Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7908121
К вопросу о проектной деятельности в преподавании немецкого языка.
Содержание - Иностранные языки

Утепбергенова Русия Ислямовна, учитель немецкого языка МБОУ «Старо-Волжская ООШ» п. Старо-Волжский, Икрянинский район, Астраханская область.
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы проектной деятельности в школьном образовании. Рассмотрены особенности применения метода проектов в преподавании иностранного (немецкого) языка, его преимущества и трудности в реализации. Проектный метод является инновационной педагогической технологией обучения и представ-ляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Проектная деятельность при обучении учащихся иностранному языку, имеет свои особенно-сти: развивает коммуникативную компетенцию, расширяет общий кругозор учащихся, развивает память, мышление, воображение, самодисциплину, навыки совместных действий и умений вести исследовательскую работу.


Дата публикации: 31.07.2015


 

 

Проектная деятельность является неотъемлемой частью педагогического процесса. Наиболее актуальным применение метода проектов представляется на занятиях по ино-странному языку. Общеизвестно, что успешное освоение знаний по иностранному языку свя-зано с формированием и развитием креативного подхода к обучению у участников образовательного процесса.

Социально-экономические преобразования в нашей стране являются мощным катали-затором внедрения личностно-ориентированного подхода во всех сферах жизнедеятельности индивида, включая образовательное пространство России. Предпосылками данного феноме-на в образовании являются: 1) необходимость формирования в человеке не столько социально-типичных, сколько ярко индивидуальных особенностей в ходе индивидуального психосоциального развития личности; 2) исследователи в области педагогической психологии и со-циологии акцентируют внимание на том, что современных школьников отличает прагматичность в мыслях и поведении, раскрепощенность и независимость, собственное видение в нужности получаемого образования, навыков и умений. В этих условиях возникает острая потребность применения педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обуча-ющимися; 3) общемировая тенденция гуманизации образования обусловливает разработку и внедрение личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Так как преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, соответственно оно подчиняется основным общемировым тенденциям развития этой системы. Поэтому преподавание иностранных языков ориентировано на развитие личности посредством метода проектов. Безусловно, современный урок включает вариативные формы и методы преподавания иностранному языку, как правило, с использованием новейших информационных технологий. В этом контексте проектной деятельности отводиться одна из главнейших ролей в образовательном процессе. Реформирование системы образования требует от учителя сочетать и реализовывать разноплановые задачи, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а также находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.

В условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий метод проектов наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей фило-софской и психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Цель настоящей работы: проведение теоретического анализа применения проектного метода на занятиях по иностранному (немецкому) языку в образовательном процессе.

В целом, метод проектов, в том числе в преподавании иностранных языков, ориенти-рован на развитие познавательных навыков учащихся и потребности к самообразованию, умение генерировать идеи, находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умений самостоятельно конструировать и систематизировать полученные знания, умений ориенти-роваться в информационном пространстве для целенаправленного сбора необходимых дан-ных, развитие креативного мышления и коммуникативных навыков. Основываясь на поня-тиях технологии обучения и проектирования, По мнению Е.С. Полат проектная ме-тодика представляет собой совокупность поисковых, проблемных методов, творче-ских по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активиза-ции познавательной деятельности, развития креативности и одновременно форми-рование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкрет-ного продукта.

В специальной литературе приводятся многочисленные определения «Проекта». Одна-ко все они сводятся к единому пониманию этого термина, а именно: “Проект - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности».

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных авторов необходимыми требо-ваниями к использованию проектной методики при обучении иностранному языку являются:

1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения); организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; пробле-ма обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристиче-ского маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результа-тов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную по-следовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности);

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Другими словами, выполнение вышеуказанных условий в проективной деятельности развивает все личностные характеристики обучающихся.

Следует отметить, что использование проектного метода в преподавании иностранного языка связано с рядом особенностей. Очевидным является факт, что коммуникативная компетентность - одна из основных целей обучения иностранным языкам. Соответственно, в преподавании акценты смещены в сторону формирования речевой деятельности как средство межкультурного взаимодействия. Данная основополагающая цель заключается в активной устной практике для каждого участника педагогического процесса, ознакомление учащихся со страноведческой тематикой, и поиск способов включения их в активный диалог культур. Коммуникативная компетенция получает свое развитие в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности, так как именно при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром индивида. И коммуникативная, и лингвистическая компетенции формируются на уровне, определенном программой и государственным образовательным стандартам.

Не отрицая обоснованность применения традиционной методики преподавания немецкого языка, следует отметить, что высока вероятность возникновения определенных сложностей при его изучении. Учащимся при выполнении заданий приходится обращаться к знаниям, усвоенным ранее посредством формирования определённых ассоциаций. В то время как по проектной технологии они освобождаются в большей части от таких трудностей. Проектная деятельность побуждает собственную заинтересованность и мотивацию школьников, затрагивает их эмоциональную сферу, стремление проявить его креативные способности и не-стандартные пути решения проблемы, раскрывает в памяти детей речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. Формируя проект, учащиеся получают воз-можность самостоятельно добывать необходимую информацию, в том числе лингвистиче-скую, не только из учебников, но и из других источников. Кроме того, существует точка зре-ния о влиянии межпредметных связей в проектной работе на развитие у учеников познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.

Дополнительным преимуществом проектного метода является успешная реализация различных формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Нельзя не упомянуть другую особенность метода проектов в преподавании иностранного языка. Его можно использовать на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Эффективность проектной деятельности связана с выбором проблемы, требующих определенных языковых средств, навыков и умений для ее разработки и решения.

Иной аспект проектной деятельности связан с трудностями. Сложности в реализации проекта обусловлены с малой наполняемостью детей в классе. Отмечена низкая готовность детей обсуждать организационные вопросы на немецком языке. Не исключены речевые ошибки, и отсутствие дополнительной литературы на немецком языке.

Безусловно, высока роль педагога в проектной деятельности школьников, которая заключается в способности объединить учебные группы в коллектив, проявлении толерантности и справедливости, в стимулировании общения, основанного на совместной творческой деятельности.

Заключение. Таким образом, проведенный теоретический анализ по вопросу использования проектной технологии в системе учебных занятий по иностранному (немецкому) языку показал, что:

проектный метод является инновационной педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе.

Важнейшими предпосылками внедрения проектной деятельности в современное школьное образование являются гуманизация образования, полноценное развитие личности учащегося, его подготовка к реальной деятельности.

Метод проектов, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

• сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

• шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

• стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

• усилить степень самостоятельной работы учащихся;

• пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Проектная деятельность находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязыч-ной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с до-минирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) развивает коммуникативную компетенцию, расширяет общий кругозор учащихся, развивает память, мышление, воображение, самодисциплину, навыки совместных действий и умений вести исследовательскую работу;

в) эффективность проектной деятельности возрастает при совместном участии учителя и ученика. Это находит свое отражение в улучшении коммуникативных, познавательных, интеллектуальных, творческих и поведенческих навыков и умений всех субъектов образовательного процесса.

 

Литература:

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 8 – 12.

2. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 6 – 11.

3. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов // Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.

4. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обуче-ния // Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.

5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151-157.

7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской дея-тельности учителей и учащихся // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.

8. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

9. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности //Учитель, № 4.– 2000 –С. 52-55.

10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе – 2000. – №№ 2-3. – С. 37-45.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР