Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5382919
Программа по воспитательной работы классного руководителя Программа развития классного коллектива «Выпускник».
Содержание - Статьи, доклады
10.09.2020 10:41

Стручкова Адёна Николаевна учитель английского языка, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Якутска» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО «город Якутск» Республики Саха (Якутия). 
Программа развития предназначена для классных руководителей старшего звена. Включает в себя принципы воспитательной деятельности, этапы реализации программы, информационную справку о классе, план воспитательной работы, тематику классных часов по направлениям.

 


 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «ВЫПУСКНИК»

Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень.

А.С.Макаренко

Паспорт программы

Наименование

Программа развития классного коллектива

Основания для разработки программы

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (от 07.02.2011 г. № 163-р)
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 04.02.2010г.)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).
  • Государственная программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»
  • Концепция
  • Образовательная программа МБОУ «Среднеколымская улусная гимназия им.Героя социалистического труда И.В.Волкова».

Заказчик программы

Администрация МБОУ «Среднеколымская улусная гимназия им.Героя социалистического труда И.В.Волкова»

Разработчик программы

Стручкова А.Н.- классный руководитель 10 класса МБОУ «Среднеколымская улусная гимназия им.Героя социалистического труда И.В.Волкова»

Ресурсы

Кадровые:

  • Педагог-психолог
  • Учителя-предметники
  • Классный руководитель
  • Библиотекарь
  • Педагоги дополнительного образования
  • Родительская общественность

Методические: электронные учебники, раздаточный материал, библиотечные ресурсы.

Цель программы

Саморазвитие и самореализация личности обучающихся, их успешная социализация в обществе.

Задачи программы

- воспитание высоконравственного и физически здорового человека, патриота своей Родины;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- формирование и развитие коллектива класса;

- воспитание у детей положительного отношения к общечеловеческим ценностям, к нормам коллективной жизни, законам государства, развития гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей;

- совершенствование условий для развития личности;

- формирование у учащихся умения самостоятельно найти дело, полезное обществу;

- воспитание желания бороться за своих друзей, помочь им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни.

Перечень приоритетных мероприятий

(направления)

- Предметные недели, олимпиады, научно-практические конференции, дистанционные олимпиады и конкурсы (СВОШ и др.);

- Спортивные соревнования, спартакиады (КСШ и др.)

- Конкурсы «Смотр песни и строя», «Колымский патриот», «Лучший ученик класса», «Будущий дипломат», «Лучший класс года» и др.

   - Акция ко Дню пожилых людей, субботники и др.

- Классные часы, анкетирование, диагностики, беседы, встречи;

Ожидаемые результаты

- выработка личной ответственности за собственное развитие;

- повышение уровня воспитанности;

- самораскрытие и самореализация личности;

- приобретение навыков общения;

- жизненное самоуправление.

 

Формы контроля за реализацией

Используются методики:

10 класс:

1)Самооценка (опросник)

2) Диагностическая методика «Урок физкультуры»

3) Диагностическая методика «Дом, в котором я живу»

4) Диагностика «Памятные даты в моей жизни»

5)Диагностика «Недописанный тезис»

6) Диагностика «Готовность к саморазвитию»

7) Диагностика «Мое состояние»

8) Диагностика «Социометрия»

11класс:

1) «Как у тебя с самооценкой»

2) «10 моих Я»

3) Методики изучения атмосферы в коллективе «Подарки»

4) Ассоциативный ряд

5) Диагностика «Незаконченный тезис»

6) Диагностическая методика «Фильм и моем классе»

7) Социометрия

8) Диагностика «Полемика с самим собой»

9) Уровень тревожности.

Анализ по итогам наблюдений.

Сроки реализации программы

2 года

Актуальность программы. Для современных десятиклассников, находящихся в условиях обновления содержания образования, важнейшим является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. А значит возникает необходимость в разработке программы- сопровождения для успешной адаптации и дальнейшего развития каждого учащегося.

Нравственные ценности (Принципы воспитательной деятельности):

Уважение территории другой личности. Каждый член коллектива сохраняет свою индивидуальность, задача коллектива помочь ему в этом или не мешать.

Коллектив создается через деятельность, через преодоление, через научение общаться, через испытание нравственностью.

Каждый член коллектива – лидер в своем деле.

Для коллектива нет большей радости, чем достижения каждого.

Коллектив – это когда придумали – вместе, сделали – вместе.

Коллектив хорош тогда, когда вследствие общения и совместных деятельностей все его участники становятся лучше.

Высшим проявлением коллективной состоятельности становятся желание поделиться своими знаниями, новостью, открытиями, мыслями с другими.

Коллектив – это когда не по указке сверху, а когда весело и бодро.

Этапы реализации программы.

I этап—информационно-аналитический (1 четверть 2014-15 учебного года)

Цель этапа: изучение особенностей коллективной психологии учащихся.

По результатам наблюдений, сбора информации формулируется

II этап—диагностический (2 четверть 2014-15 учебного года).

Цель этапа – углубленное психолого–педагогическое изучение учащихся, выявление индивидуальных особенностей.

III этап — коррекционно-развивающий (3-4 четверть 2014-15 учебного года, 2015-16 учебный год)

Цель этапа – разработка и реализация программы.

IVэтап - обобщающий (4 четверть 2015-16 учебного года)

Цель – анализ результатов работы.

I. Информационная справка о классе.

1. Качественная характеристика класса.

Классный коллектив был сформирован в 5 классе 2009-10 учебном году. В 10 классе в начале учебного года было 14 учащихся, в ноябре зачислен Слепцов Вася из Среднеколымской средней школы. Из них 4 девочки, 11 мальчиков. Все учащиеся 1998 г.р. 14 учащихся проживают в г.Среднеколымск, одна девочка Киприянова Л. из с.Хатынгнах, на время учебы проживает в пришкольном интернате. По итогам прошлого года было 6 хорошистов, что составило (40%). Государственную итоговую аттестацию сдали со следующими результатами:

Предмет

%успеваемости

%качества

1.

Математика

100 (86,6)

46,6 (40)

2.

Русский язык

100 (93)

80 (73)

3.

Информатика

100

75

4.

Химия

100

50

5.

Биология

100

0

6.

Физика

80

80

7.

Английский язык

100

100

По итогам изучения самооценки каждого учащегося и степени включенности их в жизнь класса можно сказать, что в классном коллективе есть дети, которые очень высоко себя оценивают (Кириллин В., Лаптев Т., Винокуров Максим, Третьякова Я.) и считают себя активными. И есть учащиеся с низкой самооценкой (Киприянова Л., Оконешникова Э., Винокуров Миша).

2. Социальная среда класса.

Система дополнительного образования для старшеклассников гимназии включает элективные курсы и занятия по профильным предметам, перечень которых определяется запросом учащихся и родителей. Выбрав для себя элективные курсы и предметы на профильном уровне, посещая их, учащиеся удовлетворяют свои интеллектуальные потребности. В гимназии также работает орган самоуправления - Школьный парламент. Из данного класса в нем состоят 3 учащихся (Дашевский С., Мышакин М., Третьяков Г.). Выполняя определенные обязанности, обучающиеся развивают свои организаторские способности и деловые качества.

На воспитательную ситуацию в развитии учащихся класса также оказывают влияние и культурные центры города – КДЦ «Кулума», ДШИ, ДЮЦ, ДЮСШ, где функционируют кружки и отделения, которые посещают учащиеся класса. Присутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города позволяет обеспечить удовлетворение эстетических и спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система гимназии и города в полной мере способствует реализации потенциала каждого учащегося.

3. Субъекты и источники социального заказа класса.

Деятельность классного руководителя осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально – профессиональный состав родителей учащихся класса.

Из 16 семей: полных-13, неполных-3

Ученическое самоуправление

Большую роль в становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциала.

В гимназии должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано играть участие детей в управлении своим коллективом.

Самоуправление предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

Ученическое самоуправление:

  • обеспечивает создание работоспособных органов воспитательного коллектива;
  • стимулирует общественную активность школьников;
  • развивает товарищеские взаимоотношение в коллективе;
  • приобщает ученический коллектив и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности;
  • способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЫПУСКНИК»

Этапы развития самоуправления и ученического коллектива:

1 этап: 10 класс 2014-15 учебный год

2 этап: 11 класс 2015-16 учебный год

Цель программы: саморазвитие и самореализация личности обучающихся, их успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

- воспитание высоконравственного и физически здорового человека, патриота своей Родины;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- формирование и развитие коллектива класса;

- воспитание у детей положительного отношения к общечеловеческим ценностям, к нормам коллективной жизни, законам государства, развития гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей;

- совершенствование условий для развития личности;

- формирование у учащихся умения самостоятельно найти дело, полезное обществу;

- воспитание желания бороться за своих друзей, помочь им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни.

Пояснительная записка.

Стратегия развития системы образования до 2020 года направлена на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России. Для современных десятиклассников, находящихся в условиях обновления содержания образования, важнейшим является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к системе деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями. Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как серьезный шаг к будущему виду деятельности. Здесь очень важно помочь школьникам сформировать цели обучения на ближайшие 2 года и помочь в проектировании дальнейшего жизненного пути. Таким образом, возникает необходимость в разработке программы, которая поможет классному руководителю занять педагогически целесообразную позицию в работе с коллективом, его членами и органами самоуправления, а, следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном коллективе.

Не малую роль в становлении школьника играет самоуправление в классном коллективе - это действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально значимых задач.

Функции классного коллектива - коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя – сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников – организаторская. Основой ученического самоуправления является общественное мнение, как метод педагогического стимулирования, который побуждает на общественно-полезную, творческую, активную деятельность. Метод здорового общественного мнения позволяет стимулировать все положительное в жизни коллектива и преодолевать негативное явление.

Ожидаемые результаты:

  • выработка личной ответственности за собственное развитие;
  • повышение уровня воспитанности;
  • самораскрытие и самореализация личности;
  • приобретение навыков общения;
  • жизненное самоуправление.

Заповеди класса:

  • Трудно одному – под силу всем вместе;
  • Доброе дело дороже богатства;
  • Каждое дело творчески, иначе – зачем; 
  • Не бросай друга в беде;
  • Поступками и делами украшай жизнь; 

Основные направления развития ученического коллектива:

1.Нравственное воспитание.

2.Я и моя Родина.

3.Интеллект.

4.Воспитание семейной культуры.

5.Здоровье и спорт.

6.Самоопределение и выбор профессии.

 

1. НАПРАВЛЕНИЕ. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: формирование активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела.

Месяц

1-й год реализации программы

2-й год реализации программы

Сентябрь

Анкетирование Диагностическая методика «Урок физкультуры»

Диагностика «Как у тебя с самооценкой»

Сентябрь

Беседа об Единых требованиях к учащимся гимназии.

Беседа о Правилах поведения в гимназии.

Октябрь

Участие в мероприятиях ко Дню Учителя.

Участие в мероприятиях ко Дню Учителя.

Октябрь

Участие в акции ко Дню пожилых людей.

Участие в акции ко Дню пожилых людей.

Октябрь

Анкетирование «Дом, в котором я живу»

Диагностика «Полемика с самим собой».

Ноябрь

Участие в мероприятиях ко Дню Матери.

Участие в мероприятиях ко Дню Матери.

Декабрь

Участие в мероприятиях к Новому году.

Организация мероприятий к Новому году.

Январь

Диагностика «Памятные даты в моей жизни»

Диагностика «Фильм о моем классе»

Январь

Классный час «Мораль и право -дороги ведущие к человечности».

 

Беседа «Социально опасные преступления молодежи».

 

Февраль

Участие в мероприятиях к 23 Февраля.

Участие в мероприятиях к 23 Февраля.

Март

Участие в мероприятиях к 8 Марта.

Участие в мероприятиях к 8 Марта.

Апрель

Диагностика «Полемика самим с собой».

Диагностика «Незаконченный тезис»

В теч.года

Изучение уровня воспитанности класса (методика диагностических программ, разработанная Н.П.Капустиным, М.И.Шиловой)

Изучение уровня воспитанности класса (методика диагностических программ, разработанная Н.П.Капустиным, М.И.Шиловой)

Ведение экрана участия класса в мероприятиях. (классный уголок)

 

2. НАПРАВЛЕНИЕ. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: развитие самоуправления, научить понимать соотношение внутренней и внешней политики государства; воспитывать интерес к истории и традициям гимназии; научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

Месяц

1-й год реализации программы

2-й год реализации программы

Сентябрь

Классный час «Сталинградская битва»

Классный час «ГТО. Возрождение традиций».

Классный час «Выбор актива класса».

 

Классный час «Выбор актива класса». Отчет о работе класса за предыдущий год.

Сентябрь

Участие в митинге 73-годовщине начала ВОВ

Классный час «Правила дорожного движения».

Октябрь

Классный час «Блокадный Ленинград»

Классный час «Подготовка к неделе осени»

Декабрь-январь

Подготовка ко Дню защитников Отечества: смотр Песни и строя, выпуск стенгазеты.

Подготовка ко Дню защитников Отечества: смотр Песни и строя, выпуск стенгазеты.

Февраль

Участие в торжественных мероприятиях к 10-летнему юбилею гимназии.

Участие в торжественных мероприятиях ко Дню рождения гимназии.

Март

Подготовка к участию в улусном военизированном конкурсе «Колымский патриот»

Подготовка к участию в улусном военизированном конкурсе «Колымский патриот»

Апрель-май

Встреча с ветеранами тыла.

Встреча с ветеранами тыла.

Апрель-май

Подготовка ко Дню Победы: выпуск стенгазет, участие в конкурсе рисунков, фотографий, сочинений.

Подготовка ко Дню Победы: выпуск стенгазет, участие в конкурсе рисунков, фотографий, сочинений.

 

3. НАПРАВЛЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

Основные задачи: совершенствование интеллектуальных способностей, мотивация на повышение качества обучения, развитие умений мониторинга собственного роста.

Месяц

1-й год реализации программы

2-й год реализации программы

Сентябрь

Индивидуальное собеседование по формированию ИУП

Индивидуальное собеседование по формированию ИУП.

Сентябрь

Подготовка к предметным олимпиадам ВОШ, СВОШ.

Подготовка к предметным олимпиадам ВОШ, СВОШ.

Октябрь

 

Классный час «ЕГЭ- это не страшно!»

Декабрь

Классный час «Научи себя учиться»

Классный час «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить!»

Подведение итогов: рейтинг учебной деятельности в классе за 1 полугодие.

Февраль

Привлечение к участию в улусном конкурсе «Будущий дипломат».

Привлечение к участию в улусном конкурсе «Будущий дипломат».

В теч. года

Участие в интеллектуальных конкурсах и играх различного уровня.

Участие в интеллектуальных конкурсах и играх различного уровня.

В конце каждого

полугодия

Рейтинг учебной деятельности среди учащихся класса по полугодиям.

Рейтинг учебной деятельности среди учащихся класса по полугодиям.

В теч.года

Участие в предметных неделях.

Участие в предметных неделях.

Май

Мини-конкурс «Лучший ученик класса».

Мини-конкурс «Лучший ученик класса».

В теч.года

Ведение дневника достижений класса.

Ведение дневника достижений класса.

В теч.года

Вовлечение к участию в научно-практической конференции «Колымский исследователь»

Вовлечение к участию в научно-практической конференции «Колымский исследователь»

 

4. НАПРАВЛЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Основные задачи: формировать систему ценностных семейных ориентаций.

Месяц

1-й год реализации программы

2-й год реализации программы

В теч.года

Посещение учащихся на дому.

Посещение учащихся на дому.

Сентябрь

Составление социального паспорта класса.

Составление социального паспорта класса.

Сентябрь

Согласование с родителями ИУП учащихся.

Согласование с родителями ИУП учащихся.

Март

Анкета «Традиции в семье»

По плану классного руководителя.

Один раз в четверть

Родительские собрания

Родительские собрания

В теч.года

Мероприятия для родителей

Мероприятия для родителей

В теч.года

Привлечение к участию на общешкольных родительских всеобучах.

Привлечение к участию на общешкольных родительских всеобучах.

По мере необходимости

Индивидуальные беседы с родителями и детьми о воспитании.

Индивидуальные беседы с родителями и детьми о воспитании.

 

5. НАПРАВЛЕНИЕ. ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ.

Основные задачи: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, просвещение школьников в области формирования здорового образа жизни.

Месяц

1-й год реализации программы

2-й год реализации программы

Сентябрь

Участие в легкоатлетическом забеге «Кросс наций»

Классный час «Имя беды -наркомания».

Участие в легкоатлетическом забеге «Кросс наций».

Октябрь

Классный час «Юношеский возраст: особенности и трудности»

Классный час по плану классного руководителя.

Ноябрь

Анкетирование «Самооценка».

Взаимоотношения мужчины и женщины.

Методика «Мое состояние».

Декабрь

Беседа о вреде наркотиков и спайсов (spice).

Встреча с врачами «Твое здоровье- в твоих руках».

По плану классного руководителя.

Январь

Классный час «Хорошее здоровье- счастливое будущее»

Классный час «Боремся со стрессом»

Март-апрель

Участие в комплексной спартакиаде школьников улуса.

Участие в комплексной спартакиаде школьников улуса.

В теч.года

Привлечение учащихся в спортивные секции.

Привлечение учащихся в спортивные секции.

По отдел. плану

Участие в предметной неделе физкультуры и ОБЖ, в неделе здоровья.

Участие в предметной неделе физкультуры и ОБЖ, в неделе здоровья.

 

6. НАПРАВЛЕНИЕ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Основные задачи: формирование осознанного выбора будущей профессии учащихся, помочь осознать свое «Я».

Месяц

1-й год реализации программы

2-й год реализации программы

В теч.года

Наблюдение за адаптацией учащихся.

Наблюдение за адаптацией учащихся 10 классов.

Сентябрь

Индивидуальное собеседование по формированию ИУП

Индивидуальное собеседование по формированию ИУП

Октябрь

«Социометрия» Дж. Морено
(социологический опрос).
Цель: изучение межличностных отношений в классных коллективах

Методика изучения атмосферы в коллективе «Подарки».

По плану психолога

Психолого – педагогическое исследование и анкетирование учащихся.

Психолого – педагогическое исследование и анкетирование учащихся.

В теч.года

Собеседования с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом.

Собеседования с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом.

В теч.года

Сопровождение профильного обучения.

Сопровождение профильного обучения.

В теч.года

Собеседования с педагогом доп.образования по профориентации Лаптевой Е.И.

Собеседования с педагогом доп.образования по профориентации Лаптевой Е.И.

Ноябрь

Классный час-встреча с выпускниками СВФУ и других учебных заведений.

Классный час-встреча с выпускниками СВФУ и других учебных заведений.

Ноябрь

Изучение индивидуальных психологических типов учащихся.

Изучение индивидуальных психологических типов учащихся.

Декабрь

Встречи со специалистами разных сфер.

Диагностика «Готовность к саморазвитию».

Декабрь

«Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности» Айзенка
Цель: выявить индивидуальные особенности характера ученика и стратегию воспитательной работы с ним.

Встречи со специалистами разных сфер.

Январь

«Учебная мотивация» Г.А.Карповой (цель- выявление ведущих тенденций в сфере учебной мотивации учащихся, имеющихся на момент среза проблем и отслеживания динамики изменений в данной сфере
учебно — воспитательной работы.)

 

В теч.года

Групповая и индивидуальная коррекционно — развивающая работа

Групповая и индивидуальная коррекционно — развивающая работа

 

Методики оценки воспитательного процесса:

1.Через методики изучения классного коллектива.

2.Через методики изучения психологических особенностей учащихся.

3.Через методики изучения личностного роста.

4.Через достижения класса.

5.Через достижения каждого учащегося.

6.Через индивидуальный маршрут учащегося.