Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7426187
Развитие одарённости учащихся на основе их познавательных интересов через уроки и внеурочную деятельность
Содержание - Статьи, доклады

Султрекова Антонина Михайловна, учитель биологии МБОУ Калининская СОШ. 
Данный материал предназначен и может быть использован в воспитательных целях.

 


 

Развитие одарённости учащихся на основе их познавательных интересов через уроки и внеурочную деятельность

Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду. Помочь сформировать личность ребенка, способствовать развитию его творческих способностей и самостоятельности в этом и заключается главная функция учителя.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Как учитель, имеющий большой опыт я понимаю, что в основе развития творческих способностей учащихся лежите его интерес к предмету. Нет интереса – нет творчества и успеха. Интерес это движущая сила обучения и развития. Биология – одна из самых увлекательных наук в школе. Изучать биологию одновременно очень сложно и интересно. Сложность заключается в том, что необходимо познать большое количество теоретического материала накопленного огромным количеством предшествующих поколений, а интересно когда сам открываешь новое в ходе исследовательской работы и постановки эксперимента. Развитие одарённости через исследование. Вопросов для практического познания множество. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой. Биология – наука будущего. Она призвана своими открытиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе и необходимости соблюдения ее законов.

Любой ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть" или сотворить своими руками. Развитие способностей учащихся должно проходить через уроки и внеклассные занятия.

При проведении мини проектов можно выделить учащихся, которые способны грамотно с логической обоснованностью предсказать результаты своей работы. Таким ученикам предлагаются более сложные и продолжительные по времени исследования - проекты. Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, то есть, деятельность учащихся от идеи до завершения проекта. При работе над проектом ребенок рассматривает свою проблему многогранно со всех сторон и прослеживает на протяжении нескольких лет.

1. Очень важную роль в развитии познавательных интересов и творческих способностей учащихся играет научно-исследовательская работа. Именно она способствует развитию логического мышления, самостоятельности, умения пользоваться научной литературой, овладению доступными научными знаниями, методикой исследования, развитию художественных качеств. Научная деятельность всегда связана с интеграциями знаний и умений. Это можно представить в следующей логической последовательности.

а) Интеграция знаний в рамках одной учебной дисциплины, установлений взаимосвязи между темами и разделами курса биологии или химии.

Тема: «Агрокиллер против бодяк полевого» выполненной ученицей 10 класса Кутуковой Алиной.

б) Взаимосвязь биохимических знаний с реальными проблемами окружающего мира. В данном разделе изучается влияние техногенных факторов на окружающую среду.

Тема: «Я за чистое село», выполненная Какаяковой Дианой ученицей 9 класса.

в) Взаимосвязь знаний из различных школьных дисциплин. В данном случае имеется в виду комплекс межпредметных знаний, которые необходимы для решения поставленных перед учеником задач.

Тема: «Сортоиспытание свеклы», выполненную ученицей 9 класса Какаяковой Дианой. Использование интеграции позволит учащимся глубоко изучать и лучше понимать предмет в тесной взаимосвязи с другими науками. Она позволит каждому обучающему рассматривать изучаемые явления не в отрыве друг от друга, а как части единого целого. Именно интеграция сможет вывести обучающих на новую качественную ступень знаний в современных условиях.

Интеграция естественных наук способствует:

  • Развитию логического мышления
  • Развитию абстрактного мышления
  • Умение анализировать и сравнивать
  • Осуществлять синтез и анализ
  • Высказывать гипотезы и предположения
  • Моделировать и структурировать
  • Развивать творческое мышление

Результатом работы научного общества является выход учащихся на научно - практическую конференцию. Для этого формируются следующие компетенции:

  • Свободное владение текстом доклада;
  • Знать и правильно оперировать научными терминами и понятиями;
  • Умело и доступно излагать результаты собственных исследований;
  • Объяснить причину выбора данной темы и доказать ее актуальность;
  • Иметь хорошую наглядность;
  • При подготовке наглядности у ребят проявляются творческие способности и художественный вкус.

       2. Интеллектуальному развитию учащихся способствует технология проектирования

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, то есть, деятельность, от идеи до завершения проекта.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность ребятам объединиться по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, отстаивание своих идей и доброжелательность при всех обстоятельствах. Частично работа может выполняться дома с помощью родителей, что способствует взаимопониманию, доверительным отношениям и сплоченности в семье. При работе над проектом ребенок рассматривает свою проблему многогранно со всех сторон и прослеживает на протяжении нескольких лет.

Выбор темы предлагается, исходя из интересов ребят, на основании их информационного запроса. Это должно отвечать следующим требованиям: актуальность, научность и доступность, наличие эксперимента. Проект может осуществляться индивидуально или группой ребят, как на уроках так и внеклассных занятиях но, тем не менее, каждая работа, выполненная учеником, представляет звено в единой цепи исследования поставленной проблемы.

С проектом «Чудо на окне» на НОУ выступила ученица 5 класса Свиридова Елизавета.

Чтобы работа имела хороший конечный результат, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Во время работы ученик должен как можно полнее реализовать свои потребности, показать направление своих действий и, что самое главное, необходимо создать ему такие условия, чтобы он раскрылся как личность со всех сторон.

За последние два года победителями и призёрами НОУ стали:

  • Муниципальный уровень – 5 учащихся.

3. Достаточное количество времени уделяю внеклассной работе по подготовке к олимпиадам разного уровня. Начинаем с микроскопии это умение работать с микроскопом и микропрепаратами. Затем работаем с определителями и гербариями, а затем переходим к разбору сложных заданий. В подготовке много внимания уделяется самопознанию чтению учебников разных авторов, энциклопедией, использование электронных ресурсов и других учебных пособий. При подготовке к олимпиадам у учащихся формируются точность в расчетах, наблюдательность, умение пользоваться справочной литературой, определителем, микроскопом. У ребят развивается терпение, логическое мышление и предвидение своих результатов.

В течении двух лет учащиеся систематически становятся победителями и призёрами олимпиад по биологии различных уровней.

  • Муниципальный уровень – 4 учащихся.

Процесс взаимосвязи и взаимопроникновения, знаний и умений можно представить в следующей логической последовательности - занятия НОУ способствуют углублению знаний необходимых для успешного участия в олимпиадном движении, а подготовка к олимпиадам не может не отразиться на результат сдачи ОГЭ и ЕГЭ, поэтому естественно стремление учителя разнообразить формы контроля, приближать его к тем, которые используются на государственном уровне.

4.Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ- это длительная и кропотливая работа учителя тесно связана с развитием одарённости.

Такая деятельность осуществляется на консультациях это ещё одно направление работы учителя.Тестирование как форма экзамена требует предварительной подготовки, поэтому тестовые технологии в систему обучения ввожу с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Тесты формируют соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяют мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.

Современная школа должна создать такие условия, при которых у школьника будет развиваться следующие качества, как способность самостоятельно решать познавательные проблемы путем активизации самостоятельной деятельности, что неуклонно приведёт к развитию его умственных и творческих способностей. Активность в процессе обучения возникает в том случае, когда интересы ученика совпадают с программным обеспечением. Такое сочетание: совпадение интересов с процессом обучения в полном объеме должно предоставить профильное образование.

Профильное образование - это система знаний, направленная на повышение, познавательных интересов учащихся, способствующих глубокому изучению, теоретического материала и отработки   практических навыков, обеспечивающихуспешное поступление выпускников в высшие учебные заведения.

Профильное обучение развивает:

  • Высокий познавательный интерес ученика к предмету;
  • Высокий уровень творческой и умственной активности;
  • Умение учеником осуществлять межпредметные связи;
  • Использование экспериментальной работы.

Систематическая работа по развитию одарённости дает для учащихся.

  • Развитие познавательного интерес к предмету.
  • Способствует развитию памяти, мышления, наблюдательности речи.
  • Развивает трудолюбие и коммуникабельность.
  • Общение с людьми способствует развитию умения выступать на аудиторию.
  • Помогает видеть многогранность и сложность окружающего мира.

В результате самостоятельной творческой работы ученик не только решает образовательные и развивающие задачи, но и раскрывается как многогранная самореализующаяся личность, которая сделала для себя открытие своих возможностей. Отдельные ребята способны на основании собственных исследований выдвинуть свои теории, гипотезы по изучению интересующих их проблем.