Обычаи и традиций коренных народов Севера - основа воспитания подрастающего поколения |
Содержание - Статьи, доклады |
Тымчишин Лидия Станиславовна, воспитатель «МОУ Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда», Надымского района, ЯНАО. Обычаи и традиции коренных народов Севера – основа воспитания подрастающего поколения. Обычаи и традиции являются своеобразным источником познания истории развития культуры любого народа. Они помогают раскрыть глубину и прочность веками складывающихся связей человека с природой родного края, свидетельствуют о любви к родным местам – частицы большой Родины. Много полезного и приемлемого в современных условиях несут в себе традиции ненцев. Это проявляется прежде всего в их отношении к родному краю. Тундра для ненцев – огромный, просторный чум. В нем каждую кочку, излучину реки, сопку северянин узнает по известным ему приметам. Тундру берегут, стараются сохранить ее для будущих поколений, к ней относятся как к народному достоянию, житнице и кладовой без замков. В тундре звери и дичь могут жить без тревог, пока не приходит время человеку обратиться к ней за помощью. А коль настанет пора воспользоваться щедростью природы, человек возьмет только то, что можно взять, чтобы не нанести обиду земле и рекам, зверям и птицам. Традициями хозяйственного отношения к природе следуют взрослые и дети. В целях охраны природы и целесообразного использования ее богатств, выработки норм поведения, люди издавна установили ряд запретов, соблюдение которых обязательно для всех. Добиваясь беспрекословно их выполнения, придумали психологически убедительные аргументы в их пользу. А поскольку истинных причин природных явлений не знали, эти аргументы носили характер поверий. Так, сложилось представление, что якобы в результате невыполнения тех или иных запретов может случиться гроза, ураган, наводнение, пойти дождь или снег. Запрет разорять гнезда птиц или выкапывать дождевых червей связывается с описанием вызвать дождь. Роль запретов в деле воспитания подрастающего поколения была велика. В силу сложившихся традиций они легко запоминались и становились основой привычек, укоренившихся в быту на всю жизнь. Кочевой образ жизни позволил ненцам выработать традиции, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам. Например, не принято было делать заготовки на зиму ягод и других продуктов. Грибы же ненцы в пищу вообще не употребляли. По-видимому, когда-то ненцы, заметив любовь оленей к грибам, сочли, что разумно не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Мы не увидим в тундре человека, который нарвал бы яркий разноцветный букет тундровых цветов или же собрал неспелую ягоду. Однако это вовсе не говорит о том, что у ненцев не развито чувство прекрасного, напротив, это яркое свидетельство чуткого отношения северянина к природе и боязни разрушить ее первозданную красоту. Домашний олень – это основа жизни каждого ненца в тундре. Оленеводы хорошо знают характер и повадки этого замечательного животного. Вместе со взрослыми дети помогают своим родителям ухаживать за оленями. В тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы прирученных оленей. Чаще всего приручаются маленькие оленята, родившиеся слабыми, больными, а также те, которые лишились матери. За маленьким другом с любовью и вниманием ухаживают взрослые и дети. В первое время он живет в чуме, спит на краю постели своего маленького хозяина, который собирает для него корм, бережет его. Прирученный олень представляет для ненца практическую ценность: служит как бы связанным между хозяевами и большим стадом. В тундре известно много случаев, когда такой олень спасал людей от беды. Его приход к чуму раньше других оленей служит сигналом, оповещающим о спокойствии или тревоге оленей, сообщающим человеку радостные или печальные вести. Общение с оленями, особенно с молодыми оленятами и прирученными оленями, развивают у детей чувство привязанности к ним, помогают к выбору профессии, связанной с оленеводством. Ненцы с малолетства через игры и выполнение несложных трудовых операций воспитывают в ребенке качества настоящего хозяина тундры. Мальчики и девочки, играя в маленьком чуме, учатся строить чум, распределять обязанности между членами воображаемой семьи. У мальчиков ненцев главными играми является охота, ловля оленей арканом. В семилетнем возрасте мальчику вручается настоящий аркан, и ребенок должен уметь заарканить смирного оленя или свою послушную верную авку. Некоторым детям этого возраста доверяют вести упряжку легковой нарты. Любимое занятие мальчиков в тундре – игра в охотника. Первое оружие – лук, созданный по образцу дедовского. Палки, дощечки, комья земли и другие небольшие предметы становятся мишенями для маленького охотника. Во время этих занятий у мальчиков вырабатывается такие качества как меткость, ловкость. Элементами трудовых операций, выполняемых женщиной-хозяйкой, женщиной-матерью, учатся, играя, девочки. Будущие хозяйки приобретают навыки приготовления ниток из оленьих жил, выделки шкур, шитья, сушки меховых изделий, одежды, обуви. Игра не есть простое подражание тому, что делают взрослые, это серьезная подготовка детей к взрослой жизни. Через игру передается накопленный опыт. Своеобразные обычаи, диктуемые образом жизни в тундре, выработаны и в области семейных отношений ненцев. Так, по ненецкому обычаю, мужчина всегда должен идти впереди женщины и детей. Этот факт, кажущийся другим народам признаком неуважительного отношения к женщине, для ненцев вполне закономерен. Его целесообразность диктуется своеобразными условиями жизни в тундре, где могут возникнуть в пути неожиданные, угрожающие ситуации. Уважительное отношение к жене видно по следующим фактам: он запрягает оленей для ее упряжки, выбирая самых красивых, мастерит для нее прочную и удобную для перевозки нарту. В то же время женщина проявляет особое, уважительное отношение к мужчине. Мужчина-кормилец, хозяин родового огня, продолжатель рода и фамилии. Женщина веками жила заботами о его одежде, обуви, пище и покое. Любыми способами она старалась помочь ему, когда он оказывался в беде. Как известно, у ненцев не было традиционных народных праздников, но были большие дни радости: день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, день создания новой семьи – свадьбы. День рождения отмечался всего один раз в жизни человека – после того, как у младенца отпадет пупок. В этот день забивался молодой олененок, пожилые женщины, которые принимали роды одаривались небольшими подарками (плетенная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы гигиены), повивальной бабке вручался нож, которым перерезалась пуповина. Особое внимание в тундре уделялось гостям. Гость тундры – вестник новостей, приятный собеседник и советчик. В каждом чуме он желанный гость. По традиции гость не должен обойти ни одного чума в стойбище, а хозяева не должны его отпускать без чая и подарков. Правилам гостеприимства ненцы учат своих детей: маленькому гостю дарят вещи, игрушки его сверстников с разрешения их владельца. В честь приезда гостя забивают оленя. Если гость остается ночевать, то вечером варят суп из отборных кусков мяса. Во время трапезы лучшие куски мяса и рыбы ставят ближе к гостю. С малых лет детям объясняют, что, придя к соседям и увидев, что они обедают, не следует стоять, ожидая приглашения к столу, нужно уйти как можно быстрее. В этом случае хозяева тоже должны поторопиться и пригласить к столу. Принято вставать из-за стола и выходить после того, как хозяйка вымоет посуду, уложит ее на место и уберет стол. Если же гость вынужден выйти, когда хозяева еще едят, он должен попросить разрешения и просить хозяев держать стол, еду, посуду, которая стоит на столе, да бы не унести счастье хозяев чума. В тундре часто случается брать взаймы у соседей продукты или делиться с соседями редкими продуктами. В этих случаях возвращают продукты при первой возможности, а тара, в которой были продукты. Не должна возвращаться пустой – в нее кладут любой продукт. Обычаи и традиции в культуре ненцев, выработанные в течение веков, являются целесообразным опытом адаптации человека к суровым природно-климатическим условиям. Этот опыт необходимо сохранить и передать подрастающему поколению. На современном этапе, когда психологическое и физическое формирование детей и подростков протекает большей частью в условиях школы-интерната, под влиянием традиционного семейного воспитания, они находятся только в каникулярное время. Воспитательную работу необходимо проводить с учетом традиций и принципов народной педагогики. Ни при каких обстоятельствах не следует воспитывать в детях отвращение к выполнению правил народной педагогики. Сегодня мы убеждены в том, что молодое поколение, которое забывает традиции своего народа и еще не постигло до конца «секретов» цивилизации начинает жить «белой вороной» не принося пользы ни государству, ни обществу. Наша задача заключается в том, чтобы молодой человек после одиннадцати лет учебы в школе вернулся к родному очагу не обнищавшим душой, набравшим сил, знаний и умений для больших свершений, для участия в разумном преобразовании жизни родного края. Педагогам, ответственным за современное образование и воспитание молодого поколения, надо помогать детям в период их учебы в школе, преодолевать временную разлуку с семьей, с уважением относиться к семейным традициям, национальным обычаям.
Литература: Е.Г.Сусой Из глубины веков. –Институт проблем освоения Севера СО РАН. Тюмень, 1994.-173с Ю.И.Попов, Н.В. Цымбалисткнко Слово о Ямале Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2004 Г.П.Харючи Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса Издательство Томского университета 2001 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».