Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420394
Статья «Применение проектной методики на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС».
Содержание - Иностранные языки

Веретенникова Анна Ивановна, учитель английского языка, Муниципальное общеобразовательное  учреждение  «Камызинская средняя общеобразовательная школа», село Камызино  Красненского района Белгородской области. 
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно- ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.


Дата публикации: 30.10.2017


Статья

«Применение проектной методики на уроках английского языка

в сфере реализации ФГОС»

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.

В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося. 
Метод проектов позволяет преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие..

Актуальность методической разработки состоит в том, что в связи со стремительным изменением жизни и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества.

Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:

  • коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки;
  • культуру общения;
  • умение формулировать собственные мысли; 
  • умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению;
  • умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве; 
  • умения и навыки использования современных компьютерных технологий, языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке;
  • умения применять накопленные знания по предмету;
  • критическое и творческое общение.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:

  • Направленность на достижение конкретных целей;
  • Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • Ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
  • В определённой степени неповторимость и уникальность.

На уроках английского языка используются различные виды проектов:

  • Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.
  • Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
  • Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.
  • Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.
  • Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке. 
  • Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
  • Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.

По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

 

Этапы работы над проектом:

  • Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.
  • Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе я считаю очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся. 
  • Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, т.к. на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
  • Презентация – это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта. 
    Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность. 
    Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. 

Существуют основные принципы проектной технологии:

  • Вариативность деятельности (индивидуальная, парная и групповая формы работы) – конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
  • Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.
  • Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.
  • Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.
  • Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.

В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных технологий на уроках английского языка. Использование новых технологий предполагает развитие новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа учащихся должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся на уроке английского языка может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.

Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся, т.е. имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных. 

Метод проектов является одним из востребованных методов, начиная с раннего обучения детей иностранному языку. Главная наша задача, как педагогов – заинтересовать, мотивировать ребёнка и вовлечь его в атмосферу деятельности.


Список используемой литературы

  1. 1.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
  2. 2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  3. 3.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000
 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР