Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7873805
Использование метода проектов по теме «Россия» на уроках иностранного языка.
Содержание - Иностранные языки

Брычаева Ирина Владимировна, учитель английского языка МКОУ Стрелицкой СОШ, Воронежская область, Семилукский район, г.п. Стрелица. 
В последнее время широкое распространение в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Данная статья содержит этапы работы над проектом по теме «Россия». Она предназначена для средней ступени обучения. Метод проектов позволяет ученикам самостоятельно конструировать ответ и применять знания на практике. Роль учителя в данном случае является вспомогательной.

 


Дата публикации: 21.05.2015 г. 


 

 

Использование метода проектов по теме «Россия» на уроках иностранного языка.

В последние время все более широкое распространение в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Есть несколько определений у данного метода, но мы будем исходить из следующего: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов".

Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

"Портфель ученика" метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении ИЯ позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

Педагоги, философы хотели найти пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка. Американские педагоги Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике. Однако у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике.

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления

ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Прежде, чем показать на конкретном примере, обратимся еще к одному важному вопросу - типологии проектов. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.

Приведём пример работы над проектом по теме «Россия»:

Ситуация: российские школьники пригласили ребят из Англии приехать к ним в гости и попросили рассказать ,чтобы им хотелось узнать о нашей стране. Этот проект будет монопредметным , хотя может потребоваться информация исторического, географического плана. Это покажет развитие сюжета.

Первый этап (1-й урок). Ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой «Россия». Обсуждение начинается со всем классом. Учитель заранее обдумывает информацию, которая потребуется ученикам. Обсуждение проводится не в форме ответов на заранее подготовленные учителем вопросы, а в виде естественного обсуждения. На этом этапе можно использовать тесты. Инициатива должна исходить от ребят. На этом этапе очень важно использовать знакомую ученикам лексику.

Все вопросы обсуждены, пункты определены и могут быть записаны на доске. Класс делится на подгруппы, каждой из которых предлагается выбрать один из пунктов. Появляется необходимость в знании определённых языковых средств для обсуждения общей проблемы. Учитель подсказывает необходимую лексику.

Второй этап (2-й урок по теме). Водится новая лексика по теме «Россия».Учитель знакомит учащихся(любым способом) с лексикой ,предназначенной для активного овладения ,и одновременно предлагает каждой подгруппе дополнительный список лексики, которая может им потребоваться при обсуждении. Эта лексика предназначена для узнавания. После закрепления лексики в различного вида упражнениях учащиеся готовят сообщения. На этом этапе происходит распределение ролей внутри группы. Овладение грамматическим материалом может происходить также на этом этапе.

Третий этап (3-й урок по теме). Каждая группа рассказывает всю информацию по выбранному ей вопросу ,используя известную лексику. После того ,как каждая группа изложила всю информацию по своему пункту и ответила на вопросы участников других групп, организуется общее обсуждение .Все затруднения языкового плана снимаются учителем или другими участниками. В ходе обсуждения можно обратиться и к слабым ученикам, которые часто уклоняются от дискуссии. Интерес при этом проявляется только к содержанию. На этом этапе учитель также предлагает дополнительный материал, связанный с обсуждаемой проблемой.

Четвёртый этап (4-й и 5-й уроки по теме). Рассказ о России. Каждая группа определяется о чём будет рассказывать Это информация о расположении России, соседях, морях, океанах, лесах, озёрах, животных, растениях, культуре, традициях и обычаях .Здесь же и определяется и отличительная особенность данной презентации. Каждый из участников начинает работать над своим заданием в презентации. Данный этап работы над проектом занимает два-три урока, потому что накапливается большое количество информации, которую нужно систематизировать. Учащиеся могут обмениваться информацией и друг с другом и вносить изменения.

Пятый этап (6-й урок). На предыдущих занятиях ребята определились с выбором информации .Однако при подготовке проекта на заключительном этапе нельзя исключать и помощь со стороны учителя.

Шестой этап (7-й и 8-й уроки). Заключительный этап. Каждая группа защищает свой проект перед всем классом, аргументируя, почему они выбрали эту информацию. Участники других групп задают вопросы выступающим, стараясь найти недостатки в проекте. При этом группы по ходу защиты могут использовать любые средства наглядности, специально подобранные для этого случая.

На последующих уроках можно продолжать эту тему, при желании использовать ролевые игры.

Учитель, разумеется, контролирует, анализирует работу учащихся, следит за тем ,как усвоена лексика и грамматика, оценивает ответы В процессе работы ребята не отвлекаются от того, что они должны сказать. Формирование всех необходимых навыков должно вписываться в работу над проектом и не нарушать её.

Как было сказано выше ,можно организовать проект почти по любой теме устной речи и чтения или по отобранным проблемам, требующим знаний из других областей.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР