Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7950307
«Эффективные способы развития одаренности ребенка», статья
Содержание - Статьи, доклады
22.09.2023 04:43

Кандалина Людмила Геннадьевна, учитель английского языка МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3», Республики Татарстан.
В статье описывается использование эффективных образовательных методик для повышения качества знания учащихся. Особое внимание обращается  на создание эффективной образовательной среды, в которой учащиеся могут достичь не только высоких результатов в учении, но и развить свои потенциальные возможности (Для учителей.)

 

Эффективные способы развития одаренности ребенка

«Таланты редки, и их надо беречь и сохранять,

в них настоящая живая сила нации»

В.Вернадский

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.          

Одаренный ребенок, по определению профессора А.С. Обухова – это ребенок, отличающийся в развитии от других детей включенностью и увлеченностью какими-то видами деятельности и продуктивностью в них.

По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

  • ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
  • требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и организованной.

В этой связи, выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.

Главной целью работы с одаренными детьми является создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Осознавая значимость данного направления, мы определили задачи:

  • создание условий для развития и реализации потенциальных лингвистических способностей одаренных детей;
  • проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • максимальное развитие лингвистических способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей, совершенствования традиционных и внедрения в процесс обучения новых педагогических технологий.

Максимальное развитие лингвистических способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей – это то, к чему мы стремимся и над чем мы работаем.

Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального лингвистического развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием для этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности, а также система работы с одаренными детьми.

Это большая удача выявить не просто способных детей, а лингвистически одаренных! Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на ином языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».

Нужно ли развивать вспомогательные способности ребенка – память, внимание, воображение, чтобы помочь ребенку не потерять свою одаренность, а напротив развить ее и усовершенствовать?

Да, наша задача, как педагогов - поддержать ребенка и развить его индивидуальные лингвистические способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы. И большое значение имеет при этом - память.

Память - последовательная работа психических процессов – восприятия, сохранения, узнавания и воспроизведения. И только один из этих процессов не контролируется ребенком. Это процесс сохранения информации. Научив ребенка приемам сохранения информации, мы можем способствовать развитию одаренности ребенка. Все мы хотим использовать наши природные способности по максимуму. Успевать все, запоминать больше, пользоваться информацией быстро и четко.

Обучение английскому языку требует от учителя постоянного усовершенствования  и поиска более продуктивных методов и стратегий обучения, соответствующих требованиям современного общества и особенностям современных детей.

Существуют разнообразные техники для совершенствования процесса сохранения информации развития памяти. Одной из таких техник является мнемотехника.

Метод мнемотехники основан на знании психологии. Память человека устроена таким образом, что для считывания и обработки информации используют все доступные ресурсы – зрительные образы, звуковые образы, ассоциативные ряды. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем, припоминая по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Сами мнемотехнические приемы в большинстве своем универсальны, но не во всех возрастах мышление ребенка к ним приспособлено. Всегда можно подобрать подходящие приемы и адаптировать под достигнутый ребенком уровень развития.

В младшем возрасте для развития и совершенствования памяти используются мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Используя эти приемы, можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

Различные методы по запоминанию слов, выражений английского языка позволяют не только значительно увеличить объем запоминаемого материала, но и заинтересовать ребенка, пробуждать его воображение, усиливать его желание к дальнейшему продвижению в изучении английского языка. Но как конкретно применять их на практике?

Суть методов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется.

Хочется сказать, что наша работа по использованию методов мнемотехники в сочетании с другими методами и технологиями обусловлена практической целесообразностью и, конечно же, дает свои результаты: Это достижения наших талантливых ребят в республиканских и районных олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, можно сделать вывод, что мнемотехнические приемы являются эффективными и увлекательными при изучении английского языка и способствуют развитию лингвистической одаренности детей.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР