Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385571
Растения и животные в символике Хакасии
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы
25.12.2020 06:26

Султрекова Антонина Михайловна – учитель биологии; Тобурчинова Ольга Гавриловна – учитель географии; Шевченко Надежда Ивановна - учитель биологии. 
МБОУ Калининская СОШ, село Аскиз. Урок - игра «Растения и животные в символике Хакасии» 6 класс.

 


 

Растения и животные в символике Хакасии

Форма занятия – урок - игра.

Тип занятия – изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с растениями и животными, используемых в символике Республики Хакасии.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с растениями и животными, используемых в символике республики Хакасия;
  • продолжить формирование чувства гордости за свою малую Родину и бережное отношение к природному богатству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- использование разных видов моделировани.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

 

Ход внеклассного занятия

Учитель 1: (слайд № 1) Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие будет проходить в форме игры, и посвящено оно символам. Ребята, скажите, что такое символ?

(учащиеся отвечают на вопрос)

Учитель 2: (слайд № 2) Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие так: “Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, идеи”. С древних времён, каждое государство имеет свой символ. Для его создания используют растения или животных, которые имеют определённое значение. Почему же в символике используют растения или животных? На этот вопрос мы попросим ответить учителя географии(слайд № 3)

Ученица 1: С древних времён люди используют в качестве символов растения и животных, которые являются символами народных традиций, государственности (слайд № 4) Растение – символ красоты, мира, благополучия. Ещё древние мудрецы считали, что растение это символ жизни, и каждый орган растения что-то символизирует. Стебель – символ источника жизни, корни – символ скрытых сил природы, а ветви – это проявление бесконечности жизни.

Среди огромного их разнообразия человек отмечал такие, которые восхищали его красотой, внушали почтение долголетием или своей мощью, удивляли своими неповторимыми свойствами, были близки ему духовно. В национальной символике используются разные по значению растения: одни – священные, запечатлены в старинных сказаниях, легендах, мифах, другие – окружают человека, приносят благополучие и успех, потому связаны с национальными традициями. Иногда всеобщее внимание привлекают редкие растения и животные, как достопримечательность, реликвия страны. (слайд № 5) Животные с древних времён являются олицетворением силы, хитрости, ловкости, быстроты.

Учитель 1: Наша игра будет посвящена символам Республики Хакасия. Представление жюри

Учитель 2:

Хакасия, край мой! Родные просторы,(слайд № 6)
Вы мне улыбаетесь морем огней,(слайд № 7)
Широкие степи(слайд № 8), высокие горы(слайд № 9)
Навеки в душе сохранятся моей(слайд № 10)
М.Кильчичаков 

Уникальна и неповторима по красоте природа Хакасии. Недаром нашу республику называют “маленькая Швейцария”. 

Познакомимся с гербами районов Республики Хакасия.

Ученица 2: (слайд 11)

Герб Аскизского района утвержден Решением Совета депутатов Муниципального образованияАскизский район от 28 марта 2008 года.

Геральдическое описание герба Аскизского района гласит: 
"В зеленом поле две золотые скачущие, противообращенно-соединенные передние половины коней в таковых же уборах и с общим червленым с золотыми украшениями и стременами седлом и общей червленой подпругой; над седлом - золотая чаша с червленым пояском на подставке и дважды просеченным серебряно-червлено-серебряным пояском у края". На гербе поселения скачущий конь символизирует основное занятие местного населения. Конь - символ устремленности в будущее, здоровья, физической силы, скорости, трудолюбия и выносливости. 

Кроме скотоводства, местное население занималось добычей золота. Золотая чаша - символ богатств Аскизской земли, в которой найдены многочисленные залежи золота, железа, мрамора, угля, гипса, марганца, меди, молибдена и других полезных ископаемых. 
Горы, покрытые хвойными и лиственными деревьями (на гербе символически отражены зеленым цветом), леса, богатые орехом, грибами и ягодами, создают неповторимый, уникальный образ Аскизской земли.


Ученица 3: (слайд 12)

Герб муниципального образования Алтайский район представляет собой расположенный вертикально прямоугольный заостренный книзу щит, символизирующий лемех плуга, щит окрашен в белый цвет — символ чистоты помыслов и устремлений. В центре щита по кругу изображены часть шестеренки и хакасский национальный орнамент, символизирующие промышленность, механизацию сельского хозяйства и Республику Хакасия, на территории которой расположено муниципальное образование. В центре круга на чёрном фоне — символе залежей каменного угля изображен мощный жёлтый колос с девятью зернами — девятью территориальными управлениями. Слева и справа от колоса голубым цветом изображены волны, символизирующие реки Абакан и Енисей, омывающие территорию муниципального образования, зелёный цвет слева и справа от волн символизирует рукотворные боры, лес на островах. Внизу щита на фоне муаровой ленты — символе военных лет, изображена дата создания района. В верхней части щита красными буквами написано: Алтайский район — красный цвет в оформлении герба символизирует преемственность поколений и верность традициям района. Щит со всех сторон окантован жёлтой и красной полосами — жёлтый цвет символизирует цвет необъятной золотой степи, цвет спелых хлебов. 


Ученица 4: (слайд 13)

Боградский район богат природными ресурсами, уникальными заповедными уголками. Здесь хорошо выражены три географических пояса: степной, лесостепной и подтаежный, что обусловило природное разнообразие района.

Расположенное в центре герба стилизованное изображение красного цветка жарка с золотой сердцевиной символизирует красоту природы района.

Золотая сердцевина - солнце - символ тепла, энергии, света, жизни.

Косуля символизирует то, что Боградский район относится к особо охраняемым природным территориям республики Хакасия. На большей части территории района находится Боградский заказник в лесостепном поясе Батеневского кряжа, юго-восточнее села Боград. Главная цель этих заповедных мест - охрана косули, которая концентрируется здесь в зимний период.

В Боградском районе учеными обнаружены и зафиксированы многочисленные памятники различных эпох - курганы, писаницы, изваяния, стоянки и городища. Один из самых известных памятников прошлого - Большая Боярская писаница - памятник изобразительного искусства тагарского периода. Эта наскальная роспись имеет мировое значение, она занесена в мировую археологическую энциклопедию и является гордостью Боградского района. Три юрты в гербе района напоминают один из характерных рисунков Большой Боярской писаницы и символизируют культурную и историческую преемственность поколений.

 

Ученица 5: (слайд 14)

Герб Бейского района.

Скачущая лошадь (молодая кобылица) - символ сельского хозяйства и крестьянского труда, символ преодоления препятствий, символ связи прошлого и настоящего, символ готовности и к мирному труду, и к военным действиям.

Золотой безант - аллегория солнца, символ тепла, света, энергии, символ вечности.

Черная пирамида - аллегория терриконов, образованных в ходе добычи угля. Пирамида символизирует ООО "Восточно-Бейский разрез" - градообразующее предприятие Бейского района.

Лазоревые края герба символизируют реки Енисей и Абакан, в междуречье которых расположен Бейский район.

Зеленый цвет символизирует таежную часть Бейского района, а также весну, здоровье, природу, молодость и надежду.

Ученица 6: (слайд 15)

Орджоникидзевский район находится на северо-западе Республики Хакасия. В состав Орджоникидзевского района, как муниципального образования, входят девять поселений. Территория района находится в трёх почвенно-географических поясах — лесостепном, горно-таёжном и незначительной частью — в степном. Среди естественной растительности района преобладают леса. Особенно много лиственных и пихтовых лесов. Менее распространены луга, большая часть которых лесного происхождения. Несмотря на обилие лесов, район является сельскохозяйственным.

Достопримечательностью района являются расположенные в высокогорном поясе Кузнецкого Алатау на площади 4237 га Ивановские озёра. Это озёра ледникового происхождения, пополняющиеся ежегодно за счёт осадков и таяния, длительно сохраняющихся снежников Кузнецкого Алатау, имеющие прозрачную пресную воду. Этот памятник природы, который можно сравнить со Швейцарией, окружен субальпийскими и альпийскими лугами, пихтовым редколесьем, горной тундрой (единственной в Хакасии), уникальными рощами из берёзы извилистой, каскадами озёр с водопадами. В районе озёр имеется большой снежник (до 1 км.), который является местом тренировки горнолыжников в летнее время.

Ученица 7: (слайд 16)

Герб Муниципального образования Ширинский район.
За основу принята лошадь - символ у хакасского народа, изображение которой является центром композиции. Лошадь без всадника, свободная, гордая, в тоже время она трудолюбивая. Без её помощи не обходилось ни одно поколение хакасского народа. Без лошади не могли обойтись как без транспорта, незаменима она была при земледелии и при защите родного отечества. В нижней части герба волны - символ наших озёр, которые являются не только экономическим рычагом развития района, но и символом дружбы народов не только России, но и зарубежных стран. 
По бокам герба цветок ирис, которой встречается во всех наших степях и лесах и цветёт до самой глубокой осени. Он символ лесов и степей нашего района.
И тянутся цветы к символу солнца нашей Республики Хакасия. Символ солнца расположен в верхней части герба и завершает всю композицию. 

Ученица 8: (слайд 17)

Усть-Абаканский район расположен в центре Республики Хакасия. По территории района протекают многие реки, из которых наиболее крупные Енисей и его приток река Абакан. Население занимается разведением молочного и мясного скотоводства, овцеводством, табунным коневодством, свиноводством, выращиванием сельскохозяйственной птицы разных видов.

Символика герба Усть-Абаканского района многозначна:

- деление поля пополам - аллегория центрального расположения района (в середине) в Хакасии;

- лазорево-серебряное поле, с серебряными и лазоревыми волнами - аллегория двух главных рек района Абакан и Енисей;

- золотой конь - символизирует любовь коренного населения района к степным красавцам. Коневодству в районе уделяется большое внимание. Усть-Абаканский район является местом проведения многочисленных конноспортивных соревнований. Конь, гордое и статное животное, символ преодоления расстояний и препятствий, символ отваги, силы, скорости;

- золотой безант, окаймленный пятью красными лепестками - аллегория одного из хакасских солярных знаков. Солярные, т.е. солнечные знаки широко использовали местные народы, украшая ими одежду, оружие, жилища. Они являлись для хакасов оберегами от злых духов.

 

Ученица 9: (слайд 18)

Символика герба Таштыпскогорайона отражает его исторические и природные особенности:

- острог символизирует собой историческое происхождение села Таштып - как казачьего форпоста;

- горы на фоне лазури - символизируют предгорья Западного Саяна, ярко выделяющиеся на фоне чистого, голубого неба, у основания которых располагается село Таштып;

- узор из веток богородскойтравы перевивающиеся на зеленом основании - символ прекрасных горных пастбищ, символ богатой флоры района.

 

Учитель 2: Какие растения встречаются на гербах районов Республики Хакасия? (жарки, ирис, пшеница, богородская трава). Каждая группа получается задание. Время на выполнение задания 3 минуты.

(Выполнение заданий по морфологическим характеристикам: ирис, пшеница, богородская трава). После выполнения заданий, ответы сдаются жюри.

Учитель 3: В 1980г. был утверждён герб г. Абакана. Какой цветок изображён на гербе? 

(команды отвечают)(слайд № 19)

Учитель 2: На территории нашей республики произрастает много красивых растений. Но самыми красивыми считаются жарки (слайд № 20). Поэтому данный цветок изобразили на гербе города Абакан. Но есть и другое объяснение. Город Абакан – город молодой, развивающийся и его сравнили с этим цветком.

Жарки это народное название растения, а научное – купальница азиатская. Купальница – растение многолетнее. Оно начинает цвести на 9 год. На одном растении от 1-3 цветков диаметром до 6см. Долгое время жарки были под охраной государства, т.к. это растение находилось на грани исчезновения. Люди истребляли его, собирая огромные букеты.

 

Царство: 

Растения

 

Отдел: 

Цветковые

 

Класс: 

Двудольные[1]

 

 

Семейство: 

Лютиковые

 

 

Род: 

Купальница

 

Вид: 

Купальница азиатская

 

(слайд №21).В столице Хакасии на перекрестке улиц Пушкина - Щетинкина «расцвели» первые городские цветы - «Жарки».Черногорский предприниматель Дмитрий Голубев со своими помощниками установил  малые архитектурные формы - трехъярусные цветники, украшенные символом городского герба - таежными жарками.

 

Учитель 3: Абакан - столица Хакасии. На гербе города изображёна купальница азиатская. А какое растение и животное изображено на гербе республики? (команды отвечают)

Учитель 1: На гербе нашей республики изображена ветвь берёзы и крылатый барс (слайд №22).

(слайд №22) Берёза – священное растение для многих народов. На Руси берёзу называли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать. В празднования Троицы древние славяне наряжали её лентами, водили вокруг хороводы, пели песни.

Ученик 10: Предки хакасов в марте месяце проводили праздник Чыл Пазы. В этот день они совершали обряд Благодарения Берёзе. Привязывали к ней чалама – ленточки белого, синего, красного, зелёного цветов и просили у богов урожая, благополучия, здоровья.

Таким образом, берёза символизирует духовную чистоту, покровительство высших сил. Она является символом дружбы, а венок из берёзовых ветвей символизирует бессмертие и величие государства.

Учитель 2.: Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу.

- Ребята, какие песни вы знаете про березу?

 

Песни о берёзе – угадай мелодию. (Автор слов и музыки).

Ученик 11: (слайд № 15) Снежный барс, в странах Востока, символизирует отвагу, готовность сразиться с любым противником, даже в одиночку. Эти качества были присущи создателям первого на территории Хакасии государства кыргызов (6 -7 в).

Белый цвет фигуры барса указывает на мирное существование современной Хакасии, а наличие крыльев является символом неутомимости и скорости развития нашего региона. Снежный барс – житель высокогорий. Встречается на высоте до 5500м. над уровнем моря. Второе название – ирбис – укоренилось в нашем языке давно. Ещё в XVII веке русские купцы-меховщики переняли его у охотников из Азии. На тюрском языке – ирбис, что в переводе на русский язык значит снежная кошка.

Ученик 12: Снежный барс имеет мягкий, пышный мех и длинный пушистый хвост. Общий фон наряда ирбиса светло-серый, и по нему разбросано множество тёмных пятен. Такая пёстрая окраска маскирует его среди тёмных скал, камней, белого снега. Туловище у снежного барса вытянутое и приземистое. Это помогает ему маскироваться. Излюбленные места обитания ирбиса - скальные участки гор, нагромождения камней. Убежище и логово барс устраивает в пещерах, скальных расщелинах. В этих убежищах он проводит светлое время суток, а с наступлением сумерек выходит на охоту. Идёт он осторожно, но смело. Врагов у него нет.

Учитель 1: В XIXв. ирбис не представлял редкость. Охота на него разрешалась круглый год и даже поощрялась, барсы считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Шапки и шубы из меха ирбиса свидетельствовали о состоятельности и житейской мудрости тех, кто ими обладал. С 1973г. охота на снежных барсов запрещена в связи с сокращением численности.

 

О.Г. Задание: Найти соответствие

Населенный пункт                 топоним

1.Абакан           А. конопля

2.Киндирла     Б. рыбная река

3.Чиланы       В. Медвежья кровь

4.Карагай       Г. Змеиное место

5.Балыкса       Д. Сосна

 

Учитель 1: На территории Хакасии разнообразна флора и фауна. Но в результате хозяйственной деятельности человека численность растений и животных постепенно стала сокращаться. Для сохранения и восстановления численности исчезающих видов был организован заповедник “Хакасский”. Ребята, подумайте и скажите, а как вы можете помочь в сохранении природного богатства республики?

Мусорные свалки.

Вывод:

Слайд «Ансамбль «Жарки»».

Учитель 2: Наше занятие хотелось бы закончить такими словами:

Богом дарована родина чудная,
Сердцу – отрада, душе – благодать.
Покуда дышу, воспевать тебя буду я,
Святая земля – моя древняя мать.