Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430786
Обобщение опыта по теме - патриотическое воспитание средствами иностранного языка в условиях внедрения ФГОС НОО и ООО.
Содержание - Иностранные языки

Дмитриева Анна Сергеевна, учитель английского языка МАОУ «СОШ №1 р.п. Красные Баки» Нижегородской области.
Статья предназначена для преподавателей иностранного языка, работающих в условиях внедрения ФГОС. В докладе представлены идеи реализации патриотического воспитания средствами уроков английского языка.

 


Дата публикации: 22.12.2016


 «Патриотическое воспитание средствами иностранного языка»

«Будущее есть только у того государства,

молодое поколение которого

выбирает патриотизм»

М. Меньшиков 

Воспитание достойного гражданина своей страны является приоритетной задачей любого государства во все времена. В настоящее время можно наблюдать снижение нравственности и духовных ценностей. К сожалению, то, что считалось нормой и моделью поведения в недалеком прошлом, сейчас высмеивается. Сегодня реальная политическая обстановка такова, что происходит сознательное искажение, фальсификация событий, связанных с историей России и её ролью в мировой истории. Данная ситуация вызывает обострение многих проблем (политических, экономических, религиозных, военных и пр.),  а это требует научного осмысления и разработки определённой  программы действий по созданию воспитательной системы в патриотическом направлении во всех государственных институтах нашей страны.

Наука не дремлет, поэтому новый федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, в нем указывается, что к важнейшим личностным результатам воспитания относятся: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Патриотическое воспитание школьника — одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина Российской Федерации. Что такое патриотизм? От греч. «patriotes» — соотечественник — «patris» — родина. Словарное определение гласит: «Патриотизм — это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».

Огромную роль в воспитании достойного гражданина своей страны играет школа. Именно в школе, закладываются не только научные знания, но и формируются  моральные и духовные качества. Таким образом, воспитать патриота, значит, развить такие качества личности, как уважение к старшему поколению, чувство ответственности и долга, чувство гордости за свою страну, её историю и культуру, а также уважительное отношение к другим народам, их прошлому и настоящему.

МАОУ «СОШ №1 р.п. Красные Баки» ведет значительную работу по патриотическому воспитанию. В школе  работают военно-патриотический клуб «Беркут», есть команда зарничников «Морские волки», музей боевой и трудовой славы, волонтерский отряд «Горящие сердца», а также проводятся традиционные внеклассные мероприятия. То есть, создана целая система работы в этом направлении, которая отмечена на районном и областном уровнях.

Патриотическое воспитание должно быть реализовано не только в дополнительном и внеклассном образовании, но и обязательно в урочной системе. Среди всех предметов учебного плана «иностранный язык» занимает отдельное место, так как его особенность заключается в том, что в процессе обучения ученики приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользования чужим языком как средством общения и получения новой информации. Возможно, уже сама тема «Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка» может показаться странной. Многие думают, что на уроках, где учащиеся должны изучать чужой язык, чужую культуру, нет места патриотизму. Родители учащихся обычно ожидают развития патриотических чувств у своих детей на других уроках, например, истории и обществознания. Безусловно, воспитывать любовь к Родине нужно всегда. Преподавая иностранный язык в школе, учитель получает широкие возможности по воспитанию патриотизма, так как этому способствует коммуникативная направленность предмета.

Свою задачу, как педагога, я вижу в воспитании патриота России, Краснобаковского района и своей школы, «ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящегося в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способного правильно выбирать жизненные цели» (Н.Д. Никандров).

 Моя цель – воспитание учащихся в интернациональном духе, обладающих высокой нравственностью и проявляющих уважительное отношение к языку, терпимость к традициям и культуре других народов с обязательным акцентом на российскую действительность.

Мои приоритеты - принятие и понимание каждого ребенка, мотивация на практический и креативный подход в изучении языка и культивация патриотических чувств к своей Родине.

Патриотическое воспитание проходит «красной нитью» через весь изучаемый материал иностранного языка, так как освоение иной культуры может быть только на основе родной. Все знания, получаемые при помощи иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний о родной культуре.  Таким образом, знакомясь с реалиями иностранного государства, необходимо изучать государственные символы, культуру, географию России средствами английского языка. Поэтому, чем обширнее будет область знаний фактов собственной культуры, тем результативнее  будет работа по ознакомлению с иностранной культурой.

 Но я глубоко убеждена, что о настоящем патриотизме не следует просто говорить на уроках. Не будет никакой практической пользы, если учитель войдет и скажет, что сегодня мы будем учиться любить Родину, а завтра будем уважать героев. Для реализации цели по патриотическому воспитанию в настоящее время, необходимо использовать инновационные образовательные технологии.

Мой опыт показывает, что тема на уроке будет интересной только в том случае, если она имеет личностный смысл  и практическое значение для ребенка. Поэтому необходимо организовать работу на уроке так, чтобы учащиеся пропустили тему через себя, а также структурировать содержание, акцентируя российскую действительность и активизировать чувства, эмоции, чтобы материал остался в памяти и обязательно стал личным опытом ученика.

Учитывая уровень развития современной молодежи, я использую следующие методики обучения и воспитания:

- проектная деятельность;

- уроки-экскурсии;

- внеклассная деятельность;

- интегрированные уроки.

 Поподробнее остановлюсь на проектной деятельности. Она является очень эффективным методом при формировании поликультурной личности. В рамках которой, с помощью информационных технологий можно создать не только красочную презентацию, но и небольшой фильм о своей школе и поселке на английском языке.

В рамках инновационной внедренческой деятельности мною была разработана программа «Проектная и исследовательская деятельность на уроках иностранного языка как инструмент формирования универсальных учебных действий обучающихся (в рамках реализации ФГОС)», в основе которой лежит принцип культуросообразности. В результате работы планируется формирование  универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Одним из приоритетных результатов является осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, а также интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры

Программа рассчитана на 3 года в начальной школе (2-4 классы). В этом году действует первая часть этой программы – «Знакомство с проектно-исследовательской деятельностью», поэтому второклассники только начинают осваивать проектную технологию. Приоритетные задачи на данном этапе -  познакомить с правилами оформления и представления проектов.

За 1ю четверть второклассниками уже был освоен первый мини-проект – «Бейджики», на которых изображена та информация, которой овладели учащиеся. Цель данного мини-проекта была – умение грамотно представить себя, как достойного гражданина своей страны.

Дети в возрасте 7-8 лет очень любопытны и активны, поэтому, имея небольшой опыт языковой практики, заявили о желании встретиться с иностранным гостем. Мы организовали такую встречу в виде пресс-конференции с носителем английского языка Мистером Котликом, который в течение 30 лет проживал в США. Дети получили огромное удовлетворение от встречи с представителем другой страны.

Цель данного мероприятия - создание условий для проявления патриотических чувств на уровне межкультурной коммуникации. Ребята с гордостью представляли Россию и свой поселок, демонстрируя свои, пусть и небольшие, но все-таки достижения в языке (1 четверть изучения английского языка). Второклассники с удовольствием подготовили стихотворения о своей стране, рассказали о президенте, флаге, гербе и столице.  Мистер Котлик подготовил для учеников очень интересную презентацию, основанную на реальных событиях и реальных фотографиях. После представления двух стран дети активно задавали вопросы своему гостю, интересовались жизнью подростков Америки, их увлечениями и пр. Учащиеся получили незабываемые впечатления и мы все вместе решили сделать такие мероприятия традиционными. Кроме того, ребята получили весомую мотивацию для дальнейшего изучения иностранного языка, так как поняли, что им бы многое хотелось рассказать о своей стране представителю другого государства, но пока им не хватает языковых средств

Во 2й четверти мы планируем создать выставку словарей в картинках, поскольку закончили изучение алфавита. В 3й и 4й четверти в рамках патриотического воспитания будут созданы генеалогическое древо и карта своего поселка, выполненные средствами иностранного языка.

В 3 классе запланированы проекты (на этом этапе проекты усложняются по форме и содержанию) - «Знакомство с англоговорящими странами. Изготовление флагов стран», «Моя страна» и т.д.

В 4 классе – «Что ты знаешь о России» (стенгазета), «Достопримечательности России и Англии» (мультимедийная презентация) и т.д.  Программа третьего года нацелена на разработку настоящего проекта, т.е работа по схеме: -планирование: коллективное обсуждение, деление на подтемы, выбор и сроки работы; - анализ: работа с информацией, её обработка и анализ (помощь учителя и родителей); - обобщение: структурирование информации и её оформление; - презентация: итоговое представление проекта.

В результате реализации программы:

1. Формирование банка творческих работ (книга «Wonderland Projects»);

2. Достижение необходимого уровня владения английским языком;

3. Развитие коммуникативных способностей;

4. Воспитание личности в интернациональном духе;

5.  Повышение мотивации к изучению английского языка;

6. Творческая самореализация учащихся.

Метод проектов, по моему мнению, всегда будет являться инновационной технологией, потому что позволяет работе быть творческой, а детская фантазия безгранична! Ребята, будучи вовлеченными в процесс обучения, сами выдвигают передовые идеи, главная задача учителя в этом случае – прислушаться к ним.

В среднем звене, заканчивая изучение какой-либо темы, мы с ребятами обязательно обращаемся к проектно-исследовательской деятельности. Например, в 5-6 классах ежегодно выполняются такие проекты, как «Известные люди России и Англии», «Взаимоотношения родителей и детей» и пр. Такие темы мы не ограничиваем именами мировых знаменитостей, но и заходим в наш школьный краеведческий музей, где знакомимся с именами героев-краснобаковцев. К такой деятельности ребята относятся особенно трепетно, так как чувствуется гордость, близость и собственная причастность к героическому прошлому малой Родины. Таким образом организуются наши уроки- экскурсии.

В 8 классе самая популярная тема проектов - «Проблемы окружающей среды», учащиеся всегда активно исследуют глобальные вопросы окружающей среды, а также вопросы экологии своего края.  Ребята показывают очень трогательные презентации, которые никого не могут оставить равнодушным к проблеме. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что данная методика на самом деле дает практические результаты. Например, мы всегда составляем рекомендации по разрешению существующих проблем (экономия электричества, чистой воды и т.д.), потом ребята рассказывают, как они  соблюдают экологические правила и хотят сделать мир лучше! В такие моменты я особенно чувствую удовлетворение собственной работой, так как действительно вижу пользу в ее результате.

Кроме того, наши проекты оцениваются не только на уроке, но и на районном уровне. Мы не раз участвовали в районной научно-практической конференции «Школьная планета» и занимали призовые места.

Данный метод учит детей занимать и отстаивать свою гражданскую позицию, так как они при завершении своего проекта должны его защитить и доказать его актуальность. Используя проектно-исследовательскую деятельность, я стараюсь пробудить в детях чувство эмпатии, неравнодушия, соучастия и сопереживания к другим людям и проблемам.

Также, в обучении иностранному языку в патриотическом аспекте используются различные формы работы: игры, конференции, просмотр и обсуждение фильмов, аудирование текстов, сочинения и тд. Например, в 4 классе, учащиеся пишут небольшие эссе на английском языке (5-6 предложений) по результату просмотра видеоролика «Моя семья». В конце четверти, будет отобрано 1 лучшее, которое будет напечатано в школьной газете.

Благодатной почвой для патриотического воспитания является внеклассная деятельность. Для повышения языковой компетенции во внеурочное время необходимо поддерживать интерес к предмету через разнообразные мероприятия: участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей, инсценировка сказки. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует — важный показатель успешности ученика.

Интегрированные уроки также способствуют патриотическому воспитанию и толерантному отношению к иноязычной культуре. Грамотно организованный интегрированный урок может объединить разные предметные области, например, историю и литературу или географию и историю. Английский язык особый предмет и предполагает межкультурную коммуникацию. Учебная программа включает изучение таких тем, как климат, географическое положение, история страны, праздники и традиции не только иностранного языка, но и своего собственного. Язык является инструментом для ведения межкультурного диалога.

В рамках патриотического воспитания успешным может оказаться интегрированный урок, на котором ко дню победы, учащиеся могут на иностранном языке приготовить презентации и краткие доклады о своих прабабушках и прадедушках, которые приближали победу на фронте и в тылу.

В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель — привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации. 

Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... В. П. Астафьев

 

 

 

Литература:

1.      Бондаренко, Е.А., Петрова, О. Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. [Текст] / Е. А. Бондаренко, О. Г. Петрова — М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» — М.: АС. Траст, 2009. — 240с.

2.      Большой словарь иностранных слов в русском языке. — М., 1998. — с. 482.

3. Домченко Е. А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1050-1053.

4.      Клюева Н. Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в кадетских классах. [Текст] / Н. Н. Клюева — Педагогическое обозрение. -2012 — № 1–2

5.      Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка. — Царенкова Ю. В., [Электронный ресурс] / — http://festival.1september.ru/articles/506871/ — дата доступа — 24.03.2015

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР