Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430542
Мастер-класс «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» по технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла (с презентацией)
Содержание - Иностранные языки

Блинова Анна Владимировна, учитель английского языка, МКОУ «Реконструкторская СШ» городской округ г. Михайловка Михайловского района Волгоградской области. 
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся. Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и адаптацию к меняющимся условиям общения, работы в диалоге, получение знаний самостоятельно. Для того чтобы опыт такого мышления приобретался и накапливался, процесс критического анализа должен быть систематическим, что и предполагается этой технологией. Её большой плюс в том, что она универсальна – подходит ко всем предметам. Базовая модель трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия.


Дата публикации: 21.02.2018


Мастер-класс «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» по технологии  развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла

 

Добрый день коллеги. Сегодня мастер-класс по теме «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» по технологии  развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла проведу я, Блинова А. В.

Слайд 1

В начале нашего занятия предлагаю заполнить кластер  по теме «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ». Именно об этом и пойдёт сегодня речь.

Работая по УМК Биболетовой М.З., хотелось бы сказать, что технологию развития критического мышления не раз применяла на своих уроках. Она очень удобна,  ею можно пользоваться  практически на любом уроке, чаще, конечно, её элементам.

Слайд 2

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных  предметов, но и в обычной жизни. Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и адаптацию к меняющимся условиям общения, работы в диалоге, получение знаний самостоятельно.  Для того чтобы опыт такого мышления приобретался и накапливался, процесс критического анализа должен быть систематическим, что и предполагается этой технологией. Её большой плюс в том, что она универсальна – подходит ко всем предметам.

Слайд 3

Базовая модель трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

Слайд 4

1-ая стадия урока – вызов. Перед учителем стоит задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. На этой стадии делаются прогнозы, определяются цели.

Слайд 5

Приёмы: кластер, ассоциативный ряд, «Выглядит, как.… Звучит, как…», «Ромашка Блума», «Верите ли вы, что …?»

Слайд 6

1 Кластер. Это мой самый любимый приём. Даже наше занятие я начала с него. Какую бы новую тему вы не начали изучать, этот приём всегда будет палочкой-выручалочкой для вызова уже имеющихся знаний по этому вопросу. Его можно использовать в любом  классе. Например: 5 класс «Hobby»  или 10 класс «School».  Желательно в конце урока  на стадии рефлексии вернуться к нему ещё раз и дополнить новыми словами (лучше выделить их другим цветом), тогда будет зрительно видно, как расширились знания учащихся по этому вопросу.

2 Ассоциативный ряд. Отличный способ вызвать уже имеющиеся знания по теме. Учащимся дают 1-3  минуты, чтобы написать все слова, которые они знают по данному вопросу. Например: 9 класс «Travelling». Самые встречающиеся слова можно записать на доске. В конце урока можно вернуться и дополнить новыми словами по теме.

Слайд 7

3 «Выглядит, как.… Звучит, как…» Предлагается записать в соответствующиеграфы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием.

4 «Верите ли вы, что …?» Учащиеся отвечают на ряд вопросов. Например, передчтениемтекстаоХэллоуине (7 класс) учащиесяотвечаютнавопросы: Do you believe that children can splash water in your face if you won`t give some money or sweets?

Слайд 8, 9

5 «Ромашка вопросов» (Ромашка Блума). Перед тем, как прочитать текст предлагается составить разные  вопросы. Таксономия вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, состоит из шести типов вопросов: простой, уточняющий, интерпретационный (объясняющий), творческий, оценочный и практический.  На своих уроках я использую другие виды вопросов: общий, специальный, разделительный и альтернативный вопросы.

Слайд 10

2-ая стадия – осмысление. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией, причём приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания.

Слайд 11

Приёмы: стратегия ИНСЕРТ, чтение с остановками, бортовые журналы, двухчастный/трёхчастный дневник, таблицы вопросов, брейн-ринг

Слайд 12

1 Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки»). Читая текст,  дети делают пометки на полях или на листочках рядом: «+»(новое), «-»  (думал иначе), «?» (не понял, есть вопросы), «v» (уже знал). Следующий шаг – заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Технологический приём и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу. Возможны разные варианты обсуждения: в группах, в парах. Отличный вариант домашнего задания – графа «?».

2 Чтение с остановками. Данный приём учитывает следующее: текст не должен быть знаком учащимся; текст заранее делится на части; остановок не должно быть много; задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности  (по Блуму). Можно использовать несколько вариантов работы:

- чтение текста про себя или кто-то один вслух и обсуждение текста возможно в парах (если учитель сочтёт нужным, он может выборочно пообщаться с кем-либо из учащихся перед всем классом);

- чтение текста небольшими отрывками с обсуждением каждого и прогнозом развития сюжета (возможно прогнозирование текста по названию); прогноз  сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить - прав ли я?;

- заполнение таблицы "Ожидаемое/Неожиданное".

Возможны разные виды после каждого отрывка.

 

Слайд 13

 

3 Бортовые журналы – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу бортового журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим личным опытом.

Слайд 14

4 Двухчастный/Трёхчастный дневник. Этот приём может использоваться при чтении текста на уроке, но особенно  продуктивна работа, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объёма дома.

Варианты оформления:

Цитата

Комментарии

 

 

 

Цитата

Комментарии.

Почему эта цитата привлекла ваше внимание

 

Вопросы к учителю

 

 

 

 

Цитата

Почему эта цитата привлекла ваше внимание (вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

 

 

 

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации, восторг, удивление, т. е. на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарии: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с дневником. С их помощью текст последовательно разбирается, дети делятся замечаниями, которые они сделали. Если учитель хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения. Он знакомит учеников с собственными комментариями.

5 Таблицы вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Слайд 15

 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадии урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Согласны ли вы…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните почему…?

Почему вы думаете…?

В чём различие…?

Что, если…?

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

-Простой и знакомый приём – таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»; таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Слайд 16

Концептуальная таблица. Особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

London

Moscow

Sights

 

 

Population

 

 

Weather

 

 

Fashion

 

 

 

Слайд 17

Таблица «З-Х-У». Этот приём поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

З  – что мы знаем

Х – что мы хотим

Узнать

У – что мы узнали или что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

Источники информации

На стадии вызова вспоминают всё по теме и записывают в 1-ую верхнюю колонку. Заполняют нижнюю  графу таблицы и 2-ую колонку. На стадии осмысления содержания переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. После прочтения текста вернёмся к таблице. И в верхней части таблицы будут заполнены все столбцы. Можно поработать с нижней частью таблицы, ведь информация значительно расширилась.  На стадии рефлексии работа может быть продолжена, учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу,  в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили.

Слайд 18

 3-ая стадия – рефлексия  (размышление).На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии даёт учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации. Является наиболее значимой для воспроизведения всего трёхфазового цикла.

 

Слайд 19

Приёмы:  рафт, синквейн, эссе

1 Рафт. Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Необходимо решить, для кого предназначен текст (родителей, школьной администрации, местной газеты). Вышеперечисленное во многом продиктует и формат создаваемого текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству).

2 Эссе. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесённого на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если эта работа проводится на уроке, заранее оговариваются временные границы её выполнения: 5, 10, 15, 20 мин.

3 Синквейн.Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

 

Слайд 20, 21, 22

Подробнее хотелось бы остановиться на  более распространённом приёме – синквейне. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто.

Давайте попробуем составить синквейн по теме «Мастер – класс».

Все три стадии непременно должны быть:

- систематизированы, чтобы уч-ся смогли понять и последовательно применять данную технологию;

- очевидны, чтобы учащиеся могли определить, на каком этапе мыслительной деятельности они находятся.

Приёмы технологии должны вводиться постепенно, на каждом уровне образовательного процесса дополняться и усложняться.

 

Слайд 23

 

На всех этапах использования приёмов технологии учителю необходимо соблюдать «золотые правила»:

Дай ребёнку радость творчества, осознание им своего авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «над», а «рядом»: пиши, обобщай, анализируй одновременно с учениками;
  • Не пропускай ни одного вопроса ученика, но ответ давать не спеши                                                                                                                                                                              
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Если критикуешь, то только стимулируя уч-ся.
  • Эти правила, как и технологические приёмы, распространяются на уроки любых видов и форм.

 

Слайд 24

 

Эффективность технологии

 1. Наличие базовой модели (вызов-осмысление-рефлексия).

 2. Соразмерность стадий.

 3. Гибкое использование приемов.

 4. Неперегруженность приемами.

 5. Опора на опыт учащихся (вызов).

 6. Стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

 7. Развитие коммуникативных навыков.

 

Слайд 25

 

Успехов вам и вашим ученикам!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР