Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419830
Игровое занятие «Этот удивительный танграм»
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы
18.03.2020 07:20

Герасимова Галина Владимировна, воспитатель МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда». 
История возникновения игры головоломки «Танграм» покрыта тайной. Самая распространенная легенда, гласящая, что изобретена она была В Китае, 4000 лет назад неким божеством по имени Тан – миф, придуманный и запущенный «в люди» американским шахматистом Лойдом. Лойд был изобретателем самых разнообразных головоломок.

 


 

Игровое занятие «Этот удивительный танграм»

Цель: развитие творческих способностей.

Задачи:

- развивать ассоциативное мышление, память, внимание, воображение; воспитанников;

- формировать умение составлять фигуры из деталей танграма;

- воспитывать чувство коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Форма проведение: игровое занятие

Ожидаемые результаты: развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: картоны, ножницы, линейки, карандаши простые и цветные, образцы-схемы, набор рисунков, мультимедийный проектор, презентация.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день! Приветствую вас, дорогие ребята, на нашем занятии. Предлагаю начать с разминки, для того чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на работу.

Игра – приветствие «Я, ты, он, она»

Цель: приветствие друг друга, создание позитивной атмосферы в группе.

Ведущий проговаривает слова и показывает движения. Игроки повторяют и слова, и движения.

Взялись за руки, образовали круг.

В этом зале – все друзья!

Я, ты, он, она вместе – дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.

В этом зале все друзья!

Обними соседа справа, обними соседа слева.

В этом зале – все друзья!

Я, ты, он, она вместе – дружная семья!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

В этом зале – все друзья!

Я, ты, он, она вместе - дружная семья!

Посмотрите на себя – вместе дружная семья!

 

Воспитатель: Всем спасибо, ребята. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь я знаю, что вы готовы к работе, и я приглашаю вас занять места за нашими столами. Наше занятие начнем с просмотра видеофильма.

Групповая дискуссия

1.О чем этот фильм?

2.Вы слышали слово «головоломка»?

3.Как вы понимаете это слово?

4.Какие головоломки вы знаете?

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать название интересной математической игры-головоломки, предлагаю разгадать ребус (на слайде).

  

Воспитатель: Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Воспитанники высказывают предположения, воспитатель направляет их на тему «Этот удивительный танграм»)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы познакомимся с игрой-головоломкой, которая носит название «Танграм». Наверное, вы не раз слышали выражение: «поломать» голову. Как вы понимаете это выражение? (Ответы воспитанников).

Правильно, это значит нужно подумать.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какие задачи перед нами поставлены?

- Узнать…. (что такое «танграм»)

- Познакомиться …. (с правилами игры)

- Научиться … (играть в игру « танграм»)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Пожалуйста, постройтесь в ряд от самого маленького роста до самого высокого. А, теперь, постройтесь, наоборот, от самого высокого до самого маленького роста. И сейчас по алфавиту имен. Ребята, рассчитайтесь по номерам 1,2, 3. Попрошу первые номера сделать шаг вперёд (садятся за 1 стол), вторые номера два шага вперёд (садятся за 2 стол), третьи номера три шага вперёд (3 команды).

Посмотрите друг на друга, теперь вы три команды.

Ребята, в конце нашего занятия каждая команда соберёт головоломку из танграма и оценит свою работу:

Красная ладошка – команда справилась без затруднений

Зелёная – справилась, но были ошибки

Жёлтая – не справились (справлялась с большими затруднениями)

Воспитатель: Ребята, а где мы можем найти информацию об этом интересном слове? (ответы воспитанников: словарь, интернет, в зале у гостей)

1 команда – словарь (ищут, что такое головоломка)

2 команда – интернет - ресурсы

3 команда – опрос в зале

Каждая команда знакомит остальных с найденной информацией.

Воспитатель: Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат. Из скольких частей состоит квадрат? (Из 7 частей).

А теперь перечислим, из каких геометрических фигур состоит квадрат (2 больших треугольника, 1 средний треугольник, 2 маленьких треугольника, 1 квадрат, 1 параллелограмм).

Вывод: Танграм – это древняя китайская головоломка.

Информационный блок

Воспитатель: Наши воспитанники подготовили для вас интересные сообщения из истории китайской головоломки.

Сообщение 1.

История возникновения игры головоломки «Танграм» покрыта тайной. Самая распространенная легенда, гласящая, что изобретена она была В Китае, 4000 лет назад неким божеством по имени Тан – миф, придуманный и запущенный «в люди» американским шахматистом Лойдом. Лойд был изобретателем самых разнообразных головоломок. По крайней мере. Первая книга об этой игре была напечатана в Китае в 1803 году. Кстати, у китайцев игры с названием «Танграм» нет, она называется Чи-Чао-Тю, что переводится как «хитроумный узор из семи частей». Игру-головоломку завезли в Америку китайские моряки.

А из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое имя «Танграм» («Тан» – китаец, «грам» - буква).

Сообщение 2.

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Чи-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей.

Групповая дискуссия

1. В каком году напечатана первая книга об этой игре (была напечатана в Китае в 1803 году)

2. Как переводится слово танграм? («Тан» – китаец, «грам» - буква).

Воспитатель: Ребята, сейчас небольшая интеллектуальная разминка

«Разминка»

Вопросы для каждой команды по теме

1. Назовите фигуру, у которой три угла (треугольник)

2. Сколько у него сторон? (три)

3. Отгадайте загадку:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

4. Сколько вершин у квадрата? (4)

5. Сколько сторон? (4)

6. Отгадайте загадку:

У него углы прямые

И четыре стороны

Те, которые напротив,

Параллельны и равны (параллелограмм).

7. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны 

Одинаковой длины. 

Вам его представить рад. 

А зовут его… квадрат.

8. Вы подумайте, скажите ... 

Только помнить вы должны: 

Стороны фигуры этой 

Противоположные равны. (Прямоугольник)

9. Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня ... квадрат.

Практическая часть

Правила игры

(памятки на стол каждой команде)

Воспитатель: Ребята, как и любой игре в танграме есть правила.

1.В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

2.При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

3.Элементы фигур должны примыкать один к другому.

4.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Воспитатель: Ребята, вы самостоятельно сделаете танграм, для этого у вас на столе приготовлены:

1.1 лист бумаги / фотобумаги.

2.простой карандаш.

3.ножницы.

4.линейка.

5.цветные карандаши (для раскрашивания фигурок).

При работе вы не должны забывать о технике безопасности. Давайте вспомним, как мы с вами должны пользоваться ножницами и клеем.

Техника безопасности

1.Не держи ножницы кольцами вверх.

2.Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.

3.Резать только сидя.

4.Нельзя ножницы близко подносить к лицу.

5.Передавай ножницы только в закрытом виде, концами сторону соседа.

6.Остатки клея удалить салфеткой.

7.Передавать клей - карандаш только в закрытом виде.

8.После окончания работы клей - карандаш закрыть и убрать безопасное место.

Воспитатель: Ребята, на столе у каждой команды лежит образец-схема для изготовления танграма.

Пошаговое описание (образцы-схем):

1) Сначала нужно начертить квадрат определённых размеров. Пусть это будет 10 на 10 сантиметр.

2) В квадрате проводим диагональ - тем самым мы разобьём его на 2 больших треугольника.

3) Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников (10 см / 2 = 5 см) и соединим их отрезком. Если говорить геометрическими терминами - построим среднюю линию треугольника.

4) У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны (гипотенузы).

Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке (она является частью диагонали нашего квадрата).

Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких.

5) Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку.

Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник.

6) Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой гипотенузы нижнего треугольника.

Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм.

7) Остаётся раскрасить все фигуры цветными карандашами. Если вы хотите, чтобы каждая фигура имела свой цвет, то можно обойтись и без раскрашивания. Вырезаем получившееся фигуры, и танграм будет готов.

 

Игра «Танграм»

Воспитатель: Сейчас каждая команда выберет конверт с заданием, выполнит его и приклеит то, что получилось на лист и повесит на доску. А потом мы попытаемся узнать, что собрала команда.

Воспитатель: Ребята, вы все выполнили задание. Сейчас, я прошу вас оценить свою работу. У вас столах лежат по три цветных ладошке.

Красная ладошка – команда справилась без затруднений

Зелёная – справилась, но были ошибки

Жёлтая – не справились (справлялась с большими затруднениями)

Воспитатель: Приглашаю по одному человеку из команд со своими работами.

Воспитатель: 2, 3 команды попрошу отгадать, что получилось у 1 команды;

1, 3 команды попрошу отгадать, что изображено у 2 команды;

1,2 команды попрошу отгадать, что изображено у 3 команды.

Воспитатель: Молодцы! Все ребята справились. А, теперь, давайте вернемся к нашим ладошкам и оценим работу друг друга.

Красная ладошка – 5 баллов

Зелёная – 4 балла

Жёлтая – 3 балла

Прошу команды 2 и 3 оценить выполненную работу 1 команды.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно ли применить идеи танграма не только в игровой деятельности, но и при изучении математики? А как?

Вывод: «Танграм» удивительная игра-головоломка развивает:

-         логику

-         усидчивость

-         воображение

-         внимательность

-         находчивость

-         память.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, наша встреча подходит к концу, давайте ответим на вопросы?

- Как называется игра, с которой мы сегодня познакомились?

- Какую цель мы ставили в начале занятия? Достигли мы ее?

- Из каких геометрических фигур состоит «Танграм»?

- Что интересного было на занятии? (Познакомились с историей возникновения игры «Танграм»; познакомилась с правилами игры; составили несколько изображений и т.д.)

- Что особенно запомнилось?

- Развитию каких качеств способствует игра «Танграм»? (развитию мышления, воображения и памяти; учит быть терпеливым и внимательным).

- Где применяется «Танграм»?

Воспитатель: Давайте поблагодарим наш чудесный, волшебный квадрат, за то, что он научил нас играть в игру «Танграм» - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга! Надеюсь, что «Танграм» вас заинтересовал и вы познакомите с ним своих друзей и родных.

 

Литература

1.Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIIIкл. – М.:Просвещение, 2002.- 145с.

2.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. — М.:Просвещение, 2009. – 232с.

3.Ленгдон Н.,Снейп Ч. С математикой в путь. — М.: Педагогика, 2007. – 189с.

4.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / под ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1995. –480 с.

Интернет-pecурсы

1.http://ru.Wikipedia/org/wiki/  

2.http://puzzles.h1.ru/Puzzles/tangram.html

3.http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/

4.http://dic/academic.ru/

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР