Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385754
Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа). Наименование мероприятия «Бесценный дар».
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы

Форисенков Илья Сергеевич, учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №2 «Квантор» г.о.Коломна, Московская область.
Основная цель внеклассного мероприятия: помощь детям в осознании и понимании многогранности семейных ценностей и их стабилизирующей роли в жизни любого человека. Задачи: * Помочь детям в определении установок и ценностных ориентаций, связанных с созданием семьи; * Раскрыть первопричины и возможные последствия семейных неурядиц и конфликтов, помочь в их предотвращении и/или полном устранении; * Познакомить детей с проблемами проявления эгоизма в общественных отношениях, в условиях семьи и индивидуального проживания; * Выяснить роли мужчины и женщины в процессе оформления семейных отношений, формирования семейного очага; * Познакомить детей с дисгармоничными типами семей, объяснить природу этого феномена. 

 Дата публикации: 29.12.2016


Внеклассное мероприятие «Бесценный дар»

для 10 «Б» класса социально-экономического профиля.

Основная цель внеклассного мероприятия: помощь детям в осознании и понимании многогранности семейных ценностей и их стабилизирующей роли в жизни любого человека.

Задачи: 

  • Помочь детям в определении установок и ценностных ориентаций, связанных с созданием семьи;
  • Раскрыть первопричины и возможные последствия семейных неурядиц и конфликтов, помочь в их предотвращении и/или полном устранении;
  • Познакомить детей с проблемами проявления эгоизма в общественных отношениях, в условиях семьи и индивидуального проживания;
  • Выяснить роли мужчины и женщины в процессе оформления семейных отношений, формирования семейного очага;
  • Познакомить детей  с дисгармоничными типами семей, объяснить природу этого феномена;

Подготовительная работа:

  • Подбор  литературы (научной и художественной);
  • Консультация с психологом и социальным педагогом;
  • Подготовка раздаточного материала;
  • Организация обработки полученных данных;
  • Подбор медийного сопровождения (аудио-видеофайлы, создание презентации)

Участники: учащиеся 10 «б» класса, классный руководитель, психолог, помощники  ведущего (юноша и девушка из учащихся класса)

Форма проведения внеклассного мероприятия: беседа с элементами практикума (проведение психологического тестирования).

 «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой,

ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение.

Для этого нужна огромная духовная культура,

духовная подготовка, школа мудрости»

(В.А. Сухомлинский).

Ход мероприятия

Ведущий.

Человечество любит все загадочное, необычное, трудно объяснимое. Любит такие явления, которые не отличаются простотой понимания. Семья – это маленький мир, сложный и многогранный. Почему возникает семья? Как люди понимают, что в их избранники или избранницы – те самые спутники жизни навсегда? Почему мысль о свадьбе приходит в голову людям разных возрастов? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.

Помощник 1.

Любовь правит миром – аксиома, не требующая доказательств вот уже много веков. Все начинается с особого биения сердца, странного и нового ощущения счастья в душе. Ведь именно любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого: «Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью». Человек не может жить только одним этим чувством. Человечество создало разнообразный духовный мир, мир знаний и впечатлений, которые окрашивают жизнь каждого в новые цвета. Этот мир влияет и на любовь, придавая ей особые оттенки…А что такое любовь? Как считаете вы?

(Участники мероприятия предлагают свои ответы в спектре от «патологическое состояние нервной системы» до одухотворенных фраз)

Ведущий.

Скоро наступят те праздники, которых многие ждут. Это Новый год и Рождество. Давайте окунемся в праздничную атмосферу предрождественских дней. Когда мы говорим о Рождестве или о новогодних праздниках, то какой аромат мы сразу вспоминаем? Конечно  аромат мандаринов! С ним связаны детские мечты и надежды, особый запах новогоднего воздуха. Уверенность в чуде. А взрослые – это те же дети, которым порой так не хватает возможности помечтать. Давайте же помечтаем…

(Ведущий с помощниками раздает мандарины участникам)

    Помощник 2.

Наверное, такие же предрождественские дни описывал О.Генри в своей знаменитой новелле «Дары волхвов»…Помните ее? (презентация) «Джеймс и Делла Диллингем Юнг снимали меблированную квартирку, в обстановке которой была не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность…»

На время отказавшись от припасенных насмешливыми волхвами даров, ненужной цепочки и гребней, они получили дар более серьезный и ценный. Какой?

(Главные герои пережили самое большое чудо в жизни – они получили любовь и полную взаимную уверенность, без нее нельзя пытаться строить корабль семейных отношений – ибо он мгновенно пойдет ко дну).

Ведущий.

Вспомните, несколько лет назад, говоря о человеческой жизни, мы отмечали, что греки сравнивали ее со сменой времен года. Давайте посмотрим на это великое чудо природы глазами одного из самых известных художников современности

(видео)

(После видео) Какие эмоции вы почувствовали во время просмотра? Вспоминали ли вы события из своей жизни, связанные с разными сезонами? Как вы думаете, по какой причине автор именно так прочел переходы между сезонами? Каков темп их смены?

(Ответы участников, беседа и обсуждение увиденного, обсуждение творческого замысла автора)

Помощник 2.

Зимние холода вместе с елочными праздниками уносятся в прошлое, уступая место зелени…Лето…Прекрасная пора цветения, когда душа радуется всем проявлениям природы. Простые полевые ромашки становятся стократ милее самых пышных роз… Именно летом, 25 июня,  проходит праздник, посвященный святым, создавшим образец семьи… (слайд с анимацией лета)

Мы знаем много примеров из родной истории, рассказывающих о семейных парах, в которых любовь зарождалась и развивалась медленно, уважение крепло долго, но в итоге союз этот был нерушим. Как нерушим был союз Петра и Февронии.

Этот союз вдохновляет сотни пар соединять сердца именно 25 июня, композиторов вдохновляет на новые песни, поэтов – на стихи…

(Инь-Ян. Гимн семье)+(портрет Святых на экране)

(После аудио) А какие примеры нерушимых союзов вы помните из истории и литературы? Назовите их. Как вы считаете, в чем был секрет их взаимопонимания?

Помощник 1.

Люди разные. И жизнь свою каждый перекраивает под себя, переплетая ее нити.

Кстати, а вы знаете, откуда взялась фраза «они связаны одной нитью»? (Слайды с Ясенем и Норнами)

Скандинавы верили, что в Центре мира стоит Ясень Игдрассиль – Древо Мира. В его корнях живут Норны – богини судьбы, которые без устали прядут нити жизни для всех людей. И тех, кому назначено, норны связывают одной нитью. Такие узы не разделимы. Как говориться, «пока смерть не разлучит вас»

Но есть люди, которые сочли создание семьи лишним. Посмотрите на экран – эта цитата из Апокалипсиса очень хорошо иллюстрирует жизненные ориентиры подобных людей (слайд с цитатой). Для них альфа и омега – их собственная жизнь. Остается открытым только один вопрос – что с такими людьми будет в старости?

Кому на плечо они смогут преклонить голову? Как вы считаете, есть ли у таких людей шанс спасти свое будущее?

Ведущий.

«Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. И это действительно так, потому что тот поток общения, в котором находится постоянно человек, приводит его ко многим драмам, в том числе и семейным. Люди разные, две неповторимые индивидуальности на основе чувства любви объединяются в семейный союз. Мы часто слышим такую фразу: «Хоть бы в семье отдохнуть от проблем». Так чего же ищут люди в семейной жизни, на что надеются?

Помощник 2.

Думаю, что каждый, вступая в брак (за редким исключением), верит в любовь, надеется на обогащение своей жизни, наполнение ее новым смыслом. Надеется, что сможет быть в семье настолько счастлив, что мысли его будут настроены только на лучшее, на успех, а слова будут слагаться в стихи…

(Читает стихи из приложения)

Ведущий. 

Многие женщины мечтают о мужчине, который будет любить только их, никогда ни на кого не глянет, будет уважать и ценить только ее, единственную и т. д. Надо заметить, что и мужчины в большинстве своем мечтают о женщине, которая будет благодарна ему за заботу, будет считать его самым мудрым, нужным, полезным, любимым и уважаемым. Каждый мужчина надеется стать королем в своем семейном царстве, а женщина - королевой.

Считается, что в семье должно царить равноправие.  Что вы считаете таким равноправием?

Помощник 1.

Есть семьи, в которых хорошо осознаны роли мужчины и женщины и они прекрасно справляются с этими ролями. А драмы не обходят и их. Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью? Давайте спросим у человека, который умеет читать человеческие души…

Психолог проводит тренинг

Ребята, сейчас я предлагаю вам  участие в опросе. Будьте внимательны при его выполнении.

Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе:

1. Семейный уют.

2. Общность взглядов.

3. Материальное благополучие.

4. Сексуальная близость.

5. Привычка супругов друг к другу.

6. Супружеский долг.

7. Любовь к детям.

8. Взаимная забота супругов.

9. Общая жилплощадь.

10. Культурный уровень супругов.

Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.

Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.

(Проводит тренинг.)

Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.

(Участники высказывают свое мнение.)

Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.

(Подводят итоги, обсуждают результаты.)

Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты:

1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?

а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.

2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?

а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.

3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?

а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.

4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:

а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.

5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?

а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.

(Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек.)

Ведущий. 

Исходя из полученных результатов,  можно сделать вывод, что абсолютное большинство присутствующих участников понимает, что в любви нет понятия «я», а есть сложное, тяжелое, но такое желанное «мы». Те люди, которые не в силах понять это вовремя, остаются ни с чем. Часто в жизни нам приходится слышать такую фразу: «Их лодка любви разбилась о быт».

 Помощник 2.

Как вы считаете, в чем кроются причины семейных конфликтов и неурядиц?

(Ответы участников)

«Их лодка любви разбилась о быт»… К сожалению, этой фразой очень часто подводят печальный итог. Эту фразу можно было бы дополнить еще одним словом - неустроенный. Именно неустроенный быт - причина конфликтов, разногласий, разводов.

От искусства ведения хозяйства зависит во многом экономика семьи.

При этом только помощь друг другу и взаимопонимание помогут молодой семье сдать экзамен на прочность чувств. Ведь не всегда есть возможность пополнить бюджет семьи за родительский счет. Так что многим молодым семьям просто необходимо считать и рассчитывать, планировать и уступать.

Планирование своих доходов и расходов, учет истраченных средств, разумный контроль - это тоже необходимые составные части семейного бюджета.

Скажите, а какие экономические термины, связанные с семейным хозяйством,  вы помните? Что они обозначают?

Ведущий. Мы затронули только некоторые вопросы азбуки семейных отношений. Вам в будущем строить свои семьи и семейные отношения. А для этого, кроме чувств, нужны знания и большой труд. А сейчас я вновь передаю слово нашему психологу.

(тренинг №2)

Вам предлагается побыть в роли психолога-консультанта. Составьте список вопросов для будущих жениха и невесты. При помощи ваших вопросов молодые люди должны определить обдуманность своего выбора и спрогнозировать предстоящие трудности в семейной жизни.

(Список вопросов, составленный обучающимися, сравнивается с имеющимся у психолога. Результаты обсуждаются.)

1. Имеете ли вы примерно одинаковые представления о жизни и совпадают ли ваши идеалы?

2. Доволен ли ваш избранник (избранница) своей будущей (настоящей) профессией?

3. В одинаковой ли мере вы общительны?

4. Был ли один из вас разведен?

5. Можете ли вы во всем рассчитывать на своего партнера (партнершу)?

6. Давно ли вы знакомы?

7. Часто ли бывают между вами недомолвки?

8. Одинаково ли вы смотрите на вопросы воспитания детей?

9. Возражают ли родители против вашего брака?

10. Имеете ли вы приблизительно одинаковое образование?

11. Вы оба здоровы?

12. В одинаковой ли степени вы эмоциональны?

13. У вашего избранника (избранницы) хорошее воспитание?

14.Удачен ли брак ваших родителей?

15. Проявляет ли ваш избранник (избранница) необоснованную ревность?

16. Остается ли ваш избранник (избранница) спокойным, если вы даже вспылите?

17. Совпадают ли ваши мнения по вопросам интимной жизни?

18. Уверены ли вы, что ваш избранник (избранница) не имеет вредных привычек?

19. В одинаковой ли мере вы добросовестны и ответственны?

20. Одинаково ли ваше желание иметь детей?

 

Ведущий. Психологи утверждают, что успешность отношений находится в непосредственной зависимости от степени сходства во взглядах супругов (или влюбленных). Естественно, невозможно относиться ко всему совершенно одинаково. Но чем больше сходства в главных вопросах жизни и жизнедеятельности семьи, тем проще строить взаимоотношения. И тем не менее это еще не гарантия того, что все в вашей семейной жизни будет благополучно. В чем же, на ваш взгляд, секреты семейного благополучия?

Ученики:

  • в гармонии взаимоотношений, которая зависит от обоих;
  • в том, чтобы не сужать сферу знакомств; общение с друзьями сделает жизнь более насыщенной и интересной;
  • надо почаще замечать и отмечать друг в друге положительное, постоянное подчеркивание недостатков не укрепит отношения;
  • надо принимать человека таким, какой он есть, не «перекраивать» его на свой манер, любимый человек должен стать героем моей мечты, а не подобием и тенью;
  • природа любви не терпит фальши, лжи и неверности;
  • надо уважать мир другого, его мысли, стремления, чувства, уметь поддержать и в радостную, и в трудную минуту - вот основа прочных отношений;
  • думайте сначала о том, кто с вами рядом, а потом уж о себе;
  • не разрешайте себе то, что вы запрещаете другому, признавайте права и достоинства человека, идущего по жизни рядом с вами.

Выводы и предложения участников:

  • развитие личности предполагает накопление знаний и приобретение практических навыков по многим жизненно важным вопросам, в том числе и по вопросам культуры семейных отношений;
  • каждому молодому человеку необходимо ознакомиться с азбукой семейных отношений;
  • проблемы семейных отношений отражаются на жизни самого человека, его детей, родных, а благополучие каждой семьи имеет и государственное значение;
  • необходимо продолжать изучение вопросов по теме «Этика и психология семейной жизни».

Ведущий. Наши беседы, рекомендации и даже тестирование и практикумы не являются обязательным рецептом спасения вас от последующих жизненных неурядиц. Процесс подготовки к семейной жизни и само становление семьи - дело достаточно сложное. И только от вас зависит, насколько разумно вы будете применять полученные знания и рекомендации для решения проблем.

Помните о главном: семья – это крепость. Ее строят с умом, оберегают от внутренних распрей. И именно эта крепость способна защитить вас от главной опасности – от огромного количества негативных сторон общественной жизни. Перефразировав известное высказывание, мы утверждаем «моя семья – моя крепость. Мы сильны ею».

 

 


Примечание о медиа.

Видеоролик «Сезоны» - на видеохостинге Vimeo (https://vimeo.com/24496773)

Аудиозапись Инь-Ян «Гимн семье» - на сайте Megalyrics (http://megalyrics.ru/lyric/in-ian/gimn-siemi.htm)

Шрифты в формате .ttf, необходимые для корректного отображения контента в медиапрезентации, представлены в отдельном приложении и требуют установки в папку Fonts операционной системы до демонстрации контента.

Психологические тесты, стихи, а также карта мероприятия