Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс в процессе социализации школьника |
Содержание - Статьи, доклады |
08.11.2021 09:41 |
Ощепкова Татьяна Викторовна, учитель английского языка МБОУ СО школа п. Уральский, Нытвенского района, Пермского края.
Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс в процессе социализации школьника Добрая школа -это хорошо, Умная школа -это великолепно, Но ребёнок должен быть ещё и Подготовлен к жизни. Д. Дьюи
Проблема социализации в современном мире является одной из самых актуальных проблем современного мира. В соответствии с современной государственной политики выпускник школы должен обладать набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой. в информационной и коммуникативных сферах жизни. Это вызвано тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда зависит от его способностей и умений приобретать и развивать навыки, анализировать. критически мыслить, быть готовым к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию, быть гибким в легко меняющихся социально-экономических условиях, одним словом, легко адаптироваться к любым условиям. Одна из главных целей общеобразовательной школы -подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, создать условия для развития всех ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию выпускника в будущем. От уровня развития всех этих компетенций зависит процесс социализации человека в обществе. Достижения им социальной зрелости. Что же такое социализация? Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду, через овладение её социальными нормами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Данный процесс неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Процесс социализации можно представить как последовательность разрешения, возникающих перед личностью жизненно-социальных проблем и присвоение опыта в достижении определенных целей. Исходя из этого обучение и воспитание — есть управляемый и целенаправленный процесс социализации личности. Социализация в школе имеет несколько видов. Социально -педагогическое партнёрство, которое подразумевает содружество семьи и общеобразовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и отвечают в равной степени за качество результата. Социальное партнёрство - это система взаимоотношений общеобразовательного учреждения и других субъектов (общественных, производственных, культурных), которые ориентированы на достижение общих целей в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения. Социальные практики - образовательная деятельность, направленная на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия. В нашей школе социальная практика имеет следующие направления: - самоуправление - участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы; - волонтёрская деятельность - участие в акциях, социально-значимых делах: конкретное проявление заботы об инвалидах, ветеранах, младших; - интеллектуальное творчество - участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, создание собственного интеллектуального продукта - социальные пробы - приобретения опыта работы в качестве учителя в день самоуправления, члена жюри на конкурсах, ведущего мероприятий и т.д. Социальная практика — это образовательная деятельность, направленная на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения. Получение социального опыта. Социальная практика учит выстраивать деловое общение, видеть социальные проблемы, научиться вступать в деловые отношения с частными лицами и организациями, например, в поисках рабочего места, научиться кооперироваться с другими и делать совместное дело, ставить цели, определять средства осуществления, анализировать результаты. Социальные практики – это деятельность. Значит, у ребенка есть цели и мотивы деятельности, есть самостоятельные действия, направленные на достижения результата, есть рефлексия деятельности. Ежегодно при планировании работы школы обучающиеся предлагают свои интересные идеи, проекты, например: акция «Чистый берег», акция «Уборка снега на площадках детских садов», «Шефская помощь детям детских садов» (чистим доски от пластилина, точим карандаши, шьем одежду для кукол, помогаем проводить занятия и др.), акция «День добрых и полезных дел», «Шефская помощь младшим школьникам» (обертываем учебники и тетради, делаем закладки, помогаем проводить классные часы и праздники), ежегодная акция «Бессмертный полк», концерты для людей с ограниченными возможностями здоровья общества «Надежда», концерты для отдыхающих санатория-профилактория, адресная помощь инвалидам-взрослым, побелка памятников и др. Ежегодно дети при являются организаторами и участниками более 20 волонтерских дел и проектов. Основной результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Школьники начинают ценить и принимать базовые ценности: добро, зло, семья, Родина, друг и др. Формируется уважение к старшим, семье, любовь к родителям Учатся планировать, ставить цели, оценивать свою деятельность под руководством классного руководителя. Получают элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве, о правах и обязанностях граждан РФ Получают элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве, о правах и обязанностях граждан РФ Практика показывает, что наиболее успешно проходят социально значимые дела, если они хорошо продуманы и в их реализацию вовлечены родители. Социальные практики – это воспитательный ресурс, социальная деятельность, в результате которой формируется социальная компетентность, то есть система социальных навыков и умений взаимодействия, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением, принимать решения и приобретать социальный опыт.
Библиографический список 1. Социальные практики как образовательный ресурс //Педагогическое обозрение, 2015№9. 2. Огурцова А.В. Специфика лидерства в волонтёрской сфере // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3078 (дата обращения: 02.10.2018). 3. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение.2012 № 2. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».