Программа по воспитательной работы классного руководителя Программа развития классного коллектива «Выпускник». |
Содержание - Статьи, доклады | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.09.2020 10:41 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стручкова Адёна Николаевна учитель английского языка, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Якутска» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО «город Якутск» Республики Саха (Якутия).
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «ВЫПУСКНИК» Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень. А.С.Макаренко Паспорт программы
Актуальность программы. Для современных десятиклассников, находящихся в условиях обновления содержания образования, важнейшим является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. А значит возникает необходимость в разработке программы- сопровождения для успешной адаптации и дальнейшего развития каждого учащегося. Нравственные ценности (Принципы воспитательной деятельности): Уважение территории другой личности. Каждый член коллектива сохраняет свою индивидуальность, задача коллектива помочь ему в этом или не мешать. Коллектив создается через деятельность, через преодоление, через научение общаться, через испытание нравственностью. Каждый член коллектива – лидер в своем деле. Для коллектива нет большей радости, чем достижения каждого. Коллектив – это когда придумали – вместе, сделали – вместе. Коллектив хорош тогда, когда вследствие общения и совместных деятельностей все его участники становятся лучше. Высшим проявлением коллективной состоятельности становятся желание поделиться своими знаниями, новостью, открытиями, мыслями с другими. Коллектив – это когда не по указке сверху, а когда весело и бодро. Этапы реализации программы. I этап—информационно-аналитический (1 четверть 2014-15 учебного года) Цель этапа: изучение особенностей коллективной психологии учащихся. По результатам наблюдений, сбора информации формулируется II этап—диагностический (2 четверть 2014-15 учебного года). Цель этапа – углубленное психолого–педагогическое изучение учащихся, выявление индивидуальных особенностей. III этап — коррекционно-развивающий (3-4 четверть 2014-15 учебного года, 2015-16 учебный год) Цель этапа – разработка и реализация программы. IVэтап - обобщающий (4 четверть 2015-16 учебного года) Цель – анализ результатов работы. I. Информационная справка о классе. 1. Качественная характеристика класса. Классный коллектив был сформирован в 5 классе 2009-10 учебном году. В 10 классе в начале учебного года было 14 учащихся, в ноябре зачислен Слепцов Вася из Среднеколымской средней школы. Из них 4 девочки, 11 мальчиков. Все учащиеся 1998 г.р. 14 учащихся проживают в г.Среднеколымск, одна девочка Киприянова Л. из с.Хатынгнах, на время учебы проживает в пришкольном интернате. По итогам прошлого года было 6 хорошистов, что составило (40%). Государственную итоговую аттестацию сдали со следующими результатами:
По итогам изучения самооценки каждого учащегося и степени включенности их в жизнь класса можно сказать, что в классном коллективе есть дети, которые очень высоко себя оценивают (Кириллин В., Лаптев Т., Винокуров Максим, Третьякова Я.) и считают себя активными. И есть учащиеся с низкой самооценкой (Киприянова Л., Оконешникова Э., Винокуров Миша). 2. Социальная среда класса. Система дополнительного образования для старшеклассников гимназии включает элективные курсы и занятия по профильным предметам, перечень которых определяется запросом учащихся и родителей. Выбрав для себя элективные курсы и предметы на профильном уровне, посещая их, учащиеся удовлетворяют свои интеллектуальные потребности. В гимназии также работает орган самоуправления - Школьный парламент. Из данного класса в нем состоят 3 учащихся (Дашевский С., Мышакин М., Третьяков Г.). Выполняя определенные обязанности, обучающиеся развивают свои организаторские способности и деловые качества. На воспитательную ситуацию в развитии учащихся класса также оказывают влияние и культурные центры города – КДЦ «Кулума», ДШИ, ДЮЦ, ДЮСШ, где функционируют кружки и отделения, которые посещают учащиеся класса. Присутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города позволяет обеспечить удовлетворение эстетических и спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система гимназии и города в полной мере способствует реализации потенциала каждого учащегося. 3. Субъекты и источники социального заказа класса. Деятельность классного руководителя осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально – профессиональный состав родителей учащихся класса. Из 16 семей: полных-13, неполных-3 Ученическое самоуправление Большую роль в становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциала. В гимназии должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано играть участие детей в управлении своим коллективом. Самоуправление предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Ученическое самоуправление:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЫПУСКНИК» Этапы развития самоуправления и ученического коллектива: 1 этап: 10 класс 2014-15 учебный год 2 этап: 11 класс 2015-16 учебный год Цель программы: саморазвитие и самореализация личности обучающихся, их успешной социализации в обществе. Задачи программы: - воспитание высоконравственного и физически здорового человека, патриота своей Родины; - формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; - формирование и развитие коллектива класса; - воспитание у детей положительного отношения к общечеловеческим ценностям, к нормам коллективной жизни, законам государства, развития гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей; - совершенствование условий для развития личности; - формирование у учащихся умения самостоятельно найти дело, полезное обществу; - воспитание желания бороться за своих друзей, помочь им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям; - создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; - формирование здорового образа жизни. Пояснительная записка. Стратегия развития системы образования до 2020 года направлена на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России. Для современных десятиклассников, находящихся в условиях обновления содержания образования, важнейшим является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к системе деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями. Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как серьезный шаг к будущему виду деятельности. Здесь очень важно помочь школьникам сформировать цели обучения на ближайшие 2 года и помочь в проектировании дальнейшего жизненного пути. Таким образом, возникает необходимость в разработке программы, которая поможет классному руководителю занять педагогически целесообразную позицию в работе с коллективом, его членами и органами самоуправления, а, следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном коллективе. Не малую роль в становлении школьника играет самоуправление в классном коллективе - это действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально значимых задач. Функции классного коллектива - коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя – сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников – организаторская. Основой ученического самоуправления является общественное мнение, как метод педагогического стимулирования, который побуждает на общественно-полезную, творческую, активную деятельность. Метод здорового общественного мнения позволяет стимулировать все положительное в жизни коллектива и преодолевать негативное явление. Ожидаемые результаты:
Заповеди класса:
Основные направления развития ученического коллектива: 1.Нравственное воспитание. 2.Я и моя Родина. 3.Интеллект. 4.Воспитание семейной культуры. 5.Здоровье и спорт. 6.Самоопределение и выбор профессии.
1. НАПРАВЛЕНИЕ. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Основные задачи: формирование активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела.
2. НАПРАВЛЕНИЕ. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Основные задачи: развитие самоуправления, научить понимать соотношение внутренней и внешней политики государства; воспитывать интерес к истории и традициям гимназии; научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.
3. НАПРАВЛЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ Основные задачи: совершенствование интеллектуальных способностей, мотивация на повышение качества обучения, развитие умений мониторинга собственного роста.
4. НАПРАВЛЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ. Основные задачи: формировать систему ценностных семейных ориентаций.
5. НАПРАВЛЕНИЕ. ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ. Основные задачи: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, просвещение школьников в области формирования здорового образа жизни.
6. НАПРАВЛЕНИЕ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ. Основные задачи: формирование осознанного выбора будущей профессии учащихся, помочь осознать свое «Я».
Методики оценки воспитательного процесса: 1.Через методики изучения классного коллектива. 2.Через методики изучения психологических особенностей учащихся. 3.Через методики изучения личностного роста. 4.Через достижения класса. 5.Через достижения каждого учащегося. 6.Через индивидуальный маршрут учащегося. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».