Растения и животные в символике Хакасии |
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы | ||||||||||||
25.12.2020 06:26 | ||||||||||||
Султрекова Антонина Михайловна – учитель биологии; Тобурчинова Ольга Гавриловна – учитель географии; Шевченко Надежда Ивановна - учитель биологии.
Растения и животные в символике ХакасииФорма занятия – урок - игра. Тип занятия – изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с растениями и животными, используемых в символике Республики Хакасии. Задачи:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной деятельности: - использование справочной и дополнительной литературы; - владение цитированием и различными видами комментариев; - использование различных видов наблюдения; - использование разных видов моделировани. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Ход внеклассного занятияУчитель 1: (слайд № 1) Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие будет проходить в форме игры, и посвящено оно символам. Ребята, скажите, что такое символ? (учащиеся отвечают на вопрос) Учитель 2: (слайд № 2) Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие так: “Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, идеи”. С древних времён, каждое государство имеет свой символ. Для его создания используют растения или животных, которые имеют определённое значение. Почему же в символике используют растения или животных? На этот вопрос мы попросим ответить учителя географии(слайд № 3) Ученица 1: С древних времён люди используют в качестве символов растения и животных, которые являются символами народных традиций, государственности (слайд № 4) Растение – символ красоты, мира, благополучия. Ещё древние мудрецы считали, что растение это символ жизни, и каждый орган растения что-то символизирует. Стебель – символ источника жизни, корни – символ скрытых сил природы, а ветви – это проявление бесконечности жизни. Среди огромного их разнообразия человек отмечал такие, которые восхищали его красотой, внушали почтение долголетием или своей мощью, удивляли своими неповторимыми свойствами, были близки ему духовно. В национальной символике используются разные по значению растения: одни – священные, запечатлены в старинных сказаниях, легендах, мифах, другие – окружают человека, приносят благополучие и успех, потому связаны с национальными традициями. Иногда всеобщее внимание привлекают редкие растения и животные, как достопримечательность, реликвия страны. (слайд № 5) Животные с древних времён являются олицетворением силы, хитрости, ловкости, быстроты. Учитель 1: Наша игра будет посвящена символам Республики Хакасия. Представление жюри Учитель 2: Хакасия, край мой! Родные просторы,(слайд № 6) Уникальна и неповторима по красоте природа Хакасии. Недаром нашу республику называют “маленькая Швейцария”. Познакомимся с гербами районов Республики Хакасия. Ученица 2: (слайд 11) Герб Аскизского района утвержден Решением Совета депутатов Муниципального образованияАскизский район от 28 марта 2008 года. Геральдическое описание герба Аскизского района гласит: Кроме скотоводства, местное население занималось добычей золота. Золотая чаша - символ богатств Аскизской земли, в которой найдены многочисленные залежи золота, железа, мрамора, угля, гипса, марганца, меди, молибдена и других полезных ископаемых. Ученица 3: (слайд 12) Герб муниципального образования Алтайский район представляет собой расположенный вертикально прямоугольный заостренный книзу щит, символизирующий лемех плуга, щит окрашен в белый цвет — символ чистоты помыслов и устремлений. В центре щита по кругу изображены часть шестеренки и хакасский национальный орнамент, символизирующие промышленность, механизацию сельского хозяйства и Республику Хакасия, на территории которой расположено муниципальное образование. В центре круга на чёрном фоне — символе залежей каменного угля изображен мощный жёлтый колос с девятью зернами — девятью территориальными управлениями. Слева и справа от колоса голубым цветом изображены волны, символизирующие реки Абакан и Енисей, омывающие территорию муниципального образования, зелёный цвет слева и справа от волн символизирует рукотворные боры, лес на островах. Внизу щита на фоне муаровой ленты — символе военных лет, изображена дата создания района. В верхней части щита красными буквами написано: Алтайский район — красный цвет в оформлении герба символизирует преемственность поколений и верность традициям района. Щит со всех сторон окантован жёлтой и красной полосами — жёлтый цвет символизирует цвет необъятной золотой степи, цвет спелых хлебов. Ученица 4: (слайд 13) Боградский район богат природными ресурсами, уникальными заповедными уголками. Здесь хорошо выражены три географических пояса: степной, лесостепной и подтаежный, что обусловило природное разнообразие района. Расположенное в центре герба стилизованное изображение красного цветка жарка с золотой сердцевиной символизирует красоту природы района. Золотая сердцевина - солнце - символ тепла, энергии, света, жизни. Косуля символизирует то, что Боградский район относится к особо охраняемым природным территориям республики Хакасия. На большей части территории района находится Боградский заказник в лесостепном поясе Батеневского кряжа, юго-восточнее села Боград. Главная цель этих заповедных мест - охрана косули, которая концентрируется здесь в зимний период. В Боградском районе учеными обнаружены и зафиксированы многочисленные памятники различных эпох - курганы, писаницы, изваяния, стоянки и городища. Один из самых известных памятников прошлого - Большая Боярская писаница - памятник изобразительного искусства тагарского периода. Эта наскальная роспись имеет мировое значение, она занесена в мировую археологическую энциклопедию и является гордостью Боградского района. Три юрты в гербе района напоминают один из характерных рисунков Большой Боярской писаницы и символизируют культурную и историческую преемственность поколений.
Ученица 5: (слайд 14) Герб Бейского района. Скачущая лошадь (молодая кобылица) - символ сельского хозяйства и крестьянского труда, символ преодоления препятствий, символ связи прошлого и настоящего, символ готовности и к мирному труду, и к военным действиям. Золотой безант - аллегория солнца, символ тепла, света, энергии, символ вечности. Черная пирамида - аллегория терриконов, образованных в ходе добычи угля. Пирамида символизирует ООО "Восточно-Бейский разрез" - градообразующее предприятие Бейского района. Лазоревые края герба символизируют реки Енисей и Абакан, в междуречье которых расположен Бейский район. Зеленый цвет символизирует таежную часть Бейского района, а также весну, здоровье, природу, молодость и надежду. Ученица 6: (слайд 15) Орджоникидзевский район находится на северо-западе Республики Хакасия. В состав Орджоникидзевского района, как муниципального образования, входят девять поселений. Территория района находится в трёх почвенно-географических поясах — лесостепном, горно-таёжном и незначительной частью — в степном. Среди естественной растительности района преобладают леса. Особенно много лиственных и пихтовых лесов. Менее распространены луга, большая часть которых лесного происхождения. Несмотря на обилие лесов, район является сельскохозяйственным. Достопримечательностью района являются расположенные в высокогорном поясе Кузнецкого Алатау на площади 4237 га Ивановские озёра. Это озёра ледникового происхождения, пополняющиеся ежегодно за счёт осадков и таяния, длительно сохраняющихся снежников Кузнецкого Алатау, имеющие прозрачную пресную воду. Этот памятник природы, который можно сравнить со Швейцарией, окружен субальпийскими и альпийскими лугами, пихтовым редколесьем, горной тундрой (единственной в Хакасии), уникальными рощами из берёзы извилистой, каскадами озёр с водопадами. В районе озёр имеется большой снежник (до 1 км.), который является местом тренировки горнолыжников в летнее время. Ученица 7: (слайд 16) Герб Муниципального образования Ширинский район. Ученица 8: (слайд 17) Усть-Абаканский район расположен в центре Республики Хакасия. По территории района протекают многие реки, из которых наиболее крупные Енисей и его приток река Абакан. Население занимается разведением молочного и мясного скотоводства, овцеводством, табунным коневодством, свиноводством, выращиванием сельскохозяйственной птицы разных видов. Символика герба Усть-Абаканского района многозначна: - деление поля пополам - аллегория центрального расположения района (в середине) в Хакасии; - лазорево-серебряное поле, с серебряными и лазоревыми волнами - аллегория двух главных рек района Абакан и Енисей; - золотой конь - символизирует любовь коренного населения района к степным красавцам. Коневодству в районе уделяется большое внимание. Усть-Абаканский район является местом проведения многочисленных конноспортивных соревнований. Конь, гордое и статное животное, символ преодоления расстояний и препятствий, символ отваги, силы, скорости; - золотой безант, окаймленный пятью красными лепестками - аллегория одного из хакасских солярных знаков. Солярные, т.е. солнечные знаки широко использовали местные народы, украшая ими одежду, оружие, жилища. Они являлись для хакасов оберегами от злых духов.
Ученица 9: (слайд 18) Символика герба Таштыпскогорайона отражает его исторические и природные особенности: - острог символизирует собой историческое происхождение села Таштып - как казачьего форпоста; - горы на фоне лазури - символизируют предгорья Западного Саяна, ярко выделяющиеся на фоне чистого, голубого неба, у основания которых располагается село Таштып; - узор из веток богородскойтравы перевивающиеся на зеленом основании - символ прекрасных горных пастбищ, символ богатой флоры района.
Учитель 2: Какие растения встречаются на гербах районов Республики Хакасия? (жарки, ирис, пшеница, богородская трава). Каждая группа получается задание. Время на выполнение задания 3 минуты. (Выполнение заданий по морфологическим характеристикам: ирис, пшеница, богородская трава). После выполнения заданий, ответы сдаются жюри. Учитель 3: В 1980г. был утверждён герб г. Абакана. Какой цветок изображён на гербе? (команды отвечают)(слайд № 19) Учитель 2: На территории нашей республики произрастает много красивых растений. Но самыми красивыми считаются жарки (слайд № 20). Поэтому данный цветок изобразили на гербе города Абакан. Но есть и другое объяснение. Город Абакан – город молодой, развивающийся и его сравнили с этим цветком. Жарки это народное название растения, а научное – купальница азиатская. Купальница – растение многолетнее. Оно начинает цвести на 9 год. На одном растении от 1-3 цветков диаметром до 6см. Долгое время жарки были под охраной государства, т.к. это растение находилось на грани исчезновения. Люди истребляли его, собирая огромные букеты.
(слайд №21).В столице Хакасии на перекрестке улиц Пушкина - Щетинкина «расцвели» первые городские цветы - «Жарки».Черногорский предприниматель Дмитрий Голубев со своими помощниками установил малые архитектурные формы - трехъярусные цветники, украшенные символом городского герба - таежными жарками.
Учитель 3: Абакан - столица Хакасии. На гербе города изображёна купальница азиатская. А какое растение и животное изображено на гербе республики? (команды отвечают) Учитель 1: На гербе нашей республики изображена ветвь берёзы и крылатый барс (слайд №22). (слайд №22) Берёза – священное растение для многих народов. На Руси берёзу называли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать. В празднования Троицы древние славяне наряжали её лентами, водили вокруг хороводы, пели песни. Ученик 10: Предки хакасов в марте месяце проводили праздник Чыл Пазы. В этот день они совершали обряд Благодарения Берёзе. Привязывали к ней чалама – ленточки белого, синего, красного, зелёного цветов и просили у богов урожая, благополучия, здоровья. Таким образом, берёза символизирует духовную чистоту, покровительство высших сил. Она является символом дружбы, а венок из берёзовых ветвей символизирует бессмертие и величие государства. Учитель 2.: Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу. - Ребята, какие песни вы знаете про березу?
Песни о берёзе – угадай мелодию. (Автор слов и музыки). Ученик 11: (слайд № 15) Снежный барс, в странах Востока, символизирует отвагу, готовность сразиться с любым противником, даже в одиночку. Эти качества были присущи создателям первого на территории Хакасии государства кыргызов (6 -7 в). Белый цвет фигуры барса указывает на мирное существование современной Хакасии, а наличие крыльев является символом неутомимости и скорости развития нашего региона. Снежный барс – житель высокогорий. Встречается на высоте до 5500м. над уровнем моря. Второе название – ирбис – укоренилось в нашем языке давно. Ещё в XVII веке русские купцы-меховщики переняли его у охотников из Азии. На тюрском языке – ирбис, что в переводе на русский язык значит снежная кошка. Ученик 12: Снежный барс имеет мягкий, пышный мех и длинный пушистый хвост. Общий фон наряда ирбиса светло-серый, и по нему разбросано множество тёмных пятен. Такая пёстрая окраска маскирует его среди тёмных скал, камней, белого снега. Туловище у снежного барса вытянутое и приземистое. Это помогает ему маскироваться. Излюбленные места обитания ирбиса - скальные участки гор, нагромождения камней. Убежище и логово барс устраивает в пещерах, скальных расщелинах. В этих убежищах он проводит светлое время суток, а с наступлением сумерек выходит на охоту. Идёт он осторожно, но смело. Врагов у него нет. Учитель 1: В XIXв. ирбис не представлял редкость. Охота на него разрешалась круглый год и даже поощрялась, барсы считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Шапки и шубы из меха ирбиса свидетельствовали о состоятельности и житейской мудрости тех, кто ими обладал. С 1973г. охота на снежных барсов запрещена в связи с сокращением численности.
О.Г. Задание: Найти соответствие Населенный пункт топоним 1.Абакан А. конопля 2.Киндирла Б. рыбная река 3.Чиланы В. Медвежья кровь 4.Карагай Г. Змеиное место 5.Балыкса Д. Сосна
Учитель 1: На территории Хакасии разнообразна флора и фауна. Но в результате хозяйственной деятельности человека численность растений и животных постепенно стала сокращаться. Для сохранения и восстановления численности исчезающих видов был организован заповедник “Хакасский”. Ребята, подумайте и скажите, а как вы можете помочь в сохранении природного богатства республики? Мусорные свалки. Вывод: Слайд «Ансамбль «Жарки»». Учитель 2: Наше занятие хотелось бы закончить такими словами: Богом дарована родина чудная, |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».