятельности ДЮЦ; распространение положительного опыта педагогов Центра.

Организация и проведение конкурсов включают в себя подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе разрабатывается Положение о конкурсе, определяющее цели, задачи и условия его проведения, содержание этапов конкурса и критерии их оценки. Для организационно-методического обеспечения проведения конкурса создается оргкомитет, в функции которого входит: составление порядка и программы проведения конкурса, разработка конкурсных заданий, критериев оценки их выполнения, подготовка необходимых материалов и бланков, формирование и организация работы экспертной группы, подготовка дипломов и сертификатов участников конкурса. В рамках подготовки к конкурсу проводятся консультации, оказывается практическая помощь участникам, которые выполняют большую самостоятельную работу, осуществляя подготовку материалов к конкурсу, прорабатывая структуру, содержание открытого занятия или мероприятия, подготовку его дидактического и технического обеспечения.

Критериями результативности конкурса является достижение прогнозируемого результата: сформированность умений применять требования нормативных документов к основным видам методической продукции, к ее разработке и оформлению; сформированность элементов общих и профессиональных компетенций практической демонстрации своих профессиональных достижений.

Традиционными стали конкурсы методической продукции, разработанной нашими педагогами, которая является одной из форм выражения результата их методической деятельности, способом выражения и распространения методических знаний, обмена накопленным опытом. На конкурс представляется методическая продукция различных видов и форм (методические рекомендации, методические разработки, методические описания, разработки учебных занятий, дидактические пособия, описание опыта работы, статьи, сценарии воспитательных и массовых мероприятий - праздников, конкурсов, компьютерные презентации, видеоролики и т.д.). Оцениваются конкурсные материалы по следующим критериям: методическая грамотность изложения материала; практическая значимость; степень авторского участия педагога в представленных материалах (используем программы «Антиплагиат»); соответствие содержания адресату; технологичность (степень разработанности и возможность использования другими педагогами); соответствие представленного материала заявленному виду методической продукции; эстетика оформления. Ко всем материалам предлагаем сделать пояснительную записку или краткую аннотацию, где раскрываются цели, краткое содержание представленных материалов, методические указания по их использованию.

Задача методистов при проведении конкурсов - помочь педагогам-практикам показать все лучшее, увидеть в каждодневной работе что-то особенное, значимое, те «изюминки», находки, что составят уникальный методический багаж педагога, позволят определить его «Формулу успеха». Значимость внутренних конкурсных мероприятий еще и в том, что педагоги, участвуя в конкурсе, представляя наработанный материал или показывая занятия, учатся анализировать свою деятельность, осмысленно и грамотно описывать свой опыт, публично его презентовать, качественно оформлять методические разработки в соответствии с требованиями. Кроме того, они  имеют возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других. По окончании конкурса обязательно проводятся выставки методических материалов под названием «Поиск и успех», выпускается сборник конкурсных работ участников. В дальнейшем мы успешно представляем эти работы на конкурсах других уровней. Таким образом, конкурсная деятельность имеет дальнейшее развитие.

Наши педагоги традиционно принимают участие в различных дистанционных конкурсах образовательных программ, методических разработок. Участвуя в таких конкурсах, они учатся грамотно использовать ресурсы Интернета, ИКТ. Представляя свой опыт в открытом образовательном пространстве, педагог получает внешнюю оценку своему мастерству, может использовать опыт других участников. Публичность представления опыта делает процесс подготовки материала творческим процессом, что очень важно. В это время педагог анализирует свою деятельность, систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует свое профессиональные компетенции. На что мы обращаем внимание педагогов, участвующих в дистанционных конкурсах. Прежде всего, работа должна быть выполнена самим педагогом, написана грамотно, без ошибок, с учетом всех требований оформления. Конкурс выбирается тщательно, часто при помощи методистов. Можно по-разному относиться к дистанционным конкурсам, но при серьезном и продуманном подходе речь идет о их действенной функции в отношении уровня педагогического мастерства.

Особое место в ряду конкурсных мероприятий занимает конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Это главный конкурс в системе дополнительного образования, самый весомый по факту участия, самый престижный по полученному результату. Особый подход и к подготовке участника такого конкурса, которая начинается с решения серьезной проблемы – получить согласие педагога участвовать в нем. Здесь резко возрастает роль методической службы, которая организует всю работу с педагогом-участником. А точнее, методиста-куратора, сопровождающего конкурсанта на всех этапах конкурса, выполняющего не только роль помощника, консультанта, но и вдохновителя, советчика, даже психолога, когда такового нет в штате. По сложившейся в нашем учреждении традиции, кроме методиста - куратора, в подготовку конкурсанта вносят свой посильный вклад многие участники образовательного процесса. Системно-целевая работа по подготовке к конкурсу, выбор кандидатов с огромным творческим потенциалом приносят свои плоды.

Мы гордимся нашими педагогами, которые достойно представляют Детско-юношеский центр на всех этапах конкурса. Особая гордость - победа нашего педагога Осташова Г.В. во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» в г. Санкт-Петербург в 2011 году. Успешно пройдя все этапы конкурса от муниципального до краевого, Геннадий Викторович стал (впервые в Алтайском крае!) обладателем Хрустального ключа - главного приза Всероссийского конкурса. В 2015 году победителем в городском профессиональном конкурсе «Вожатый года» стала педагог-организатор Чеушева А.Е. А в марте 2016 года   она стала лауреатом в номинации «Социально-педагогическая» XIV краевого конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

На фоне этих и других достижений наших педагогов мы можем уверенно говорить о том, что конкурсы педагогического мастерства являются механизмом профессионального развития педагогов. Что в свою очередь помогает успешно решать задачи повышения качества образовательной деятельности, способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в условиях реально существующей здоровой конкуренции.