Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874488
Конспект классного часа «Сад добра»
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы

Бородина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Котлубанская СШ» п. Котлубань, Городищенского района, Волгоградской области. 
На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить: какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»; что такое доброта и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела (отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других). Предназначен для учащихся 3-4 классов.


Дата публикации: 07.06.2018


Сад добра

Форма проведения: классный час.

Цель: формирование у обучающихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

- на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Методы проведения:

- дискуссионные;

- игровые.

Возраст детей: 3 класс

Оборудование: компьютер.

Оформление:

- изображение солнца, на лучах которого записаны «плохие слова»: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость;

-карточки со словами: доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, добропорядочный;

- карточки с пословицами;

- зеленые и желтые листочки деревьев (из цветной бумаги);

- плакат с изображением дерева; 6 рисунков с изображением деревьев;

- название «Сад добра»;

- песня «Улыбка», «Дорога добра».

Предварительная подготовка: учащиеся разучивают стихотворения.

Ход классного часа.

Введение в тему:

Учитель:

- О чём пойдёт сегодня речь мы с вами узнаем с помощью подсказки.

Ученик:

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Основная часть:

Учитель:

- Итак, о чём пойдёт речь? (ответы детей)

- А что такое добро? (ответы детей: все хорошее, доброе, красивое, например, весна, солнце, улыбка, мама.)

Учитель:

- А что такое зло? (ответы детей: все противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.)

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и злые поступки. Послушайте рассказ, который называется «Жук на ниточке».

   Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.

   Тряхнёшь дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай.  

   Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь. А ниточка не пускает. Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

- Сейчас же бросьте жука! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

- Это же вредитель!

- Знаю, что вредитель.

- Чего же вам жалко?

- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!

- Меня?!

- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

- Чего же меня жалеть, если я человек?

- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?

Учитель:

- Какие чувства возникли в вашей душе после прослушивания рассказа?

- Что вы можете сказать о поступке мальчика?

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

Ученик:

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Учитель:

- Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца - это сады.

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

- Сегодня мы с вами попробуем создать «Сад добра». Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.

Дерево первое «Где спряталось добро?»

Учитель:

- Чтобы выросло первое дерево, давайте попробуем найти слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, добропорядочный).

Учитель:

- В народе всегда относились к доброте по-особому. Не даром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость! Давайте вспомним некоторые из них. Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

Добро помни, а

пожнешь

Что посеешь, то и

зло забывай

За добро

добра не делает никому

Худо тому, кто

добром платим

Доброе слово лечит,

что есть добрый

Злой не верит,

а злое калечит

Дерево второе «Улыбка доброты»

Учитель:

- Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок должен снова передать улыбку мне.

(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».)

Дерево третье «Доброе сердце»

Учитель:

- Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела.

(Чтение стихотворения М. Садовского «Доброе сердце».)

Я как-то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

- Ну, что ж, сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка...

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка...

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

- Ну, что ж, сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка...

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: - Пусть живут -

В квартире так чудесно,

А если потеснится, тут

И нам найдётся место.

Учитель:

- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Есть люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

Дерево четвертое «Добрые слова»

Учитель:

- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательными, вежливыми, добрыми друг к другу? (ответы детей.)

- Да, я думаю, что совсем не трудно уступить пожилому человеку или женщине с ребенком место в автобусе, первым поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.

- Спасибо. Пожалуйста. Будьте любезны. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Учитель:

- Назовите, пожалуйста, какие вы знаете слова приветствия, доброго отношения (ответы детей: доброго здоровья, счастливого дня, будьте добры и др.)

Игра "Скажи доброе слово".

Условия: Дети передают игрушку своему соседу по парте, говорят добрые слова.

Ученик:

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Учитель:

- Замечательно! Чувствуете, ребята, как тепло и уютно всем стало от этих слов. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

(Учитель показывает изображение солнца, на лучах которого записаны «плохие слова»: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость. Задание детям - подобрать к словам антонимы заменив «плохие слова» на «хорошие и добрые» (ласковый, добрый, щедрый, весёлый, радость, мир, правда, доброта)).

Дерево пятое «Добрые поступки»

Учитель:

- А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

Выступление детей:

1.Если с другом разделил

Ты свои конфеты-

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

2. Ты узнал чужой секрет

И разнёс сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

3. Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты - культурный человек,

Мировой мальчишка!

4. Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

5. Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно!

6. Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

7. Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

Учитель:

- Ребята, хочу вам прочитать рассказ, который называется «Осколки доброты». Как вы думаете, о чём он?

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.

Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и перекладывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Учитель:

- Чьё предположение оказалось правдой?

- Какое впечатление на вас произвел рассказ?

- Как вы оцените поступки героев?

- А какие добрые дела совершаете вы? Расскажите об этом, добавив в конце: «Я молодец!»

(Учитель предлагает ребятам рассказать, какие добрые поступки совершили за вчерашний день. Затем вслух похвалить себя за это: «Я молодец!»)

Дерево шестое «Дерево дружбы»

Учитель:

- Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или злого?

- А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте в наш сад посадим «Дерево дружбы».

(Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской о том, как нужно дружить и заботиться друг о друге)

Серёжа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: - Ежик,

Дай перочинный ножик!

А Коля крикнет, всех смеша:

-Не уколитесь об ежа!

Но Ёж как будто глух и нем-

Сидит, не говорит ни с кем.

-Серёжа, взять в кино билет?-

-А он сердито буркнет:-Нет-.

- А на коньках пойдёшь кататься?

-Нет, мама, будет волноваться.    

И вот уже под Новый год

Узнали о Еже,

Что Ежик с матерью живёт

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встаёт она.

И Ёжик ходит за обедом

И топит печь вдвоём с соседом.

Он должен в комнате прибрать

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Серёже.

Решил Алёша: «Мы ему

Возьмём да и поможем!

Друзья стучатся у дверей.

-Открой, Серёжа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

-И сахар взяли заодно!

-А здесь в пакетике, - пшено!

Давай готовить ужин!-

Серёжа был сконфужен.

Уж не казался он ежом,

Он стал совсем не колкий,

Скорей за чайником пошёл,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить,

Пожалуй, с целым светом!...

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

Учитель:      

- Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Учитель:

- Если солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь - согревают нас самих, как солнце.

Итог:

Учитель:

- Сегодня мы с вами посадили целый «Сад добра». Так давайте его хранить долгие, долгие годы.

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Учитель:

- Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди у вас много славных добрых дел и поступков. Вы сделаете нашу планету красивой, но, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. И если вы это осознаете, вы - маленькие граждане нашей страны, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди.

Рефлексия:

Учитель:

- Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к «Дереву добра» на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок.

(Звучит песня «Дорогою добра», дети прикрепляют листочки)

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

 

 

 

Литература:

1.Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004.

2.Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.

3.Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день // Праздник в школе. 2002. №10. С. 3-11.

4.Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» // Пед. Совет.

2005. №3. С. 10-13.

5.Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2005. №11. С. 45-47.

6.Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины (1-5кл.).- М.: Айриспресс, 2005.

7.Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

8.http://www.freelancejob.ru/upload/610/47894876217469.jpg

9.http://www.franstyle.ru/images/trueimg/pictures/6/FAEFB482AE01-6.jpg

10.http://www.tutmp3.net/download.php?id=74366&;trek

11.http//www.biblio-globus.us

12.http//hyaenidae.narod.ru

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР