Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8231041
Метод проектов как способ продвижения чтения в работе классного руководителя
Содержание - Статьи, доклады
24.03.2025 18:50

Заброда Людмила Николаевна - учитель технологии, Матыцина Елена Георгиевна - учитель английского языка МАОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов «Полифорум» г. Серов, Свердловская область. 
В статье представлен опыт работы классного руководителя по продвижению чтения с использованием Метода проектов. Подробно описан а
лгоритм работы над проектом по определению книги класса в рамках ежегодного школьного Фестиваля «Открытая книга». 


МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Качество школьного образования и достижение высоких образовательных результатовопределяется сегодня не только «суммой предметных знаний», но и читательской компетентностью школьника.

Успешность обучения в школе тесто связана с осознанием учащимися ценности чтения и активной читательской деятельностью. Накопление читательского опыта может и должно рассматриваться как личностно значимый результат.

Проблема развития читательской компетентности и информационной культуры школьников декларируется во всех без исключения документах, отражающих образовательную политику, в качестве одной из центральных она выступает в документах, связанных с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (всех ступеней образования).

На протяжении шести лет наша школа реализует проект, направленный на формирование читательской компетенции школьников, через развитие навыков смыслового чтения.

Для чего нужно чтение? Как построить работу в данном направлении в классе?

Один из путей решения проблемы – Метод проектов в работе классного руководителя. Метод проектов развивает творческую инициативу, подразумевает сотрудничество, создает положительную мотивацию и, как следствие, – вызывает интерес к художественному произведению.

Алгоритм работы при выполнении проекта описан во многих современных методических пособиях. Рассмотрим его на примере работы по определению книги класса в рамках ежегодного школьного Фестиваля «Открытая книга».

Работа классного руководителя представляет собой организацию классного проекта в общешкольном проекте.

Этап 1 – подготовительный. Полностью организован классным руководителем. Составляется список литературы для прочтения. Каждый год принцип отбора разный:

  • книги авторов юбиляров;
  • книги, посвященные юбилейным датам в стране;
  • книги по насущным проблемам в обществе.

Например, в 2023-2024 учебном году для выбора были представлены книги, посвященные Году Учителя и наставника «Учитель на страницах книг».

На этом этапе классный руководитель проводит классный час, на котором дети знакомятся с биографией авторов и кратким содержанием книг. Для этого используется мотивационная презентация и видеоряд, если по этой книге снят фильм, то демонстрируются интересные фрагменты из него. Это мощный посыл к началу работы. От того, как он будет преподнесен, во многом зависит успех проекта.

После просмотра происходит обсуждение актуальности книг, рекомендуемых для чтения в рамках Фестиваля «Открытая книга». После этого совместно ставятся цель и задачи данной работы с книгами:

Затем класс делится на 5 групп. Дети в группе обсуждают представленную информацию по книгам, выбирают книгу для прочтения и её представления. Классный руководитель предлагает критерии оценивания проекта. Таким образом, в классе ежегодно прочитывают 5 книг.

Этап 2 – планирование. На этом этапе происходит сбор информации и изучение текстов художественных произведений, планирование работы в группе. В течение одного месяца обучающиеся работают над текстом книги, выбирают и обсуждают интересный материал из книги, который берется за основу сценария выступления.

Этап 3 – разработка проекта. Ученики накапливают информацию, проводят первичную её обработку и делают промежуточные выводы. Пишут сценарий представления своих книг.

Этап 4 – оформление работы. Каждая группа рисует афишу, оформляет свое выступление, изготавливает реквизит.

Классный руководитель организует второй классный час «Представление книги», в который входят этапы работы над проектом 5, 6, 7.

Этап 5 – презентация продукта. Самый яркий и эмоциональный этап проекта. Наступает день представления книги каждой группы. Ребята используют различные формы: сценки, видеоролики, буктрейлеры, чтение стихотворений и отрывков из произведений.

Этап 6 – оценивание. На классный час приглашаются учителя литературы, которые анализируют работу детей и помогают им в выборе книги класса. Ученики на подготовительном этапе ознакомлены с критериями оценивания работы. Особое внимание уделяется взаимооцениванию, аргументации спорных моментов с учетом обсуждения, умению делать выводы.

Этап 7 – рефлексия. Подведение итогов. В конце мероприятия дети выбирают одну из представленных книг путем голосования.

На этом завершается часть работы в рамках классного проекта.

Далее работа продолжается по прочтению выбранной книги всем классом в течение одного месяца в рамках школьного Фестиваля «Открытая книга». 15% детей покупают книги и берут в библиотеке, остальные 85 % используют формат цифрового чтения.

После прочтения книги всеми обучающимися проводится деловая игра в режиме Мозгового штурма, в результате которой набираются идеи для написания сценария и представления книги класса. За основу выступления берется сценарий выигравшей группы и в него вносятся коррективы. Сценарий готов. После принятия сценария детьми происходит распределение ролей: режиссёр, главные роли и массовка, оформители, костюмеры, специалист по монтажу видео и музыкального сопровождения и т.п. Классный руководитель координирует работу своих учеников, помогает учащимся в реализации творческой деятельности.

Следующий этап работы – репетиции по представлению книги класса на стендовой публичной защите книги в школе.

Итог работы над проектом: представление книги класса на стендовой публичной защите в школе в рамках Фестиваля.

В ходе работы, направленной на чтение книг, запускаются и тренируются такие мыслительные процессы как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Работа, проводимая в такой системе, позволяет детям самостоятельно режиссировать прочитанный текст, который затем «конвертируется» в спектакль или видеофильм. Большинство детей класса по-настоящему сопереживают героям, разделяют их боль и радость, что способствует формированию и укреплению духовных ценностей и является личностно значимым результатом.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР