Игровое занятие «Этот удивительный танграм» |
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы |
18.03.2020 07:20 |
Герасимова Галина Владимировна, воспитатель МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда».
Игровое занятие «Этот удивительный танграм» Цель: развитие творческих способностей. Задачи: - развивать ассоциативное мышление, память, внимание, воображение; воспитанников; - формировать умение составлять фигуры из деталей танграма; - воспитывать чувство коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности. Форма проведение: игровое занятие Ожидаемые результаты: развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать друг с другом. Оборудование: картоны, ножницы, линейки, карандаши простые и цветные, образцы-схемы, набор рисунков, мультимедийный проектор, презентация. Ход занятия Воспитатель: Добрый день! Приветствую вас, дорогие ребята, на нашем занятии. Предлагаю начать с разминки, для того чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на работу. Игра – приветствие «Я, ты, он, она» Цель: приветствие друг друга, создание позитивной атмосферы в группе. Ведущий проговаривает слова и показывает движения. Игроки повторяют и слова, и движения. Взялись за руки, образовали круг. В этом зале – все друзья! Я, ты, он, она вместе – дружная семья! Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева. В этом зале все друзья! Обними соседа справа, обними соседа слева. В этом зале – все друзья! Я, ты, он, она вместе – дружная семья! Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! В этом зале – все друзья! Я, ты, он, она вместе - дружная семья! Посмотрите на себя – вместе дружная семья!
Воспитатель: Всем спасибо, ребята. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь я знаю, что вы готовы к работе, и я приглашаю вас занять места за нашими столами. Наше занятие начнем с просмотра видеофильма. Групповая дискуссия 1.О чем этот фильм? 2.Вы слышали слово «головоломка»? 3.Как вы понимаете это слово? 4.Какие головоломки вы знаете? Воспитатель: Ребята, чтобы узнать название интересной математической игры-головоломки, предлагаю разгадать ребус (на слайде).
Воспитатель: Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Воспитанники высказывают предположения, воспитатель направляет их на тему «Этот удивительный танграм») Воспитатель: Правильно, сегодня мы познакомимся с игрой-головоломкой, которая носит название «Танграм». Наверное, вы не раз слышали выражение: «поломать» голову. Как вы понимаете это выражение? (Ответы воспитанников). – Правильно, это значит нужно подумать. Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какие задачи перед нами поставлены? - Узнать…. (что такое «танграм») - Познакомиться …. (с правилами игры) - Научиться … (играть в игру « танграм») Воспитатель: Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Пожалуйста, постройтесь в ряд от самого маленького роста до самого высокого. А, теперь, постройтесь, наоборот, от самого высокого до самого маленького роста. И сейчас по алфавиту имен. Ребята, рассчитайтесь по номерам 1,2, 3. Попрошу первые номера сделать шаг вперёд (садятся за 1 стол), вторые номера два шага вперёд (садятся за 2 стол), третьи номера три шага вперёд (3 команды). Посмотрите друг на друга, теперь вы три команды. Ребята, в конце нашего занятия каждая команда соберёт головоломку из танграма и оценит свою работу: Красная ладошка – команда справилась без затруднений Зелёная – справилась, но были ошибки Жёлтая – не справились (справлялась с большими затруднениями) Воспитатель: Ребята, а где мы можем найти информацию об этом интересном слове? (ответы воспитанников: словарь, интернет, в зале у гостей) 1 команда – словарь (ищут, что такое головоломка) 2 команда – интернет - ресурсы 3 команда – опрос в зале Каждая команда знакомит остальных с найденной информацией. Воспитатель: Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат. Из скольких частей состоит квадрат? (Из 7 частей). А теперь перечислим, из каких геометрических фигур состоит квадрат (2 больших треугольника, 1 средний треугольник, 2 маленьких треугольника, 1 квадрат, 1 параллелограмм). Вывод: Танграм – это древняя китайская головоломка. Информационный блок Воспитатель: Наши воспитанники подготовили для вас интересные сообщения из истории китайской головоломки. Сообщение 1. История возникновения игры головоломки «Танграм» покрыта тайной. Самая распространенная легенда, гласящая, что изобретена она была В Китае, 4000 лет назад неким божеством по имени Тан – миф, придуманный и запущенный «в люди» американским шахматистом Лойдом. Лойд был изобретателем самых разнообразных головоломок. По крайней мере. Первая книга об этой игре была напечатана в Китае в 1803 году. Кстати, у китайцев игры с названием «Танграм» нет, она называется Чи-Чао-Тю, что переводится как «хитроумный узор из семи частей». Игру-головоломку завезли в Америку китайские моряки. А из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое имя «Танграм» («Тан» – китаец, «грам» - буква). Сообщение 2. Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Чи-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей. Групповая дискуссия 1. В каком году напечатана первая книга об этой игре (была напечатана в Китае в 1803 году) 2. Как переводится слово танграм? («Тан» – китаец, «грам» - буква). Воспитатель: Ребята, сейчас небольшая интеллектуальная разминка «Разминка» Вопросы для каждой команды по теме 1. Назовите фигуру, у которой три угла (треугольник) 2. Сколько у него сторон? (три) 3. Отгадайте загадку: Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). 4. Сколько вершин у квадрата? (4) 5. Сколько сторон? (4) 6. Отгадайте загадку: У него углы прямые И четыре стороны Те, которые напротив, Параллельны и равны (параллелограмм). 7. Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его… квадрат. 8. Вы подумайте, скажите ... Только помнить вы должны: Стороны фигуры этой Противоположные равны. (Прямоугольник) 9. Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, А зовут меня ... квадрат. Практическая часть Правила игры (памятки на стол каждой команде) Воспитатель: Ребята, как и любой игре в танграме есть правила. 1.В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов. 2.При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга. 3.Элементы фигур должны примыкать один к другому. 4.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Воспитатель: Ребята, вы самостоятельно сделаете танграм, для этого у вас на столе приготовлены: 1.1 лист бумаги / фотобумаги. 2.простой карандаш. 3.ножницы. 4.линейка. 5.цветные карандаши (для раскрашивания фигурок). При работе вы не должны забывать о технике безопасности. Давайте вспомним, как мы с вами должны пользоваться ножницами и клеем. Техника безопасности 1.Не держи ножницы кольцами вверх. 2.Ножницы нельзя оставлять в открытом виде. 3.Резать только сидя. 4.Нельзя ножницы близко подносить к лицу. 5.Передавай ножницы только в закрытом виде, концами сторону соседа. 6.Остатки клея удалить салфеткой. 7.Передавать клей - карандаш только в закрытом виде. 8.После окончания работы клей - карандаш закрыть и убрать безопасное место. Воспитатель: Ребята, на столе у каждой команды лежит образец-схема для изготовления танграма. Пошаговое описание (образцы-схем): 1) Сначала нужно начертить квадрат определённых размеров. Пусть это будет 10 на 10 сантиметр. 2) В квадрате проводим диагональ - тем самым мы разобьём его на 2 больших треугольника. 3) Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников (10 см / 2 = 5 см) и соединим их отрезком. Если говорить геометрическими терминами - построим среднюю линию треугольника. 4) У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны (гипотенузы). Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке (она является частью диагонали нашего квадрата). Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких. 5) Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку. Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник. 6) Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой гипотенузы нижнего треугольника. Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм. 7) Остаётся раскрасить все фигуры цветными карандашами. Если вы хотите, чтобы каждая фигура имела свой цвет, то можно обойтись и без раскрашивания. Вырезаем получившееся фигуры, и танграм будет готов.
Игра «Танграм» Воспитатель: Сейчас каждая команда выберет конверт с заданием, выполнит его и приклеит то, что получилось на лист и повесит на доску. А потом мы попытаемся узнать, что собрала команда. Воспитатель: Ребята, вы все выполнили задание. Сейчас, я прошу вас оценить свою работу. У вас столах лежат по три цветных ладошке. Красная ладошка – команда справилась без затруднений Зелёная – справилась, но были ошибки Жёлтая – не справились (справлялась с большими затруднениями) Воспитатель: Приглашаю по одному человеку из команд со своими работами. Воспитатель: 2, 3 команды попрошу отгадать, что получилось у 1 команды; 1, 3 команды попрошу отгадать, что изображено у 2 команды; 1,2 команды попрошу отгадать, что изображено у 3 команды. Воспитатель: Молодцы! Все ребята справились. А, теперь, давайте вернемся к нашим ладошкам и оценим работу друг друга. Красная ладошка – 5 баллов Зелёная – 4 балла Жёлтая – 3 балла Прошу команды 2 и 3 оценить выполненную работу 1 команды. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно ли применить идеи танграма не только в игровой деятельности, но и при изучении математики? А как? Вывод: «Танграм» удивительная игра-головоломка развивает: - логику - усидчивость - воображение - внимательность - находчивость - память. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, наша встреча подходит к концу, давайте ответим на вопросы? - Как называется игра, с которой мы сегодня познакомились? - Какую цель мы ставили в начале занятия? Достигли мы ее? - Из каких геометрических фигур состоит «Танграм»? - Что интересного было на занятии? (Познакомились с историей возникновения игры «Танграм»; познакомилась с правилами игры; составили несколько изображений и т.д.) - Что особенно запомнилось? - Развитию каких качеств способствует игра «Танграм»? (развитию мышления, воображения и памяти; учит быть терпеливым и внимательным). - Где применяется «Танграм»? Воспитатель: Давайте поблагодарим наш чудесный, волшебный квадрат, за то, что он научил нас играть в игру «Танграм» - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга! Надеюсь, что «Танграм» вас заинтересовал и вы познакомите с ним своих друзей и родных.
Литература 1.Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIIIкл. – М.:Просвещение, 2002.- 145с. 2.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. — М.:Просвещение, 2009. – 232с. 3.Ленгдон Н.,Снейп Ч. С математикой в путь. — М.: Педагогика, 2007. – 189с. 4.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / под ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1995. –480 с. Интернет-pecурсы 1.http://ru.Wikipedia/org/wiki/ 2.http://puzzles.h1.ru/Puzzles/tangram.html 3.http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/ 4.http://dic/academic.ru/ |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».