Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7707135
Статья «Развитие компетенций самообразования школьников»
Содержание - Статьи, доклады
13.06.2024 08:42

Хузахметова Галина Анатольевна, учитель математики МБОУ «Аксубаевская СОШ №3», пгт Аксубаево, Аксубаевский муниципальный район; Сулейманкина Лилия Фаритовна, учитель информатики МБОУ «Политехнический лицей №182», г. Казань. Республика Татарстан. 
Для учителей всех уровней образования и предметных областей.


Развитие компетенций самообразования школьников

Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Одни говорят о необходимости глубоких и прочных знаний, другие о воспитании, третьи считают, что нужно развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей, формировать способности к саморазвитию. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, пробрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Д.А Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указал главную задачу школы в том, чтобы раскрыть способности каждого ученика и воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Наш выпускник будет успешен, если у него будет сформирована ценность и способность к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Одним из путей решения этой проблемы является применение различных технологий в учебном процессе, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

Взяв на вооружение идеи Выготского, Давыдова, Эльконина и Когана нужно построить учебную работу так, чтобы знания ученики получали не в виде конкретной информации, а как средства их доказательства и открытия, и достигали успехов во взаимодействии друг с другом. Эффективной учебной деятельности способствует групповая форма работы, работа в парах.

При такой деятельности учитель может слушать ответы различных учеников в парных группах, может оценить их ответы, помочь ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения. Учитель работает не с одним учеником, а половина учащихся класса сами повторяют и закрепляют материал: одни проговаривая его, а другие, слушая и исправляя ошибки партнера по группе. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя.

При традиционной форме подачи материала большинство учащихся большую часть урока слушают учителя или своих товарищей, оставаясь пассивными наблюдателями. А при работе в парах или группах, общаясь с партнером, пересказывая ему правила или формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний ученика становится выше, процесс обучения становится более интересным и успешным. Практика показывает, что применение таких способов работыразвивает в учениках жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникабельность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

Второй вариант - проектная деятельность учащихся. Метод проектов заключается в том, что учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических задач - проектов. Метод проектов нацеливает учебно-познавательную деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть и применить на практике, а опыт, который получит учащийся в результате деятельности, становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. По длительности проект может длительным или коротким в зависимости от его целей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно добывать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать самостоятельные аргументированные решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской и творческой деятельности. Применяя метод проектов. Учитель организует работу с различными группами учащихся. Это позволяет каждому ученику пройти свой путь от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в команде, выполняя разные социальные роли, брать на себя ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Предложенные способы деятельности требуют от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Именно поэтому учитель должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей и быть инициатором интересных начинаний, бросать вызов сообразительности и изобретательности учащихся.

Правила построения учебного процесса

  • Строить учебный процесс так, чтобы развивать интереса учащихся к исследовательской деятельности.
  • В исследовательскую деятельность вовлекать учащихся разного возраста и уровня подготовленности.
  • Уровень результата и темп реализации программы исследования должен учитывать возможности учащихся.
  • Применять на учебных занятиях методы и приемы исследовательской деятельности.
  • Создавать условия для развития способностей: выбирать тему и предмет исследования в соответствии с потребностями ребенка; организовать обучение в зоне ближайшего развития и на достаточном уровне трудностей опираться на субъектный опыт ребенка; учить способам деятельности.
  • Развивать умение определять цели и задачи исследования, его предмет; самостоятельно работать с литературой; анализировать и систематизировать информацию; использовать моделирование, методы выдвижения гипотез; описание результатов; развивать умение делать выводы и обобщать.

Всякое знание остается мертвым,

если у учащихся не развивается инициатива

и самостоятельность: учащихся нужно

приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н.А. Умов

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР