Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7382044
Статья «Арт-технологии в работе социального педагога с детьми ОВЗ»
Содержание - Статьи, доклады
10.10.2019 04:30

Гурьянова Марина Александровна, социальный педагог, ГКУ ЦССВ «Центральный», Москва. 
Использование приемов арт-терапии в индивидуальной работе с детьми ОВЗ. Статья будет полезна для социальных педагогов, педагогов-психологов и педагогического состава детских дошкольных учреждений.

 


Арт-технологии в работе социального педагога с детьми ОВЗ

Арт-терапия — это метод коррекции с помощью изобразительного искусства. Также используется как диагностический, лечебный и коррекционно-развивающий в работе социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования и т.д.

Социальный педагог, работая в учреждении с детьми раннего возраста и оставшимися без попечения родителей, с детьми ОВЗ («снижение интеллектуального развития», умственная отсталость, олигофрения, ЗПР, неврозы различного генеза, невротические нарушения поведения и т.д.), использует в коррекционно-развивающей работе, в качестве наиболее эффективного и доступного для данной возрастной категории детей, арт-терапевтические технологии. Они создают необходимые условия для развития ребенка, учитывают его возрастные особенности и возможности. Разнообразные техники арт-терапии применяются для коррекции широкого спектра проблем. Через творчество любой ребенок может выразить свой внутренний мир.

Термин арт-терапии или, буквально, «терапия искусством»  был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, а так же психологического и эмоционального состояния. Значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать.

Использование приемов арт-терапии в индивидуальной работе с детьми способствует решению многих задач:

- повышению уровня коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивости;

- автоматизации и дифференциации исправленных звуков с помощью предметов различных цветов;

- совершенствованию грамматического строя речи, развитие связной речи;

- развитию общей и мелкой моторики;

- обучению детей способам расслабления в зависимости от окружающего их цветового пространства;

- развитию правильного речевого дыхания;

- обогащению сенсорного и эмоционального опыта детей;

- ознакомлению с приемами управления своими чувствами, формированию навыков самоконтроля;

- улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

- стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

Впечатления детства оставляют в жизни ребенка глубокий след. То, что вынес ребенок из детства, будет с ним всю его жизнь. Чем больше радости у ребенка, тем больше он ее подарит людям, став взрослым.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в социальные учреждения, постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, казенная атмосфера не может обеспечить полноценное эмоциональное благополучие ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в приют ребенка снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувства тревоги и неуверенность в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Находясь в доме ребенка, жизненное пространство детей-сирот сокращается, и если он и выигрывает в смысле более тесного общения с педагогами и воспитателями, которые уделяют ему больше внимания и больше заботятся о его здоровье, то значительно теряет при этом в смысле автономии, контактов с другими людьми.

Как же конкретно помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, научиться полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Период раннего детства является  периодом интенсивного  сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста арт-терапевтическими средствами оправдана и эффективна. Сегодня во многих детских учреждениях на каждой стадии развития детей успешно применяют работу с цветом.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Воздействие цвета на зрительный канал, на восприятие ребенка по результатам многих практических исследований случаев снижает уровень тревожности, эмоционального напряжения, агрессивность, страхи. У детей успешно развивается творческое мышление, быстрее восстанавливаются психофизические процессы, особенно у детей раннего возраста.

Дети по своей природе, более впечатлительны и склонны к более глубокому восприятию всего, что видят. Именно поэтому в комплексной коррекционной работе с применением цвета быстро достигается положительный эффект. Для того чтобы понять, как работать с помощью разных цветов, давайте узнаем, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Синий цвет - замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию, снимает температуру, успокаивает нервную систему.

Желтый цвет - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, успокаивает нервы, улучшает пищеварение, активирует деятельность ЖКТ.

Красный цвет - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма способствует образованию красных кровяных телец, поддерживает чувства (воздействует на ВНС).

Фиолетовый цвет - лечит селезенку, активирует лимфу, придает силы.

Желто- зеленый - укрепляет костную ткань, убивает вредные бактерии.

Зеленый цвет - приводит к равновесию в жизни, успокаивает, расслабляет.

Коричневый цвет - удовлетворяет потребность человека в уверенности в завтрашнем дне.

Черный цвет - дает возможность отреагировать вытесненные негативные переживаний, успокаивает, возвращает к самости.

Белый цвет – является началом всех возможностей и в то же время бегство от их последствий. Он может успокаивать, так и возбуждать, активируя его творческие способности.

Противопоказаний и возрастных ограничений к проведению методов арт-терапии нет.

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Различают две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Одним из перспективных направлений арт-терапии является изотерапия. Еще Аристотель заметил: «Душа не может думать, не рисуя». Хорошо, если детям не просто предлагают создать рисунок на тему понравившегося эпизода, но и показывают варианты нестандартного рисования. Дело в том, что прямые инструкции нарисовать что-либо нередко вызывают защитные реакции протеста: «Я не умею!». Здесь, прежде всего, необходимо помнить про важнейший принцип арт-терапии: «Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержании, формы и качества».

В настоящее время применяют разнообразные приемы по арт-терапии: кляксография, пластилинография, композиции из цветного песка, рисование солью по мокрому, рисование пальчиками, ладошками, «рисование» крошкой из сухих листьев, ниткография, «рисование» крупой, изотерапия, песочная терапия, фототерапия, игротерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия.

В коррекционно-развивающей работе социального педагога, учитывая возрастные ограничения детей и особенности здоровья используются следующие приемы: «эксплоративные», освобождающие (кляксы, капли, линии, заканчивание чужих рисунков, рисование с ограничением времени, рисование с комментариями, рисование нерабочей рукой с закрытыми глазами и др.). Нетрадиционные техники рисования также снижают контроль сознания, ослабляют механизмы защиты, продуцируют спонтанность, свободу самовыражения, так как в них происходит снятие чувства ответственности за конечный результат и напряжение перед рисованием.

Предложения по новому использовать изобразительные материалы создают почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости от стереотипов, повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в обычный урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. 

Дети с ОВЗ, дети раннего возраста имеют свои особенности. Для них свойственна общая моторная недостаточность. В том числе страдает и мелкая моторика. Характерной чертой изобразительной деятельности детей  является произвольная цветовая гамма. Сам рисунок примитивен, упрощен и искажен. Изображение неполное, свойственна фрагментарность, отсутствует сюжет. Все вышеперечисленные особенности связаны с недоразвитием всех сторон познавательной сферы. Один из видов коррекции данных нарушений осуществляется путем «Изобразительного воздействия» на нарушенные и ослабленные функции детей.

В коррекционно-развивающей работе социального педагога с детьми раннего возраста, с детьми ОВЗ успешно применяются приемы рисования на «прозрачном мольберте».

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не сохнет.

Лучше рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть, где развернуться. За счет того, что краска на оргстекле не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам, изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Это только наброски, игра, где можно не нести ответственности за результат, так как результата как такового нет. Во время занятий ребенок не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний об уже сделанном, которое не изменить.

Описанный выше прием применяется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов, а также коррекции эмоционально-волевой сферы у детей. В процессе работы ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Также у детей происходит развитие речи. В ходе занятий развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. Рисование пальцами обостряет ощущения. Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Данная техника прекрасно подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты с взрослым, формирует умение действовать сообща, уступать или отстаивать позиции, договариваться. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на прозрачном мольберте. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. На занятиях  в ребенке открываются такие творческие возможности, о которых он ранее и не подозревал.

Занятия лучше начинать с игры или стихотворения. Взрослый может обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки. Занятия проводятся согласно возрастному ограничению во времени. Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия глазного напряжения.

Примеры занятий:

«Яблоня» - взрослый, ладошкой ребенка, оставляет след на прозрачном мольберте. Ребенок пальцем дорисовывает ствол и яблоки. Для усложнения задания, можно использовать на одном листе бумаги несколько видов деревьев (груша, зеленые яблоки и красные).

«Дорога» - взрослый рисует дорогу, а ребенок, с другой стороны прозрачного мольберта, обводит эту же линию.

«Магазин» - разнообразие товаров на прилавках магазина.

«Кухня» - используемая посуда, утварь.

Для облегчения работы (или ускорения создания сюжетной картинки), можно использовать наклейки. Это позволяет ребенку активно включаться в процесс совместного рисования.

Можно использовать для рисования на мольберте кисточки, пальцы, губки, штампы. Прозрачный мольберт прост в использовании, интересен детям. После завершения занятия ребенок уходит с положительными эмоциями и удовлетворением от  того, что «это сделал Я – все это мое!».

Список литературы:

1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006.

3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.

4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, 2002.

5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, системы занятий. - СПб: Речь, 2003.