Конспект занятия по этическому воспитанию в 5-7 классе. Тема: «Час доброты». |
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы |
Шабалина Анна Александровна, воспитатель. Областное государственное образовательное учреждение «Детский Дом г. Братска» Иркутская область. Дата публикации: 03.10.2014 г. Конспект занятия по этическому воспитанию в 7 классе Тема: «Час доброты»
Цель: - формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; - расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека; Задачи:
Форма: воспитательный час-размышление. Подготовительный этап: 1. Ребятам предложено написать мини-сочинение на тему добра и зла: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».Л.Н. Толстой 2.Нарисовать символы добра и зла. 3.Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. 4.Несколько человек готовятся к выступлению (стихи, сказки, басни на тему добра). Эпиграф: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне». (Китайская мудрость) Ход занятия Вступительное слово воспитателя: Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте, она так и называется-«Час доброты». Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Уже IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень. Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему. В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку. 1 Чтец Стихотворение М. Шехтер: Немало встречается злого В любой человечьей судьбе, А скажут лишь доброе слово — И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его. Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их. 1.Жизнь дана на добрые дела. 2.Доброе дело и в воде не тонет. 3.Доброе слово лечит, а худое калечит. 4.Про доброе дело говори смело. 5.Злой не верит, что есть добрые люди. 6.Злом за зло не воздавай. 7.Учись доброму – плохое на ум не пойдёт. 8.За добро постоим, а на зло - настоим. 9.Злой человек не проживет в добре век. 10.Не ищи красоты - ищи доброты. 11.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. 12.Мир не без добрых людей. 13.Худо тому, кто добра не делает никому. 14.Не хвались серебром, а хвались добром.
Послушайте, пожалуйста, болгарскую сказку «Непослушные дети».
- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко! Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал: - Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться. Второй сказал: - А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!
- Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица! Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило. Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын. Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью. - Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка. - Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают. - Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание? Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала: - Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей! И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал: - Куда ты, мама? – спросили дети в один голос. - Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети. Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды. -Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей. С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда. Воспитатель предлагает высказать своё мнение об этой сказке. -Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
Самый близкий и добрый человек, который заботится о нас с самого раннего детства – мама. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами. Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”. 2 чтец Обидное слово, обидное слово! Как больно ударить умеет оно! Змеёй ядовитой ужалить готово, Ужалит – и станет на сердце темно. И тот, кто обидел, и тот, кто обижен, И тот, кто унизил, и тот, кто унижен, Хотя миновала уж ссоры гроза, Молчат и не смотрят друг другу в глаза. Послушай совета, мой милый ребёнок, Будь добрым и вежливым с самых пелёнок, Хорошее только старайся творить И слов унизительных не говорить.
Эзопа и ответить на вопрос, в чем ее смысл? Солнце и ветер Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее. — Я докажу, что я сильнее, — воскликнул ветер. — Вот видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе. Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение. Эзоп был рабом при дворе царя Крёза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни. (Обсуждение) “Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”. Я думаю, что каждый из Вас совершает больше хороших поступков, чем плохих. Давайте послушаем несколько ваших сочинений.
Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле Слушаем сказку. Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему. - Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки. - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи. Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать. Вопросы и задания к сказке: • Почему капелька пожалела крестьянина? • Какими качествами должен обладать хороший земледелец? • Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток? Доброта - стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье. По качествам, определяющим доброту, человека можно назвать: - Добродетельный (высоконравственный); - Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру); - Доброжелательный (желающий добра другому); - Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением); - Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый) - Добросовестный (честно выполняет свои обязанности) Мне очень хочется, чтобы каждому из вас всегда подходили эти определения. 3 чтец Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит! Спешите, день начать с добра, и день ваш добрым будет. Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти! И горьких не было б потерь совсем на белом свете! Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти, Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!
«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность — главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».