Статья «Планирование и анализ работы школьного методического объединения» |
Содержание - Статьи, доклады |
01.07.2024 08:54 |
Романова Елена Викторовна, учитель, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. В.И. Захарова», г. Новодвинск, Архангельская область.
Планирование и анализ работы школьного методического объединения
Нужны ли в школе методические объединения? Семь лет работы в качестве руководителя школьного методобъединения позволяют мне с уверенностью утверждать, что нужны. Существование таких объединений в школе позволяет упорядочить работу педагогов, осуществляющих деятельность в родственных аспектах педагогической деятельности, обеспечить более широкий охват педагогов в плане информирования об изменениях в сфере образования и более широкий охват учащихся мероприятиями внеурочной деятельности. Иначе говоря, наличие ШМО позволяет сделать методическую и внеурочную деятельность образовательного учреждения более системной и эффективной. Однако руководство методическим объединением – дело хлопотное, требующее от учителя компетенций, несколько отличных от компетенций учителя-предметника, поэтому далеко не каждый учитель соглашается выполнять эти обязанности. Проблему с руководством методическими объединениями решают чаще всего путём ротации: руководитель выбирается из членов методобъединения на определённый срок – на учебный год или более. Я, как уже писала в начале статьи, руковожу школьным методическим объединением уже семь лет, и это устраивает и меня, и моих коллег. Коллег устраивает по той причине, что им не навязывают дополнительные обязанности. Меня устраивает потому, что опыт и созданная система работы позволяет мне выполнять эти обязанности без значительных временных затрат. Согласитесь: когда ты уже знаешь и понимаешь, что, в какие сроки и как ты должен сделать, работать значительно легче и проще. Одной из основных обязанностей руководителя методического объединения является планирование работы объединения на учебный год и анализ проделанной работы в конце учебного года. План работы ШМО включается в общий план работы школы, а анализ проведённой работы, представленный в отчёте, становится основанием для анализа работы школы в целом и составления годового отчёта школы. Поделюсь опытом, как планировать и анализировать работу школьного методобъединения с наименьшими временными затратами. В приложениях к статье можно найти план работы ШМО на учебный год (Приложение 1) и отчёт о работе ШМО (Приложение 2). Поясню, что методическое объединение педагогов, которым я руковожу, называется творческой лабораторией. Причину такого наименования я объяснить не могу, поскольку оно уже существовало, когда я пришла в школу. Наша творческая лаборатория объединяет учителей русского языка и литературы, изобразительного искусства и черчения, музыки. Разумеется, наиболее тесно взаимодействуют учителя русского языка и литературы, но в некоторых мероприятиях мы сотрудничаем и с коллегами, преподающими музыку, изобразительное искусство и черчение. В план работы включается работа всех членов лаборатории. Итак, в начале учебного года (обычно к концу первой учебной недели) я как руководитель творческой лаборатории должна сдать заместителю директора по учебно-воспитательной работе план работы нашего методобъединения. Я не придумываю форму плана каждый год, а пользуюсь наработками, оставшимися от предыдущих лет, и вот почему: содержание работы, её основные аспекты не меняются, есть мероприятия, которые проводятся ежегодно, поэтому я не вижу смысла ежегодно «изобретать велосипед». Работа над планом начинается с анализа единой методической темы школы, которая определяется на методическом совете школы в конце предыдущего учебного года. Зная единую методическую тему школы, я формулирую методическую тему творческой лаборатории. Обычно для конкретизации достаточно добавить к формулировке ЕМТ школы выражения «в рамках преподавания (назвать предметы)», «в преподавании (назвать предметы)», «учителей (назвать предметы)». Следующий шаг – постановка цели и задач работы методобъединения. Цель работы методобъединения я сформулировала несколько лет назад (вы найдёте в приложении к статье план работы нашей творческой лаборатории, где цель прописана), и эту удачную формулировку не меняю, так как она точно отражает, зачем вообще нужна творческая лаборатория. Задачи, которые отражают шаги реализации поставленной цели, я делю на два вида: актуальные и традиционные. Актуальные задачи продиктованы теми изменениями в образовании, которые заявлены на уровне государства (обновление содержания ФГОС, введение ФОП и т.п.). Как руководитель методического объединения я обязана обеспечить своевременное и достоверное информирование педагогов об изменениях, происходящих в образовании, разъяснить непонятные моменты, кратко изложить содержание нормативных документов, иногда достаточно объёмных. К актуальным задачам относится и работа по анализу и осмыслению результатов ГИА, поскольку русский язык является предметом, который проверяется в обязательном порядке, по ознакомлению с изменениями в КИМ по русскому языку и литературе. Разумеется, ответственные учителя сами отслеживают эти изменения, однако обсуждение изменений, обмен опытом по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ значительно повышают качество обучения. Традиционные задачи в плане, который представлен в Приложении 1, даны под номерами 4 – 11. Их формулировки отражают ту систематическую работу, которая ведётся членами методобъединения постоянно, из года в год. Чтобы традиционные задачи были связаны с единой методической темой более конкретно, можно добавлять к их формулировкам ключевые понятия ЕМТ. В данном случае это выражение «используя модель наставничества». Наличие традиционных задач обеспечивает преемственность и системность работы методобъединения. Порядок традиционных задач может меняться, если анализ работы за предыдущий год покажет, что какой-либо традиционный аспект западает. Так, например, несколько лет назад задача обеспечения высокой творческой активности обучающихся была четвёртой в списке, поскольку анализ работы показал, что уровень участия во внеурочных мероприятиях существенно снизился (хотя это имело объективные причины). Традиционными могут стать задачи, бывшие актуальными. Так, относительно недавно традиционной стала задача по работе с функциональной грамотностью. До неё, в связи с пандемией, актуальной была задача по формам и приёмам дистанционного обучения, сейчас она переместилась в традиционные, поскольку случаются и карантины, и домашнее обучение далеко живущих учеников, и другие ситуации, когда организации дистанционного обучения не избежать. Итак, список задач должен, с одной стороны, отражать работу методобъединения по актуальным проблемам образования, с другой стороны, с другой стороны, обеспечивать преемственность и системность работы, позволяя избегать метания от одного ориентира к другому. Следующий раздел плана – аспектное планирование работы. Первый аспектный раздел – описание методической работы. Планируя её, я опираюсь на задачи, поставленные на методическом совете школы, и на запрос от коллег: что им интересно, важно, нужно в плане повышения педагогических компетенций, а также учитываю те инновации, которые появляются в российском образовании: новые образовательные платформы, новые образовательные технологии, методические приёмы, которые я увидела на посещённых открытых уроках и мероприятиях. Далее следует описание форм внеклассной работы; форм работы с одарёнными детьми и с детьми, требующими педагогической поддержки; форм работы по самообразованию и поддержке профессионального роста педагогов. Поскольку формы этой работы существенно не меняются, при планировании я вношу только те изменения, которые появятся в наступающем учебном году. Прежде всего, это наименования курсов внеурочной деятельности, наименования планируемых мероприятий, наименования курсов повышения педагогической квалификации, которые планируют пройти члены творческой лаборатории. Чтобы не увеличивать объём плана, я даю ссылки на документы, которые содержат это информацию. Работа с одарёнными детьми и с детьми, требующими педагогической поддержки спланирована помесячно, поскольку это помогает отслеживать своевременность подготовки к мероприятиям и участия в них. Заключительный раздел плана работы творческой лаборатории – план-сетка. Для отслеживания своевременности подготовки и проведения мероприятий такая форма наиболее удобна. С планом-сеткой я работаю в течение всего года, последовательно вычёркивая проведённые мероприятия. Это облегчает составление отчёта о работе творческой лаборатории за год. Как видите, планируя работу на начинающийся учебный год, я сохраняю многое из того, что уже было, и добавляю то, что требуется, исходя из изменившихся условий. В конце учебного года (обычно к концу первой недели июня) руководитель школьного методобъединения должен сдать заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчёт о проведённой за год работе. Для подготовки отчёта я использую план (с вычеркнутыми проведёнными мероприятиями), протоколы заседаний творческой лаборатории (это обычно четыре очных заседания, когда рассматриваются актуальные вопросы, и три заочных заседания, когда члены творческой лаборатории отчитываются о достижениях для оформления выплат стимулирующего характера), аналитические справки о работе учителя за год, которые педагоги сдают заместителю директора, курирующему вопросы аттестации. Форму отчёта обычно даёт заместитель директора по воспитательной работе (отчёт представлен в Приложении 2). С отчётом приходится, конечно, работать дольше, поскольку много времени занимает работа с персональными данными. Если работа с планом занимает часа три, то оформление отчёта – это не менее шести часов работы с документами, а то и больше, поскольку не всегда коллеги своевременно отправляют аналитические справки. Но тут уж работает простое правило: хочешь попасть в отчёт – вовремя сдай материалы. Если мне установлен срок сдачи отчёта, то я не задерживаю его из-за опоздавших коллег. При необходимости можно внести дополнения и позднее. Вначале я заполняю таблицу со сведениями, которые показывают, каким образом решалась каждая поставленная задача, какой результат достигнут и каковы показатели достижения результата. Затем заполняю разделы с конкретными данными, запрошенными администрацией, опираясь на сведения, полученные от членов творческой лаборатории в течение учебного года (чтобы сведения были под рукой, в течение года сохраняю на облачном ресурсе протоколы заседаний творческой лаборатории и отчёты педагогов для комиссии по выплатам стимулирующего характера). В конце отчёта идут разделы аналитического характера: успехи, новшества, проблемы и неудачи, актуальные вопросы на следующий год, предложения для администрации. Содержание этих разделов будет учитываться при составлении плана работы творческой лаборатории на следующий учебный год. С планом работы я знакомлю коллег на первом заседании творческой лаборатории в сентябре. Чтобы не тратить время на чтение этого (довольно объёмного) документа, отправляю коллегам план для ознакомления через электронный журнал. Так же поступаю и с отчётом. Эти документы: план работы методического объединения (творческой лаборатории) и отчёт о работе – помогают мне в организации как методической работы с учителями, так и внеурочной деятельности, обеспечивают системность и преемственность работы методического объединения, что отражается в результатах деятельности. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».