Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3941417
Методическая разработка «Развитие универсальных способов деятельности учащихся при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку». (Из опыта работы)
Содержание - Иностранные языки

Колина Светлана Павловна, учитель английского языка, МБОУ СШ № 41, город Ульяновск. 
Данная разработка может быть полезна учителям английского языка, как в теоретическом, так и а практическом отношении. Она направлена на совершенствование навыков устной речи для подготовки к ОГЭ по английскому языку. В разработке отражены задания.


Дата публикации: 29.01.2019


Развитие универсальных способов деятельности учащихся при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку.

Цель данной работы – практическая помощь учащимся в развитии навыков устной речи для подготовки к ОГЭ по английскому языку.

Задачи: создание условий для дальнейшего совершенствования устной речи и контроля умений говорения; моделирование ситуации устного экзамена.

 

    В связи с тем, что формат устной части экзамена претерпел некоторые изменения, учителям-практикам приходится вырабатывать новую стратегию подготовки к нему. Цитируя спецификацию демонстрационного КИМ для проведения основного государственного экзамена по иностранному языку, главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, под которой понимается умение учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного общего образования по предмету. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном языке. На протяжении нескольких лет экзамен состоял из двух частей: письменной и устной, но только в 2016 устная часть ОГЭ приведена в соответствие с концепцией и технологией проведения устной части ЕГЭ:

1. чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера;

2. участие в условном диалоге-расспросе (ответы на заданные вопросы);

3. тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте.

           Именно устная часть ОГЭ по английскому становится тем самым камнем преткновения для многих выпускников 9 классов. Даже успешно справившись с письменной частью, ученик может допустить досадные ошибки в части «говорения» и лишиться заветных дополнительных баллов. Как этого не допустить? Безусловно, необходима качественная подготовка к ОГЭ по английскому языку. Причем акцент в ней должен быть сделан именно на улучшение навыков устной речи, если ученик чувствует, что это его слабое место.

           В задании 1 ученику необходимо прочитать вслух стилистически-нейтральный научно-популярный текст. На подготовку дается 1,5 минуты, а на само чтение — 2. Это задание базового уровня сложности и тестирует умения обучающихся:

произносить слова без нарушения нормы,

• соблюдать правильные интонационные контуры и делать соответствующие фразовые ударения,

• избегать необоснованных пауз в чтении.

           К типичным ошибкам в данном задании как раз можно отнести то, что ученики забывают правила чтения, неправильно произносят некоторые слова, не соблюдают интонационную норму в конкретных предложениях. Приобретению навыков чтения уделяется особое внимание в начальной школе, но они нуждаются в более подробном освещении и осмыслении на этапе обучения в среднем звене. А осознанное понимание особенностей устной английской речи и помогает учащимся повышать свою общую иноязычную компетенцию.

           На уроках, во время чтения текстов, диалогов, а иногда и отдельно взятых предложений, необходимо акцентировать внимание детей на долгих и краткихгласных, находить дифтонги и трифтонги. При соединении согласных обращать внимание на аспирацию, редукцию, ассимиляцию, потерю взрыва, не забывать о связующем [r]. Выполнение упражнений на эти правила поможет избежать дальнейших ошибок:


 

Readwordcombinationswithlinkingrandfindsuchcasesinthetext:


better off

four or five

here it is

poor old Tom

After a storm comes a calm.

Honour and profit lie not in one sack.

There is no place like home.


Read these words with long vowels:

be – bees – beet

see – seen – seep

fee – feed – feet

Read word combinations, containing loss of plosion:


look carefully

mad dog

bed-time

black goat

what time

Bob Bates

big girl

large jug


Read tongue twisters with diphthongs [ei] and [eə]

A sailor and a mate watch a baby whale playing on a great wave at daybreak.

Take care not to make many mistakes, when you bake those cakes.

James takes a cake from Jane’s plate, Jane takes a cake from James’ plate.

I don’t care whether I live upstairs or downstairs.

The square was carefully prepared for the parade.

           Работая над интонационным рисунком, нужно делить предложения на ритмические группы и смысловые фрагменты, обращая внимание детей на знаки препинания и грамматическую структуру предложения, указывать на служебные и знаменательные слова в предложении, тренировать нисходящую шкалу, которая является основной интонационной моделью в английском языке.

Divide the sentences into rhythmic groups:

Take it/ and go/ home.

I `can't /`tell you/ about it `now.

Divide the sentences into sense fragments:

The world is divided/ into time zones.// Tennis is played in pairs.//

Read the sentences with enumeration:

She likes entertainments – clubs, parties and music concerts.

I cleaned the window, dusted furniture and placed books in order.

Если выполнять эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.

           В задании 2 предлагается телефонный опрос. Необходимо ответить на вопросы, которые звучат в аудиозаписи. Для каждого ответа дается 40 секунд и задание является самым трудным, по мнению авторов КИМов, ему присвоен 2 уровень сложности. За правильный ответ на один вопрос дается 1 балл, при условии, что ответ соответствует вопросу, он не краткий (не одно слово или словосочетание) и не содержит ошибки, которые препятствуют его пониманию.

           Типичными ошибками в этом задании являются: неполный и нечёткий ответ на вопрос, а вспоминание заученного топика; неумение рассчитать время для ответа, отсутствие речевых клише и вводных структур.

           При подготовке к этому заданию хорошо тренировать различные варианты заданий, учить клише, которые помогут оформить речь при ответе на трудные вопросы:

Read the sentences with introductory words, paying attention to the modulation:

Personally I, think this kind of sport is rather dangerous.

I prefer doing my homework in the evening.

In my opinion/view this profession is prestigious.

My advice would be visiting a dentist twice a year.

I suppose /consider /think buying goods on the Internet is convenient.

To my mind / In my opinion the situation in this branch is changing nowadays.

    Актуально здесь обучение реплицированию, то есть быстрому и адекватному реагированию на представленную реплику:

Answer as quicker as possible:

(setting a speech situation)

T: We are in a supermarket. I am going to buy a vacuum cleaner.

Would you like to buy a mixer?

Do you want to buy a fridge?

Can you help me to buy a vacuum cleaner?

You have bought a TV-set recently, haven’t you?     (etc.)

(asking all pupils in the group)

Кроме реплицирования можно продуцировать инициативную реплику.

Answer the question and then ask your own one:

T: When do you feel happy?

P1: I feel happy when I visit my granny. When do you feel nervous?

P2: I feel nervous when I get “2” in Maths. When do you feel frightened?

P3: I feel frightened when I see a cockroach at home. When do you feel tired?

P4: I feel tired when I work a lot. When do you feel angry?

P5: I feel angry when my brother takes my things. When do you feel sad?...

           Путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и употреблению его в другой ситуации. При прохождении очередной темы естественным требованием является заучивание слов и выражений, формирование банка вопросов по темам. Периодически вспоминать все типы вопросов, задавая их к определённому предложению.

Ask all kinds of questions to the following sentences and answer them.

My friend is taking part in the exchange program this year.

General – Is your friend taking part in the exchange program this year?

Special – What is your friend taking part in?

Alternative- Is your friend taking part in the exchange program or in the competition “Talent of Russia” this year?

Tail – Your friend is taking part in the exchange program this year, isn’t she?

Who–q – Who is taking part in the exchange program this year?

All European countries are the participants of students’ exchange.

There is a program “Erazmus” in the European Union.

France, Germany and Spain take an active part in the exchange program.

           Упражнения на соединение предлагаемых лексических единиц в готовую структуру ученики выполняют охотно. Тут и присутствие речевой задачи, также они могут быть грамматически или фонетически направленными, более того, они психологически просты по способу выполнения, и, наконец, они позволяют работать в быстром темпе, а темп к концу 9 класса нам очень нужен.

Have you got…                         do you cook?

Do you…                                   a microwave oven?

How often…                             mother cook well?

What do you…                         cooks breakfast in your family?

Would you like…                       to bake a cherry pie?

Can you…                                 eat for breakfast?

Does your…                               want to become an excellent cook?

As far as I Know…                     make a salad?

Who…                                       you don’t eat meat, do you?


 

           Одним из продуктивных видов работы является поиск и корректировка ошибок.

Correctthefollowingsentences:

1.The European Union’s activities do not cover all areas of public policy, from health and economic policy to foreign affairs and defense.

2.The most important EU institutions are not the Council of the European Union, the European Commission, the European Parliament and the European Court of Justice.

3.Romania and Bulgaria did not join the EU on 1 January 2007.

4.In order to join the European Union, a state does not need to fulfill the economic and political conditions generally known as the Copenhagen criteria, after the Copenhagen summit in June 1993.

           В задании 3 необходимо составить монолог на указанную тему. Предоставляются вербальные опоры, а также картинка-стимул. 1,5 минуты отводится на подготовку и 2 минуты на сам монолог.

           Ошибкой в этом задании является то, что вместо монолога, ученик начинает описывать картинку или рассказывает заученный материал по данной теме. Картинка в данном задании является лишь источником идей. Кроме того, по каждой опоре необходимо сформулировать по 3 предложения. Если одна из опор будет проигнорирована учеником, ответ будет считаться неполным. Данное задание носит базовый уровень сложности, но одновременно тестирует все сформированные коммуникативные и речевые навыки.

           При прохождении очередной темы необходимо формировать её лексическую базу, чем больше словарный запас ученика, тем легче ему высказаться по предложенному плану.

Работа в группах помогает раскрыть каждый пункт плана. На экзамене нет возможности записать свои мысли, а на уроках учащиеся просят в качестве тренировки записывать свои рассуждения. И, уже имея в дальнейшем даже не очень большую лексическую базу, высказываются по пунктам задания увереннее и смелее.

           Вмонологеобязательноприсутствуютречевыемоделивступления “I am going to give a talk about …To my mind it is interesting to talk about it” изаключения “To sum up……That is all I wanted to say about it”; употреблениелогическихсредствсвязивовсехаспектах.

           При подготовке к высказыванию хорошо подходит упражнение на подбор словосочетаний к каждому пункту плана.

Choose word combinations to every point of the plan.

the most popular way of communication

a great invention of a mankind

are very convenient

are small enough

allow us to send messages

log on the Internet

pay for things

play games

take pictures

to communicate with relatives, living far away

are becoming addicted

use them to cheat

           Выбрав словосочетания, уже не так трудно и составить предложения.

Make up sentences.

It is the most popular way of communication.

In my opinion, a mobile phone is a great invention of a mankind.

Mobile phones are very convenient.

They are small enough.

Mobile phones also allow us to send messages.

We can also log on the Internet, pay for things and play games.

Taking pictures is perfect.

It is very convenient to communicate with relatives, living far away.

Teenagers are becoming addicted to their telephones.

They use them to cheat during lessons and while doing homework.

           Составив предложения, можно попробовать и высказаться по теме.

Give a talk about the mobile phones. Remember to say about:

    • the reasons of mobile phones’ popularity;
    • the functions of them;
    • their advantages and disadvantages.

I am going to give a talk about mobile phones. To my mind, it is interesting to talk about it.

It is the most popular way of communication nowadays. In my opinion, it is a great invention of a mankind. Mobiles phones are very convenient. They are small enough and they allow us not only to phone, but to send messages.

We can also log on to the Internet, pay for things, play games and at last take pictures. I am sure people started to communicate more and more after the appearing of this beautiful thing. Moreover, people have a constant way of communication with their relatives when they live far away.

But the fact is, that teenagers are becoming addicted to mobiles. They also use them to cheat at the lessons and while doing their homework.

To sum up, mobile phones, nevertheless, are super thongs. That is all I wanted to say about it.

           Достижение оптимального результата при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку возможно при систематической работе над формированием речевых навыков, знании формата экзамена и приведении к этому формату упражнений УМК.