Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381922
Конспект классного часа по теме: «Умерший доблестно, бессмертен навсегда»
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы
01.04.2019 10:22

Агеева Галина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» г. Калуга, Калужская область. 
Цель: показать на примере духовного подвига Евгения Родионова, что значит быть настоящим сыном Отечества, патриотом, воспитание уважения к тем, кто погиб на войне, и стремление чтить их память. Материал может быть использован во внеклассной работе для учащихся 6-8классов.


Конспект классного часа по теме:
«Умерший доблестно, бессмертен навсегда». Часть
I.

Форма проведения: кинолекторий с элементами беседы.

Содержание Ч.I: просмотр фильма «Сто шагов в небеса», обсуждение, учащиеся, работая в парах с текстом биографии Е. Родионова, пытаются ответить на вопрос: Е. Родионов – герой, который погиб, достойно выполнив свой воинский долг или воин - мученик, погибший за православную веру (приводят аргументы на основе текста и фильма), подводя итог занятия, отвечают на вопрос, что такое подвиг и заполняют кластер.

Оборудование: фильм «Сто шагов в небеса», проектор, экран, листы бумаги, ручки.

Цель: показать на примере духовного подвига Евгения Родионова, что значит быть настоящим сыном Отечества, патриотом.

Задачи:

1.обучающая: рассказать о героическом поступке Е. Родионова, о событиях 90-х годов XX века в Чечне;

2.воспитательная: способствовать формированию личности, способной осознавать необходимость личного участия в жизни страны, готовой принимать серьезные решения и нести за них ответственность:

3.развивающая: развивать умение находить важную информацию из различных источников (фильм, текст), умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, а также развивать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы учащихся.

Ход занятия

I.Вводное слово учителя.

Война нет страшнее слова у всего человечества. Оно означает насилие, смерть, разрушения, страдания людей. Но самое страшное, что война уносит жизни совсем молодых ребят, не успевших ещё и пожить по-настоящему. Мы много знаем о событиях Великой Отечественной войны, 15 февраля мы вспоминаем воинов-интернационалистов, но нам предстоит еще разобраться в трагических событиях 1994-1996гг, произошедших на территории России, в Чечне.

Первая Чеченская война – военный конфликт (декабрь 1994-август 1996г), который происходил между Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерией, руководство которой стремилось выйти из состава РФ. Официально конфликт назывался «мерами по поддержанию конституционного порядка». В этом конфликте было много погибших с обеих сторон, среди населения, военных и правоохранительных органов. Об одной из таких загубленных молодых жизней я и хочу вам сегодня рассказать. (3мин.)

II.Просмотр фильма «Сто шагов в небеса» (25 минут).

1. Задание перед просмотром: зафиксировать на листе место, время, обстоятельства и причину гибели Евгения Родионова и его 3-х товарищей Александра Железнова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева.

2. Беседа по вопросам: Вот такая непростая, героическая и одновременно трагическая судьба.

- Как характеризует Евгения и его товарищей тот факт, что они сами подали рапорт о переводе в «горячую точку»?

- Почему телеграмма, пришедшая от командования, «полоснула» его мать «как ножом»?

- Что предлагали боевики ребятам в обмен на жизнь? (Предать веру, а значит, Отечество, мать, близких, воевать против своих.)

- Мать признала своего сына по нательному кресту на теле. Почему боевики не сняли крест даже после смерти Евгения?

- Символом чего был крест для Евгения? Только веры? (5-7минут).

3. Учащиеся, работая в парах с текстом биографии Е. Родионова (Приложение 4)., пытаются ответить на вопрос: Е. Родионов – герой, который, погиб, достойно выполнив свой воинский долг или воин-мученик, погибший за православную веру? (приводят аргументы на основе текста и фильма и записывают их в таблицу). (5-7 минут). (Возможные ответы учащихся)

 

Е. Родионов – герой, который, погиб, достойно выполнив свой воинский долг

Е. Родионов - воин-мученик, погибший за православную веру

Написал заявление о переводе в «горячую точку»

Отказался снять православный крест и принять ислам.

Не дезертировал.

Евгений Родионов переступил через свой страх и одержал победу, которая дается труднее всего. Пройдя через немыслимые мучения, он не отрекся от православной веры, а своей мученической кончиной утвердил ее.

Стойко и мужественно выдержал все издевательства и побои, которые продолжались 100 дней

 

Вывод: Е. Родионов остался верен присяге, исполнил свой воинский долг, принял мученичество за православие. Тем самым он совершил подвиг. Давайте вместе ответим на вопрос, что такое подвиг, и заполним кластер.

Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.

Не склонить Россию на колени.

Враг на это не рассчитывает пусть.

За Христа отдавший жизнь Евгений,

Воссиял, храня Святую Русь.

III.Рефлексия

Закончите фразу (по выбору):

- Сегодня я узнал….

- Было интересно…

- Я понял что….

- Меня поразило…

- Мне хотелось бы ….

IV. Домашнее задание:

Судьба Евгения Родионова не оставила равнодушными многих людей. Значительное количество стихотворений, статей, песен посвящено его героическому поступку. Предлагаю вам найти материал о Е. Родионове и поделиться им. Подготовить проект по теме: «Евгений Клочков: жизнь, подвиг, память» (о нашем земляке, Герое России Клочкове Евгении Викторовиче).

Конспект классного часа по теме:

«Умерший доблестно, бессмертен навсегда». Часть II.

Форма проведения: устный журнал.

Содержание: первая страница устного журнала посвящена памяти о Е. Родионове: стихи, сообщения, песни; вторая часть посвящается рассказу о Герое России Клочкове Евгении Викторовиче: учащиеся рассказывают о работе над проектом по теме «Евгений Клочков: жизнь, подвиг, память»,

Оборудование: видеоролик А. Маршал «Баллада о Евгении Родионове», разноцветные листочки.

Цель: воспитание уважения к тем, кто погиб на войне, и стремление чтить их память.

Задачи:

- пробудить интерес к истории родной страны, своей малой родине;

- формировать ответственность за судьбу страны как ключевую черту характера гражданина на примере судеб Е. Родионова, Е. Клочкова;

- формировать умение работать с разными источниками информации, вычленять важную информацию и текста, развивать речь, творческие способности, навыки проектной деятельности.

Ход занятия

I. Вводное слово учителя:

Люди появляются в этот мир одинаково, но вот по-разному живут и уходят из него по-разному. Большинство тлеют, как головешки, проживая жизнь, никого не согрев, не сделав ничего хорошего в этой жизни, а когда уходят в другой мир, их кончину никто не замечает. Но есть люди, чья жизнь подобно факелу, зовущему и ведущему за собой одновременно, который своим пламенем согревает души. Такой была жизнь Жени.

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, почему мы говорим о героической судьбе 19-летнего солдата, погибшего в первой Чеченской войне?

(Возможные ответы учащихся: знать и помнить о героических и трагических страницах нашей истории, чтобы подобное не повторилось, гордиться славными защитниками нашей страны).

- Действительно, ведь солдаты умирают не тогда, когда погибают, а тогда, когда их забывают. Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. Мы посвящаем наше занятие памяти мужественных и верных воинов, с честью выполнивших свой воинский долг.

II. Первая страница устного журнала посвящена памяти Е. Родионова:

- сообщение 1учащегося о том, как любят и чтут его (Приложение 1.);

- чтение стихотворения о Е. Родионове 2 учащимся (Приложение 2.);

- сообщение 3 учащимся о том, как сохраняют память о нем (Приложение 3.);

- просмотр видеоролик А. Маршал «Баллада о Евгении Родионове».

III. Вторая страница устного журнала посвящена судьбе нашего земляка, Героя России Клочкова Евгения. (2 учащихся рассказывают о работе над проектом «Евгений Клочков: жизнь, подвиг, память» и показывают презентацию по теме проекта.

IV.Подведем итоги

Завершается наш устный журнал, посвященный памяти мужественных и верных воинов, с честью выполнивших свой воинский долг. Для нас их жизнь пример в том, как любить свою Родину и хранить верность, не приспосабливаясь к обстоятельствам, идти до конца.

V. Рефлексия.

На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня памяти. Сейчас мы зажжём огонь памяти из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие.

Таким образом, получился огонь памяти, и мы видим, что равнодушных сегодня не было.

Приложение 1.

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. Люди, узнавшие о подвиге Евгения, едут со всех концов страны, чтобы почтить память русского солдата, отдавшему жизнь, но не отрекшемуся от своей веры и своей страны. Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне. О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским.

Над его могилой возвышается двухметровый деревянный крест и постоянно горит лампада. Средства на этот крест собрали военнослужащие, матери солдат срочной службы, прихожане храмов, пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны.

Однажды на могилу Жени приехал ветеран Великой Отечественной войны. Сняв с себя фронтовую медаль “За отвагу”, он положил ее на могилу и сказал: “Он душу России спас!”

В память о Евгении народный художник В. Балабанов написал картину «Молитва о русском воине». Она прославляет за подвиг мученичества всех сынов Отечества, не предавших Христа и Россию. В центре картины Крест-памятник. В терновом венце образ воина - мученика Евгения. Погубленные жизни сынов Отечества символизирует надломленное сухое древо. А рядом - гроздья рябины, символ святой крови наших воинов.

По всей России уже существует более 100 иконописных изображений.

В 1997 году была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений».

Построены храмы.

На территории погранотряда в с. Акташ (Горный Алтай) в погранвойсках России воздвигнут храм в честь древнего св. мученика Евгения, первый в память о 19-летнем пограничнике Евгении Родионове и ребятах, которые погибли в Чечне.

На Украине строительство первого храма в честь воина веры инициировали воины-интернационалисты Харькова. Харьковский областной союз ветеранов Афганистана выступил инициатором предложения о возведении часовни погибшим воинам — участникам локальных войн, в честь российского солдата Евгения Родионова.

23 мая – День Памяти зверски замученного в Чечне русского пограничника Евгения Родионова, казненного, но не отрекшегося от Родины и Веры. (См. презентацию).

Приложение 2.

Подвиг Евгения Родионова воспет в стихах и прозе. Эти строки рассказывают о короткой жизни русского парня, рядового пограничника Евгения Родионова, нравственный подвиг которого может служить ярким примером стойкости и мужества. Всего 19 лет ему было отмерено. Автор стихотворения является его ровесник Евгений Жижко.

Передо мной лежит икона

Я всматриваюсь в лик святой

В военной форме смотрит скромно

Мой сверстник парень молодой

Такого раньше не встречал я

За что же это в наши дни

Такого молодого парня

Уже в святые возвели.

Мой сверстник, Женя Родионов

Российской армии солдат

Каких, в России миллионы

Отдать долг Родине был рад

А мама слезы утирая,

Благословила как смогла

Тот крестик золотой вручая,

Чтобы судьба уберегла.

Когда в Чечне правопорядок

Парнишка стройно охранял

Ему устроили засаду

Он в плен боевикам попал

И золотой на теле крестик

Блеснул боевику в глаза:

"В живых останешься ты если

Заменишь веру" - он сказал.

И приняв страшные мученья

Отдал Евгений жизнь свою,

Отдал врагам без сожаленья

За веру православную.

А мама плакала, искала

Сыночка долго своего

И среди тел других узнала

Она по крестику его.

(автор Евгений Жижко)

Приложение 3.

Люди чтят память о Герое. Для многих Евгений стал символом мужества, чести, верности. Он награжден посмертно орденом Мужества и орденом «Слава России». Торжественная церемония вручения ордена прошла 22 марта 1999.г в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Награду приняла его мама, Любовь Васильевна Родионова. В своем слове она поблагодарила тех, кто невзирая ни на что, продолжает служить Родине и попросила присутствующих не забывать наших солдат, несущих нелегкую службу в зонах вооруженных конфликтов, по возможности помогать им.

Именем Евгения Родионова названа школа в г. Кузнецк Пензенской области. У входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Перед школой, в которой он учился, открыт памятник воину. Простой русский парень стоит теперь в камне. Стоит, сжимая крестик, в пламени свечи.

Одиннадцать детских организаций в России названы его именем…

Специальный приз имени Е. Родионова вручается на Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова. Композиторы и барды сочиняют и поют о нем песни. И это все – память.

 

Приложение 4.

Биография Евгения Родионова

Детство и юность

Родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Его отец Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через неделю, после вести о гибели сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

В год с лишним Евгений был крещён, однако нательного креста не носил и лишь в 1988 (или 1989) году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Хотя мать Евгения отрицательно относилась к ношению сыном креста, он и не думал его снимать; лишь со временем переменил цепочку на толстую верёвочку.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на водителя.

Служба в армии

Был призван на срочную службу 25 июня 1995 года в пограничные войска Федеральной Пограничной Службы России. Проходил боевую подготовку в учебном подразделении войсковой части 2631 Пограничных войск РФ (ныне расформирована) в городе Озёрске Калининградской области. Военную присягу принял 10 июля 1995 года. После подготовки в учебном центре служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманёвренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 году) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года направлен на боевую стажировку в КОПО (Кавказский Особый Пограничный Округ) в Назрановский пограничный отряд (воинская часть № 2094), где выполнял служебно-боевые задачи по охране и обороне административной границы с Чеченской Республикой; прослужив один месяц, попал в плен.

Крест на могиле Евгения Родионова в деревне Сатино-Русское. Надпись на кресте: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казнённый под Бамутом 23 мая 1996 года».

Гибель

14 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. По словам матери, в убийстве признался Руслан Хайхороев, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, в собственный день рождения, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен.

Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. У матери получилось выйти на связь с Басаевым, тот при всех пообещал ей найти сына, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.

Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм Святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.

Похоронен Евгений Родионов в Москве, близ деревни Сатино-Русское поселения Щаповское (Троицкий административный округ) (до 1 июля 2012 года — Подольского района Московской области), возле церкви Вознесения Христова.

Мнения

Дмитрий Дудко, священник:

Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за веру православную. Это подвиг редчайший! С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой — вселяет бодрость. Мы, видя то, что свершилось, говорим: «Только верой мы победим!»

Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики:

Моё мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, — это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил.

Литература

1.Григорьева Е. Воин в красной накидке //Работница –2003. - №6. – С.6-9.

2.Дубова О. Н. Евгений — значит благородный // Русский Дом, май, 2006.

3.Чуркина Е., Сапожникова Т. За сыном — в логово врага // Ладога, 29.11.2010.

4.Протоиерей Александр Шаргунов о воине Евгении Родионове… // Русский Вестник, 09.03.2004.

5.Рассказ матери //Наука и религия. – 2001. - №8. – С.6.