Воспитание детей в хакасской семье |
Содержание - Статьи, доклады |
08.10.2020 05:54 |
Топоева Алефтина Дмитриевна, учитель математики, Бельтирская ООШ - филиал МБОУ Калининская СОШ, Республика Хакасия, Район Аскизский, село Аскиз. Воспитание детей в хакасской семье Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, т.к. там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и правила воспитания, выбранные народной педагогикой, проверены временем. Обратимся к словам Г.Н.Волкова: «Национальная традиция воспитания практически является главным условием и национального возрождения, и возрождения любых национальных традиций… Нужно припасть к своим корням, а корни наши переплетены, и эти корни – опора и надежда наша, а может быть, и спасение. Без национальных корней, без этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе…» Большей частью в современных семьях родители озабочены тем, чтобы ребенок больше знал основы наук, а каков его внутренний мир, как он воспринимает окружающих его близких людей, каково его отношение к ним, к окружающей его природной среде, их мало волнует. Игнорирование традиций воспитания, отрыв от родной земли, тяга к цивилизации – желание жить по-новому – приводит ко многим трагедиям в среде молодежи. Таким образом, необходимость возрождения традиций воспитания в современных условиях востребована обществом в связи с падением нравственности, духовных ценностей молодежи, во многих случаях – взрослых и школьников. Многие навыки по воспитанию детей прививались через систему запретов. В силу сложившихся традиций они легко запоминались и становились основой привычек, укоренившихся в быту на всю жизнь. Со стола убрать посуду вовремя и на ночь не оставлять, нечистая сила ест, пьет после нас, а утром опять мы едим из этой посуды (привитие навыков соблюдения чистоты). По столу нельзя стучать ни дома, ни в гостях – считалось, стол кормит всю семью, может стать, что на столе нечего будет кушать. Воду в емкостях надо обязательно закрыть, считалось что, что то плохое попадет в воду и можно заболеть. Нельзя оставлять постель неприбранной: злой дух может лечь на твое место, на котором ты спал (привитие аккуратности и соблюдения порядка); Плохое нельзя говорить о других, через некоторое время оно обернется к тебе или к самым слабо защищенным родственникам, часто к детям (воспитание терпимости, уважительного отношения к людям, привитие навыков общежития); Волосы и ногти нельзя стричь вечером или ночью, считалось что душа в это время находится в этих местах, можешь состричь душу; нельзя выливать грязную воду после мытья полов после захода солнца: выльешь вместе счастье (воспитание привычки делать все вовремя). Большое внимание в семье хакасов уделяется воспитанию скромности и терпимости. Скромность считается одним из достоинств человека, в особенности девушки, женщины. Ценятся также такие качества, как доброта и милосердие, прежде всего по отношению к родным и близким, любовь и привязанность к родным местам, окружающему миру. Особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Они не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Старшие дети в семье рассудительны, немногословны, хорошие примеры для подражания. Семья имеет воздействие на человека на протяжении всей жизни. От семьи исходит нравственная атмосфера, которой регулируется общение, поведение, отношения членов семьи. Моральная ценность семьи складывается из этических традиционных ценностей. Особую роль играют родители в развитии взаимного уважения и положительного отношения детей к образованию. Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…» Педагогам, ответственным за современное образование и воспитание молодого поколения, надо прививать детям любовь ко всему национальному, воспитать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие народные традиции - это важнейшая задача всего общества. Список литературы 1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986. 2. Никольская Л.А.Хакасия.Абакан.1968. 3. Волков В.Г. Этнопедагогика Москва 1978. 4. Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность. Абакан 2008. 5. Информаторы: Кокова М.Ф. с.Аскиз 2008 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».